Словарный урок по русскому языку для 3 класса «Корень слова. Однокоренные слова»
3
« Cловарный урок для 3 класса»
Р усский язык. «Корень слова. Однокоренные слова»
Пояснительная записка:
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова».
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.
-. развивать речь.
-. пополнять словарный запас учащихся
- совершенствовать навыки работы с известными словарями;
–воспитывать культуру работы со словарями разных типов;
Планируемые результаты:
Личностные:
Обучающийся получит возможность для формирования
- положительного отношения к языковой деятельности;
- развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
Метапредметные результаты:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;
в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Слушать собеседника и понимать речь других;
работать в парах, группах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
Предметные результаты
-пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
-соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы организации: групповая, коллективная.
Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс» В.Канакина, В.Горецкий, 2020 год; карточки для учащихся., тест, разные словари, презентация.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организацион ный этап | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Интересное узнать. | Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя . Настраиваются на работу. |
| Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. | 1. Организует минутку чистописания. -На минутке чистописания повторим cjtсое cоединения буквы ~ «дэ». (д) Д Дд дд ди до од род 2.Вспомнить и другие пословицы о Родине? 1.Формулирование темы урока и целеполагание. +Как называются слова –родина, родственник, род? (родственные) +Что имеют родственные слова? (корень) +Сформулируйте тему урока.( Корень как общая часть родственных слов) +Какие цели поставим перед собой? - упражняться, в чем? …..(в умении находить родственные слова, выделять корень); -развивать, что? … (орфографическую зоркость); - обогащать, что? .. (словарный запас, развивать речь..). 2. Мотивирует к выполнению учебной деятельности. Выводит на тему урока На доске выставляется карточка со словом «Родина» -Составьте устно СИНКВЕЙНА к слову РОДИНА (работа в паре) 3.Организует работу по повторению способов выделения корня в однокоренных словах. - Составьте и запишите в тетрадь слова по словообразовательным моделям: Родина, родители, родственники, родной -Что мы должны вспомнить при записи однокоренных слов? -Поставьте ударение; -Выделите корень; -Докажите, что записанные слова являются однокоренными; -Какое слово будет являться проверочным? | записывают в рабочую тетрадь определяют смысловое значение пословицы (ответы учащихся ) Ответы учащихся: -Ж*ть — Р*дине служить. -Для Р*дины своей ни сил, ни ж*зни не жалей. -Р*дная сторона — мать, ч*жая — мачеха. -Р*дная ст*р*на, как мать, и накормит и прил*скает. Задание: 2 пословицы записать в тетрадь; определить орфограмму в словах с пропущенной буквой , доказать правильное написание. Организовать фронтальную работу по нахождению орфограмм создать условия для повторения признаков родственных слов; включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов; организовать работу с различными видами словарей (толковый словарь. Словарь синонимов и антонимов, фразеологизмов и др) Устно составляют СИНКВЕЙН по теме «Родина»» 1.Родина 2.Милая, прекрасная 3.Любит, заботится 4.Нет в мире краше Родины нашей. Родину-мать умей защищать. 5.Отечество Записывают однокоренные слова, выделяют корень Вспоминают и озвучивают правило единообразного написания корня. |
2 | Постановка цели и задач урока. | Сегодня на уроке мы будем расширять свой словарный запас, продолжая работать по теме «Однокоренные слова» 1.Докажите, что слова: ~ сад, садик, садовый, садовник, посадил ~ однокоренные. Подберите однокоренные слова в таком порядке: Имя существительное ~ – имя прилагательное ~ – глагол. соль ~ – солонка ~ – солёный ~ – солить. В тетради и на доске. Звон – ~~ звонок – ~ ~ звонкий – ~ ~ звонить. Боль – ~ ~ болезнь –~ ~ больной – ~ ~ болеть. 2. Игра «Четвёртый лишний». В каждой цепочке слов найдите лишнее слово. Час, часок, часовщик, часть. Морозный, холодный, мороз, морозить. Вода, водный, водить, водичка. Улететь, полёт, летучий, летний. Соринка, сор, сорвал, насорил. 3. Продолжите цепочку однокоренных слов из различных частей речи: Работа – ( рабочий, работать) Мороз – (морозный, морозить). | Приводят доказательство, что слово является однокоренным если: -имеет сходное значение, общее исходное слово, общую часть, общий корень. |
3. | Закрепление изученного материала. | Организует групповую работу по поиску и отбору однокоренных слов с использованием ранее изученных словарей. Работа в группах Работа с толковым словарем. 1группа: 1.Найдите в словаре толкование слова «РОДИНА». -Каким словарем вы воспользовались? -Кто автор-составитель словаря? -Что помогло вам быстро отыскать толкование слова? Кратко запишите в тетрадь его значения. Контролирует выполнение задания, при необходимости помогает. | Работа по группам. Ро́дина, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. Москва — его р. Индия — р. шахмат. ◊ Вторая родина — место, давшее кому-н. приют, ставшее родным. Определяют вид словаря, который содержит толкование данного слова, находят его значение; докладывают классу. |
