Урок русского языка «Словообразование имён прилагательных» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
РАЗБОР ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
ПО СОСТАВУ
Класс: 3 «А»
Учитель: Собкина Н.А
Тема: Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов
– Развитие умений наблюдать за образованием имён прилагательных от основ имён существительных и прилагательных, устанавливать способ образования, определять значение, которое вносит суффикс.
– Развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.
– Совершенствование умений устной и письменной речи: создания текста по опорным сочетаниям прил. + сущ.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. II. проверка домашнего задания III.Словарная работа IV. Сообщение темы урока |
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату. Одиннадцатое марта) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 3 4 -Прочитайте прилагательные, в которых есть удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.
- -Запишите и разберите по составу слова: чайный, ароматный. -Образуйте имена прилагательные от существительных с помощью суффикса –ск-: январь, Москва, француз, Русь Проверка на слайде
Разберите прилагательные по составу: январский, французский – Прочитайте ключевые слова темы на с. 98. Имена прилагательные Изменение Образование Безударные гласные в окончаниях Разбор по составу Какие из этих слов ещё не звучали на наших уроках по теме «Имя прилагательное»? (Образование, разбор по составу.) – Словообразование имён прилагательных. Это и будет тема нашего урока. |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
V.тренировочные упражнения |
1 3 3 - упр.341. прочитайте стихотворение. Автор выразил в нем очень важную мысль с помощью однокоренных слов. Найди эти слова, подумай над значением слов честный и бесчестный. Как называются эти слова? Какой прием использовал автор для построения своего стихотворения. Спиши обозначь орфограммы. Честь. Чести золото не купит, Честный чести не уступит, Честь нужна ему, как свет, Рад продать ее бесчестный, Но, как всякому известно, У бесчестных чести нет. - так какой же прием использовал автор стихотворения? ( текст построен на антонимах честный и бесчестный) - упр.342. прочитай. Какие слова написаны в каждом столбике? Назови сначала синонимы, а потом антонимы. Хорошо ли понятен тебе смысл каждого слова? Спиши, разбери эти слова по составу. Честный Нечестный Порядочный непорядочный Добропорядочный бесчестный Бессовестный Честный (от честь) нечестный Порядочный (от порядок) непорядочный Добропорядочный - бесчестный Чистоплотный ( от чистая плоть, т.е тело) бессовестный |
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VI.постановка проблемы. наблюдение |
3 4 3 -прочитайте сочетания слов (слайд) Белые ромашки, ярко-желтые лимоны, теплый вечер, светло-голубой колокольчик.
-есть ли среди прилагательных сложные слова? (да, есть) - чем они отличаются от уже знакомых нам сложных слов? (да, есть сложные прилагательные) -как они написаны? ( они написаны через дефис) - что обозначают эти прилагательные? ( эти прилагательные обозначают признак предмета по цвету, а точнее – оттенок цвета) - приведите свои примеры таких прилагательных. (светло-зеленый куст; ярко-оранжевое солнце) -давайте послушаем сказку про цветные прилагательные. Живет среди прилагательных маленький озорник. Это не звук, не буква и к знакам препинания себя не относит. Он такой один – дефис. Очень похож на тире, только короче. Как увидит сложное цветное прилагательное, так обязательно в него забирается. |
|
VII. запись на доске под диктовку VIII. творческая работа |
3 4 6 1 3 Запишите в тетрадь. Темно- синее море выбросило на горячий ярко-желтый песок красивую бледно-розовую ракушку. -подчеркните волнистой линией все прилагательные. - назовите сложные прилагательные. (ярко-желтый; темно-синее; бледно-розовую) -как вы их написали? ( сложные прилагательные мы написали через дефис) - что нужно запомнить? ( нужно запомнить, что все сложные прилагательные пишутся через дефис) - упр.343. составь предложения с данными сочетаниями слов так, чтобы получился текст. Озаглавь и запиши текст. Подчеркни знакомые орфограммы в словах и между словами. В березовом лесу, у старого пня, под желтыми листочками, на тонких длинных ножках, разноцветные головки, на крепких толстеньких ножках, с красными шляпками, в белую крапинку. - Какова будет тема текста? (Тема текста- грибы в осеннем лесу) - составьте устно предложения так, чтобы получился рассказ. Пример составленного текста: Осенью в лесу. Что можно увидеть в осеннем березовом лесу? У старого пня под желтыми листочками спрятались опята. Дружная семейка на тонких длинных ножках так и просятся в корзину. Важно стоят на крепких толстеньких ножках главные грибы в березовом лесу-подберезовики. Между деревьев разбежались сыроежки, их разноцветные головки повсюду. На самом видном месте красуются грибы с красными шляпками в белую крапинку. Не обмануть им никого своей красотой- они ядовитые. |
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
V. Итог урока. |
4 4 -Почему нужно начинать разбор слова по составу с определения того, какая это часть речи? (Это поможет выделять при анализе знакомые морфемы, характерные для определенных частей речи. А также поможет менять форму слова для выделения окончаний.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
|
VI. Домашнее задание. |
Упр.343. составить и письменно записать текст, который составите. |
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1456428745.ppt (.)