12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Разработка урока по истории

для учащихся 6 класса по теме: ««Русь в X - XII вв.»

Тип урока: урок развивающего контроля.

Форма: игра брейн – ринг.

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания учащих­ся по теме «Русь в X - XII вв.»; развивать по­знавательную активность учеников; определить степень усвоения изученного материала.

Планируемые результаты:

предметные: актуализировать и об­общать знания по истории Руси и всеобщей истории X - XII в; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотно­сить и систематизировать информацию из различных историче­ских источников; метапредметные УУД :

I) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; раз­вивать коммуникативные действия, направленные на система­тизации знаний по данной теме;

2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; осозна­вать уровень и качество усвоения учебного материала; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепен­ную;

3) познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; владеть общими приемами решения учебных задач;

личностные УУД: формировать и развивать устойчивую мо­тивацию учения; расширять оценочную деятельность; овладевать способами обобщения и систематизации знаний; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; ува­жать культурные достижениями.

Подготовительная работа:

Класс делится на 3 команды в соответствии с рядами. Выбираются капитаны команд. Команды придумывают приветствие. Команды знакомятся с условиями игры: вопрос читается командам 1 раз. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку. При правильном ответе засчитывается 1 балл, выдаётся жетон. По ходу игры баллы начисляются. Первое место занимает команда, получившая максимальное количество баллов. Остальные - второе и третье место по количеству баллов.

Выбираются также члены жюри, хорошо знающие историю.


Ход урока

1 этап. Разминка.

1) Древнее население огромных территорий Европы и Азии. (Индоевропейцы).

2) Центром расселения славянских племен стал бассейн реки. (Вислы).

3) На рубеже 8-9 вв. поляне освободились и перестали выплачивать им дань. Кому? (Хазарам)

4) Монеты на Руси назывались. (Кунами)

5) Собрание всего племени. (Вече)

6) Бог Солнца. (Даждьбог)

7) Скульптурное изображение славянских богов. (Кумир)

8) Определенные места, куда ежегодно свозили дань. (Погост)

9) В центре города находился. (Детинец, кремль).


Подсчет баллов и определение лидера.


2 этап. Кому принадлежат выражения?


1)“Да будет Киев матерью городов русских!” (Олег).

2)“Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей” (Святослав).

3)“Я тебе по обещанию моему честь воздал как приятелю, а сужу как изменника и убийцу государя своего” (Владимир говорит Блуду).

4)“Лучше мне умереть” (Анна).

5) “Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие, никакого зла вам не причинившего” (Глеб.)

6) “Зачем губим русскую землю, сами на себя ссоры навлекая” (Князья в Любече).

7)“Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! Так лошадь вам жаль, а самого смерда не жаль” (Мономах).

8) “А теперь поведаю вам, дети, о труде своём, как я трудился … с 13 лет»” (Мономах).

9) « Иду на вы». ( Святослав)

Подсчет баллов. Определение лидера.


3. Этап. Узнай, кто это?

1) И пошел _____ на греков, и вышли те против русских. Увидев их, русские сильно испугались такого великого множества воинов, и сказал _______: “Уже нам некуда деться, волею или неволею – должны сразиться. Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые срама не имут.” (Святослав)


2) При нем в Киеве велось каменное строительство, развивались ремесла, торговля. Развернулась большая работа по переводу на русский язык и переписки книг. (Ярослав Мудрый)


3) Летописец так выразился об этом князе, последнем из князей единого Древнерусского государства: “Много пота утер он за землю Русскую”. Смерть князя совпала с окончательным распадом Руси на отдельные княжества и земли. (Мстислав Великий)


4) “И секли его мечами, и саблями, наносили раны копьями… нечестивые же, думая, что князь убит, взяли раненного друга своего, и трепеща ушли. Князь же, оторопев, выскочил за ними и пошел под сени с громкими стонами. Они же, услышав его голос, возвратились… Тут окаянные бросились к нему. Петр же, Кучков зять, отсек ему руку правую”- говорит летописец. О чьей гибели? (Андрей Боголюбский).

5) « И в Константинополе во дворце императора она отличалась ловкостью, хитростью, перехитрила императора, как прежде перехитрила древлян» ( Ольга).

