Разработка урока по теме "Разноспрягаемые глаголы"

1
0
Материал опубликован 24 November

7 класс Тема: Разноспрягаемые глаголы.

повторить морфологические признаки глагола;

повторить спряжение глаголов;

дать понятие о разноспрягаемых глаголах;

научить правильно спрягать глаголы хотеть, бежать, есть, дать;

развивать орфографическую зоркость.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Здравствуйте , ребята! Садитесь.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит

II. Вступительное слово учителя. Повторение.

- Вы готовы отправится в страну знаний? Ну, если готовы, тогда начинаем».

- Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления занимает второе место после имен существительных. Что вы можете рассказать об этой части речи? Давайте вспомним, что такое глагол, какие морфологические признаки он имеет. (к постоянным морфологическим признакам относятся: вид (совершенный, несовершенный), переходнось/непереходность, возратность/невозвратность)

- Какая часть речи называется глаголом? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает и каким членом предложения он является? (Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и состояние предмета, отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». В предложении чаще всего выступает в роли сказуемого).

- Что такое неопределенная форма глагола (инфинитив)? (неопределенная форма глагола (инфинитив) – начальная форма глагола. Имеет формообразовательные суффиксы -ть, -ти, -чь).

Кластер

ГЛАГОЛ

Неопределённая форма глагола (инфинитив)

начальная форма глагола

Постоянные признаки                                 Непостоянные признаки

Вид(совершенный/несовершенный)            наклонение

Переходный/непереходный                         время

Возвратный/невозвратный                           лицо

Спряжение                                                   число

                                                               Род (у глаголов прошедшего времени и условного         наклонения)


- Что обозначают глаголы совершенного и несовершенного вида? (Совершенный вид - ЧТО СДЕЛАТЬ?– глагол, указывающий на завершённость действия, его результат, конец действия: взять, положить, зазвенеть, обрадовали, подготовят)

(Несовершенного вида – ЧТО ДЕЛАТЬ?- глагол, обозначают действие длительное, совершающиеся в настоящее время или повторяющиеся: класть, вышивали, хлопали, мечтать)

- Расскажите о переходных и непереходных глаголах? (Переходные глаголы – глаголы. Которые обозначают действие, переходящие на предмет. Имеют при себе существительное или местоимение в винительном падеже без предлога: рассказать сказку, доверять.

Непереходные глаголы – все остальные)

- Скажите, в чем особенность возвратных глаголов? (Возвратные - имеющие постфикс -ся, -сь. После них никогда не употребляются имена существительные и местоимения в В.п., поэтому все они являются непереходными).

Собирать – собираться, катить – катиться

- Расскажите, как определить, к какому спряжению относится глагол? (Спряжение глаголов - изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Принадлежность к определенному типу спряжения определяется по неопределенной форме глагола )

t1732466129ac.png

III. Сообщение темы урока, цели и задач

- Обратите внимание на доску, где записаны глаголов. Ваша задача определить, к какому из спряжений относятся данные глаголы.

1. Работа у доски.

Определите спряжение у глаголов.

Замкнуть, хотеть, обидеть, рассказать, бежать, ликовать, услышать, есть, побелить, инспектировать, сразиться, дать, закончить.

Правильные ответы:

замкнуть — ударное окончание, замкнут — 1 спряжение;

обидеть — глагол-исключение 2 спряжения, нужно запомнить;

рассказать — суффикс -а- — 1 спряжение;

ликовать — суффикс -а- — 1 спряжение;

услышать — глагол-исключение 2 спряжения;

побелить — суффикс -и- — 2 спряжение;

инспектировать — суффикс -а- — 1 спряжение;

сразиться — суффикс -и- — 2 спряжение;

закончить — суффикс -и- — 2 спряжение.

Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, есть, дать (глаголы, у которых трудно отнести к I или II спряжению. Это глаголы бежать, хотеть, есть, дать.) – лишние глаголы. Их необходимо проспрягать

Хотеть бежать

Я хочу бегу

Ты хочешь бежишь

Он хочет бежит

Мы хотим бежим

Вы хотите бежите

Они хотят бегут

- Скажите, о чем мы свами будем сегодня говорить? (о разноспрягаемых глаголах)

- Правильно, тема нашего урока «Разноспрягаемые глаголы». (число, тема урока в тетради)

- Какова цель нашего урока:

1. познакомиться с (мы познакомимся с разноспрягаемыми глаголами и посмотрим, почему они так называются)

2. повторить …. зачем (повторим особенности 1 и 2 спряжения и зачем нам надо знать спряжение глагола)

3. обратить внимание (обратим внимание на окончания разноспрягаемых глаголов )

IV. Усвоение и закрепление нового материала

1. Работа с учебником. Рассмотрите таблицы .

Стр. 59 (таблица)

Проспрягайте глаголы в тетради.

(У глагола бежать в тексте одна форма имеет окончание I спряжения, а другая – II, у глагола хотеть тоже окончания указывают на разные спряжения.

Вывод: глагол хотеть в ед. числе имеет личные окончания 1 спряжения, а во мн. числе - 2 спряжения. Глагол бежать в 3 лице мн. ч спрягается по 1 спряжению, в остальных случаях- по 2-му

- На что еще вы обратили внимание? (При изменении глаголов происходит чередование: г//ж, ч//т)

Стр.60 (таблица)

А у глаголов дать и есть в единственном числе вообще непонятные окончания.

Вывод: они совмещают в себе признаки и 1, и 2 спряжения

Выделите окончания.

есть дать

Я ем дам

Ты ешь дашь

Он ест даст

Мы едим дадим

Вы едите дадите

Они едят дадут

- Как вы уже обратили внимание правила в учебнике нет, автора учебника предоставляют нам возможность стать соавторами, попробуйте сформулировать определение. (Разноспрягаемые глаголы – глаголы, которые при спряжении имеют личные окончания как форм 1, так и форм 2 спряжения.)

2. Работа у доски.

Упр.113 (Найти формы глаголов бежать, хотеть. Определить спряжение и выделить окончание)

3. Самостоятельная работа

А сейчас выполним упражнение 115 (по вариантам, 2 учащихся у доски).
Спишите, раскройте скобки. Укажите лицо и число разноспрягаемых глаголов .

Упр. 118. (взаимопроверка по ключу).

(Спишите, подбирая подходящие по смыслу глаголы и ставя их в нужную форму. Определите окончания какого спряжения имеют).

V. Подведение итогов.

(Игра «Найди родственника»)

- У вас на столе лежат глаголы, пожалуйста определите их спряжение и ко мне подойдите разноспрягаемые глаголы, по правую от меня построится 1спряжение, по левую руку – 2 спряжение: (дети должны доказать выбор спряжения глагола) .

Глаголы 1 спряжения: брить (искл.), познать, прыгаешь (прыгать), стелить (искл.), читают (читать)

Глаголы 2 спряжения: держать (искл.), рубить, вертеть (искл.), спите (спать)

Разноспрягаемые глаголы: бежишь (бежать), захотите (хотеть), сдать (дать), ест (есть)

- Молодцы, ребята!

VI. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?
– Какие глаголы относятся  к разноспрягаемым?
(Разноспрягаемые глаголы – глаголы, которые при спряжении имеют личные окончания как форм 1, так и форм 2 спряжения.)
– Почему?
(они совмещают в себе признаки и 1, и 2 спряжения)

-Зачем знать спряжение глагола? (чтобы правильно писать их окончания!)

VII.

Домашнее задание: § 14, упражнение 119. 

- Спасибо всем за урок!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.