12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Надежда85
Россия, Курганская обл., Шадринск

Тестовые задания по истории России для 6 класса

по теме «Русь в IXXII вв.».

Часть А

1. В каком году произошло «призвание» варяг на Русь?

1. 862 г.

2. 880 г.

Ответ:

 

3. 988 г.

4. 1123 г.

2. Основными теориями возникновения государства у восточных славян являются

1. норманнская и антинорманская

2. норманнская и договорная

Ответ:

 

3. антинорманская и греческая

4. договорная и естественная

3. В каком году произошло объединение Киева и Новгорода?

1. 880 г.

2. 882 г.

Ответ:

 

3. 911 г.

4. 945 г.

4. Какой князь совершил первый поход на Византию в 907 г.?

1. Святослав

2. Рюрик

Ответ:

 

3. Олег

4. Ярослав

5. В каком году произошло принятие христианства на Руси?

1. 882 г.

2. 980 г.

Ответ:

 

3. 988 г.

4. 1015 г.

6. Какое событие произошло в 1097 г.?

1. создание «Повести временных лет»

Ответ:

 

2. разгром Хазарского каганата

3. съезд в Любече

4. поход Игоря на древлян

7. Назовите автора «Повести временных лет»

1. Нестор

Ответ:

 

2. Олег

3. Игорь

4.Святослав

8. Кто из древнерусских князей написал «Поучение детям»?

1. Святослав Игоревич

2. Владимир Святой

Ответ:

 

3. Владимир Мономах

4. Рюрик

9. Восстание в Киеве произошло

1. 1015 г.

Ответ:

 

2. 1025 г.

3. 1113 г.

4. 1201 г.

10. Принятие христианства способствовало (выберите несколько вариантов ответа)

1. укреплению княжеской власти

2. повышению культуры и искусства

Ответ:

 

3. ослаблению государства

4. появлению междоусобиц

5. увеличение торговых оборотов с христианскими государствами

6. распространению язычества

Часть В

11. Установите соответствия между именами князей и их деятельностью. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбика

Имена Деятельность

А. Игорь 1. Крещение Руси

Б. Ярослав Мудрый 2. Принятие Русской Правды

В. Владимир Святой 3. Поход на древлян

4. Разгром половцев

А

Б

В

     

12. Установите соответствия между терминами и их значением. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбика

Имена Деятельность

А. Смерды 1. Разорившиеся общинники, попавшие в долговую кабалу

Б. Рядовичи 2. Сельские жители, несшие повинности в пользу князя

В. Закупы 3. Люди, заключившие трудовой договор на определенный срок

4. Члены старшей дружины

А

Б

В

     

13. Установите соответствия между терминами и их значением. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбика

Имена Деятельность

А. Уроки 1. Место сбора дани на Руси

Б. Погосты 2. Фиксированный набор дани

В. Вотчина 3. Земля, передающаяся по наследству от отца к сыну

 

А

Б

В

     

14. Установите соответствия между терминами и их значением. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбика

Имена Деятельность

А. Мозаика 1. Изображение, составленное при помощи цветных камешков

Б. Летопись 2. Народное сказание о героях

В. Фреска 3. Запись исторических событий по годам

Г. Былина 4. Роспись красками по сырой штукатурке

 

А

Б

В

Г

       

Часть С

Прочитайте отрывки ответьте на вопросы

С 1. «Повесть временных лет». Начало XII в.

В год 883. Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В год 884. Отправился Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, не позволил им платить дань хазарам, говоря так: «Я враг их, и вам им платить незачем».

В год 885. Послал Олег к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал…

В год 907. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги…

Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе»… И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.

Вопросы и задания к документу

1. Как данный отрывок из летописи характеризует внутреннюю и внешнюю политику Олега?

Ответ:__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

2. «Повесть временных лет» была написана монахом Нестором XII в., то есть после принятия христианства. Как православный монах относится к походу Олега на греков?

Ответ: _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

С 2. «Повесть временных лет». Начало XII в.

В год 955. Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила царю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом, и наставил ее патриарх в вере, и оставила тьму. Патриарх сказал: «Благословят тебя сыны русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков». И было наречено ей в крещении имя Елена.. После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью?».. И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. 

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду впадет, как сказано: «Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет». Святослав же притом гневался на мать. 

Вопросы и задания к документу

1. Когда Ольга приняла христианство?

Ответ:__________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. Почему Святослав не хотел принимать православную веру? Как этот факт характеризует взаимоотношения князя и дружины?

Ответ:__________________________________________________________________

________________________________________________________________________

С 3. Иларион. «Слово о Законе и Благодати»

Хвалит же хвалебным гласом римская страна Петра и Павла, от них уверовавшая в Иисуса Христа, Сына Божия, Асия и Эфес, и Патмос - Иоанна Богослова. Индия - Фому, Египет Марка. Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли..