| | Работа со словарем однокоренных слов 2 группа В словаре найдите и запишите в тетрадь еще несколько однокоренных слов с корнем «РОД». Выделите корень. Помните правило единообразного написания корня в однокоренных словах! -Каким словарем воспользовались для поиска слов? Почему? Кто автор-составитель словаря? Что помогло быстро отыскать толкование слова? | Работа в группе. Однокоренные слова. 1. Родина – родинка, родимый, родной, родить, урожденный; 2. Родина – род, родители, родственный, родня; 3. Родина – рождение, родиться. Родина ← родитель ←родной ←рожденный←рождать. Находят найденные слова Выделяют корень. Доказывают, что они однокоренные. |
| | Работа с фразеологическим словарем Найдите в словаре и запишите в тетрадь фразеологические обороты. -Каким словарем вы воспользовались? -Кто автор-составитель словаря? | В группе выполняют задание. Фразеологические обороты. 1. Вернуться на родину 2.Измена родине 3.Родина Ильича 4. Россия — родина слонов Находят и записывают в тетрадь. |
| | Работа со словарем синонимов и антонимов -Что обозначает это слово? Какой словарь дает толкование этого слова? | В группе выполняют задание. Синонимы. Родина - Отечество, отчизна; колыбель; родная сторона (сторонка), родной край, родное пепелище, родные палестины; отчий край, родные осины, родная земля, родные места, прародина, край отцов. Антонимы. Родина -чужбина, граница, чужой. Находят слово и его толкование. |
4 | Физкультминутка | - Давайте с вами немного отдохнём. А для этого поиграем в игру «Руки – ноги». Я буду ведущим. Если я говорю ноги, вы встаёте, если руки – вы поднимаете руки вверх. Если вы уже стоите, и я говорю ноги, то вы садитесь, если у вас руки уже вверху, а я говорю руки, то вы их опускаете. - Руки поставили на пояс, посмотрели на окно, на дверь. – Зацепились за свои ушки и потянули их вниз несколько раз. | Видеопрезентаия физкультурной минутки (дети выполняют упражнения) |
| | 5.Отчет групп. Обобщает знания о видах известных словарей и способах работы с ними. -Какими словарями вы сегодня воспользовались? 6. Показывает способ поиска и работы с интерактивными словарями на портале Дневник. ру.
| От группы выступает 1 участник, который представляет исследовательскую работу группы Объясняет выбор данного словаря Определяют, что в Приложениях портала Дневник.ру в режиме онлайн можно пользоваться 2 словарями, это: 1.Большой толковый словарь русского языка 2.Словарь синонимов Наблюдают, читают толкование слова. |
5 | Работа с учебни- ком | -Читают задание по цепочке, выполняем в тетради, один ученик- у доски. -Уметь отличать однокоренные слова и формы слова | Работа по учебнику С 61 упр.107. Доказывают по алгоритму. |
6 | Закрепление | 1Дополнительное задание на карточках: Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Найдите однокоренные слова, ~ выделите в них корень. У в..р..бья очень б..льшая сем..я. Весь день в..р..бьиха хл..почет над д..тьми. А отец пищ.. добывает. Вырастут в..р..бьишки и будут защ..щать р..дные л..са, п..ля, с..ды. 2. Проверочное задание-тест. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока. Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3) (на досках) Так же как и у кустов, Корень есть у разных слов. Будь внимателен к словам И проверь-ка ты все сам: Все ли слова родные – однокоренные? Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Горный, горка, городок, Пёс, песочный, песок, Моряки, морской, моржи, Корень, корневой, коржи. Все проверили слова? Отвечайте тогда! | Проверка учащимися: 1) 1, 2, 3. 2) 1, 2, 3. 3) 1, 2, 3. 4) 1, 2, 3. 5) 1, 2, 3. 6) 1, 2, 3. 7) 1, 2, 3 . - Слов на свете нам не счесть, В каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, Надо корень выделять. |
7 | ИТОГ УРОКА. Рефлексия. | Подведём итоги. Закончите фразу. | Упр 109 с 62 |
Выводы.
Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечивало обратную связь.
Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.
В ходе выполнения заданий, дети узнали, что такое корень и какие слова называются однокоренные. Использовались разные словари, и задания, связанные с ними.
Постепенно увеличивалась степень сложности задания и самостоятельности учащихся при их выполнении. Самостоятельные работы проведены с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовали развитию самостоятельности.
Литература:
Н.Ю. Яшина, В.И. Овсянникова «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка». – Н.Н. НИРО 2019 г.
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2020 г. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 1-4 классы.-Москва «Просвещение» 2020 г. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/12/28/prezentatsiya-mir-slovarey?ysclid=l7ncdiamq484461387