6) « Он презирал любые удобства, спал под открытым небом и вместо подушки клал под голову седло…) ( Святослав).


Подсчет баллов. Определение лидера.


4. Этап. Задачи.


1) Согласно сложившейся традиции, многие короли Франции во время торжественной церемонии коронования, проходившей в Реймском соборе, давали клятву на Евангелии. При этом они соприкасались с … эпохой киевского князя Ярослава Мудрого. Каким же образом?


Ответ: Дочь Ярослава Мудрого Анна стала женой французского короля Генриха 1. Из Киева в Париж она привезла древнеславянское Евангелие, позднее известное как Реймское (по месту его хранения). Именно на нем давали клятву дофины, становящиеся королями.


2) От чего варяги, поселившись на Руси, быстро смешивались с местными жителями, а с печенегами и половцами этого не случилось.


Ответ: Варяги легко растворялись среди оседлых земледельцев и горожан во всех (христианских) странах Восточной и Западной Европы. Растворению печенегов и половцев среди русских мешала разница в их хозяйственном укладе - кочевые скотоводы и оседлые земледельцы.


3) Как поделили сыновья Ярослава Мудрого власть на Руси? Почему между ними почти не было усобиц, а после смерти Владимира и Святослава усобицы были?


Ответ: Ярослав установил лествицу - очередь князей на киевский престол, старшего в роду. В ожидании этого они правили разными городами, переходя в более богатые города.


4) Кому из жителей Древней Руси требовалось ни много ни мало 600 метров проволоки.

Ответ: Оружейникам. В среднем на изготовление кольчуги шло указанное количество проволоки.


5) Какой обычай Древней Спарты сами того не ведая соблюдали русские князья в IX–X вв. в повседневной жизни. Подсказку вы можете найти у А.С. Пушкина в очень известном произведении; вот только о Спарте в нем ничего не сказано.


Ответ: В Спарте практиковались обязательные совместные обеды. В Древней Руси существовали совместные трапезы князя и его дружинников.


6) Назовите путь из варяг в греки. Показать по карте.


Ответ: Варяжское (Балтийское) море - Финский залив - река Нева - Ладожское озеро - река Волхов - озеро Ильмень - река Ловать - волоком корабли таскали до верховья Днепра - Днепр-Русское (Черное) море - Константинополь.


Подсчет баллов. Определение лидера.


5 этап. Блиц – вопрос команд друг другу.


6 этап. Конкурс капитанов: дать определение терминам.

Язычество …

Вервь -…

Вече-…

Вотчина –

Боярин -…

Житиё-…


7 этап. Определить, из какого источника представлены цитаты.


1) “Те же славяне, которые около озера Ильменя прозвались своим именем –славянами, и построили город, и назвали его Новгородом”. («Повесть временных лет»).

2. “Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну”. («Русская правда»).

3) “Что знаете хорошего , того не забывайте, чего не знаете, тому учитесь; не ленитесь , ни на что доброе, но паче всего блюдите страх Божий”. («Поучение» Владимира Мономаха).

4) “Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика и стали одолевать болгары...” («Повесть временных лет»)

5) “Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду”. («Русская правда»)

6) «И с коня я много раз падал, голову себе разбивал дважды, повредил свои руки и ноги”. («Поучение» Владимира Мономаха)

Подсчет баллов. Определение лидера.

Если 2 команды имеют одинаковое количество баллов, вызываются капитаны команд и им дается задание – текст с ошибками.


8 этап. Текст с ошибками.


По инициативе Владимира в 1037 г. был заложен новый главный храм Киева - Успенский собор, который соперничал по красоте и размерам со святыней Константинополя. Всего же в Киеве насчитывалось 300 церквей. Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Владимир основал ряд новых городов. На Волге же был заложен Юрьев, а в отвоеванной земле чуди (эстов) – Переяславль (нынешний эстонский город Тарту). Город был назван так в честь святого покровителя Ярослава.


Ответ: по инициативе Ярослава, Софийский собор, 400 церквей, на Волге заложен Ярославль, в земле эстов Юрьев.


Подсчет баллов, определение лидеров. Подведение итогов. Награждение команд.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.