Добрая наставница в благоверии твоем, о блаженный, — Святая Церковь Пресвятой Богородицы Марии, которую (ты) создал на правоверней основе и где ныне лежит мужественное тело твое, ожидая трубы архангельской.
   Добрый и верный свидетель — сын твой Георгий, которого Господь создал преемником твоему владычеству: не нарушающим твоих уставов, но утверждающим; не умаляющим хранилищ твоего благоверия, но умножающим; не на словах, но (на деле) доводящим до конца, что тобою неокончено, как Соломон (дела) Давида; и Дом Божий, великий, святой Премудрости (Его) на святость и освящение града твоего и украсил его всякой красотой: златом и серебром, и каменьями дорогими, и сосудами священными — такую церковь дивную и славную среди всех соседних народов, что другой (такой) же не отыщется во всей полунощи земной, от востока до запада. И славный град твой Киев величием, как венцом, окружил, вручил людей твоих и град скорой на помощь христианам Всеславной Святой Богородице…

Встань, отряси сон, ибо не умер ты, но спишь до всеобщего восстания! Встань, ты не умер, ведь не должно умереть веровавшему во Христа, Жизнь всему миру! Отряси сон, возведи очи и увидишь, какой чести сподобил тебя Господь там, и на земле не оставил беспамятным в сыне твоем. Встань, взгляни на чадо свое, Георгия, взгляни на род свой, взгляни на милого своего, взгляни (на того), кого Господь произвел от чресл твоих, взгляни на украшающего престол земли твоей — и возрадуйся и возвеселись.. Взгляни на внуков твоих и правнуков: как живут, как хранимы они Господом, как благоверие держат по завету твоему, как в святые церкви часто ходят, как славят Христа, как поклоняются Имени Его. Взгляни же и на град, величием сияющий! Взгляни на церкви процветающие, взгляни на христианство возрастающее, взгляни на град, иконами святых освящаемый и блистающий, и фимиамом благоухающий, и хвалами, и божественными (именами), и песнопениями святыми оглашаемый.  И все это увидев, возрадуйся, и возвеселись, и восхвали Бога Благого, всего устроителя.

Вопросы к документу

1. Как оценивает Иларион правление Владимира? О каких заслугах он говорит особо?

Ответ: _________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. При жизни Владимира с Ярославом были разногласия. Иларион утверждает, что Ярослав – продолжатель дела Владимира. Согласны ли вы с утверждением? Какими фактами вы можете подтвердить его мнение?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Инструкция

Контрольно - измерительный материал (тест) содержит в себе три части (А, В, С).

Часть «А» направлена на выбор ответа из предложенных вариантов. Ответы учащиеся записывают в специальную ячейку с правой стороны, указывается только номер ответа.

Часть «В» направлена на установление соответствия, где к каждой позиции первого столбика необходимо подобрать соответствующую позицию из второго столбика и записать в таблицу. Записываются только цифры.

Часть «С» предполагает работу с историческими источниками, где учащиеся отвечают на вопросы к документу полным развернутым ответом.

Ответы

Часть А

вопроса

Ответ

1.

1

2.

1

3.

2

4.

3

5.

3

6.

3

7.

1

8.

3

9.

3

10.

126


 

Часть В

11.

А

Б

В

3

2

1

12.

А

Б

В

2

3

1

13.

А

Б

В

2

1

3

14.

А

Б

В

Г

1

3

4

2


 

Часть С

С 1.

1. Как данный отрывок из летописи характеризует внутреннюю и внешнюю политику Олега?

Ответ: В данном отрывке описывается покорение Олегом древлян, северян, радимичей и война с тиверцами и уличами. Олег совершает поход на Царьград, возложив на греков дань.

2. «Повесть временных лет» была написана монахом Нестором XII в., то есть после принятия христианства. Как православный монах относится к походу Олега на греков?

Ответ: Нестор относится к походу Олега на греков отрицательно, обвиняя в жестокости, убийствах, поджогах церквей и грабежах.

 С 2.

1. Когда Ольга приняла христианство?

Ответ: Княгине Ольга приняла христианство в 955 г. в Царьграде.

2. Почему Святослав не хотел принимать православную веру? Как этот факт характеризует взаимоотношения князя и дружины?

Ответ: Святослав не хотел принимать веру один, боясь что дружина будет над ним насмехаться.

С 3.

1. Как оценивает Иларион правление Владимира? О каких заслугах он говорит особо?

Ответ: Иларион сравнивает Владимира с учителем и наставником, прославившегося мужеством, храбростью, победами. Особенно автор описывает принятие христианства на Руси, прославляя Владимира.

2. При жизни Владимира с Ярославом были разногласия. Иларион утверждает, что Ярослав – продолжатель дела Владимира. Согласны ли вы с утверждением? Какими фактами вы можете подтвердить его мнение?

Ответ: Я согласен (а) с утверждением, что Ярослав - продолжатель дела Владимира. В период правления Ярослава Древнерусское государство достигает своего расцвета, начинается подъем культуры, строительство церквей, развивается иконопись, совершаются церковные молебны и песнопения.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.