Разработка урока развития речи на тему «Письмо в 1941 год» (8 класс)

9
1
Материал опубликован 23 November 2019

Разработка урока развития речи

учителя русского языка и литературы

МОБУ СОШ №4 города Лабинска

Лабинского района

Хамидулиной Зинаиды Александровны

Тема урока: «Письмо в 1941 год»

Тип урока: развитие речи

Класс: 8-ой

Цели:

- формирование навыка правильного написания письма – делового, официального, личного;

- развитие письменной речи учащихся, их мыслительной деятельности;

- воспитание грамотного адресата и адресанта;

- привитие интереса к традициям эпистолярного жанра;

- воспитание любви к Родине, уважения и любви к своим родным, чувства сострадания.

Оборудование:

свечи, музыкальное оформление, слайды, компьютер и проектор, сборники стихотворений Э. Асадова, С. Щипачёва, книга «Говорят погибшие герои…», ученические рисунки, отражающие события Великой Отечественной войны

 

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

Учитель. Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нужно проявить смекалку, сообразительность. Отгадайте, пожалуйста, загадки.

Без ног приходит, без языка рассказывает.

Сверчу, скручу, за море пущу, а там заговорит.

Ученики. Это письмо.

 

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Тема сегодняшнего урока – «Письмо». Знаете ли вы, что это такое? Когда появились и как выглядели первые письма? Какими они бывают сейчас и чем отличаются друг от друга? Как правильно оформлять письма? Являются ли письмами современные SMS, электронные сообщения? Нужны ли сейчас письма? На эти вопросы мы постараемся сегодня получить ответы.

Испокон веков на Руси существовала традиция: когда один человек приносил другому письмо, тот, кому оно адресовано, должен был сплясать танец. Почему? Что значило для людей письмо?

Ученики. Писем с нетерпением ожидали, потому что это был единственный способ общения друг с другом, когда людей разделяло огромное расстояние. Откладывались в сторону все посторонние дела, чтобы быстрее можно было узнать всё о жизни родных и близких.

Учитель. Поэт Эдуард Асадов считает, что письма играют огромную роль в жизни человека, они очень нужны. В стихотворении «Одно письмо», написанном в 1943 году, он говорит:

«Как мало всё же человеку надо!

Одно письмо. Всего-то лишь одно.

И нет уже дождя над мокрым садом,

И за окошком больше не темно…

Твоё письмо, в котором целый мир.

Как много всё же человеку надо!»

 

Почему поэт уделял большое значение письму в то страшное и грозное время, когда шла Великая Отечественная война? Так мало или много надо было человеку? Как вы считаете?

 

Ученики. Письма очень многое значили для тех, кто их писал домой, и для тех, кто ждал весточки с поля боя. Это был своего рода диалог фронта и тыла. Важно было поддержать солдат ласковым словом, рассказом о доме, а бойцам письмо от родных согревало душу.

 

Учитель. Я думаю, что во все времена письма значили и сейчас много значат для человека.

А вы часто пишете письма? Знаете ли вы о правилах их написания?

 

Цель нашего урока сегодня – познакомиться с историей письма и, применяя полученные знания, написать письмо на предложенную тему.

 

III. Синтаксическая пятиминутка.

Ученики записывают и разбирают предложение синтаксически. Объясняют орфограммы в словах и постановку тире.

Письмо – это умение при помощи букв и знаков передавать мысли и информацию на расстоянии.

 

IV. Сообщения учащихся об истории писем, сопровождающиеся слайдами.

1-ая ученица. Искусством письма люди владели не всегда. Первые письма появились очень давно. Конечно, они не были похожи на современные. Существовало узелковое письмо. Эти письма представляли собой верёвочку с завязанными на ней узелками. Другие имели клинообразные изображения. Их писали на глиняных дощечках (клинопись у вавилонян). Были и пиктографические письма – изображения в виде рисунков (пиктография). Некоторые из них стали памятниками искусства.

Существовали и разные способы доставки писем адресату. Более ста тридцати лет назад в России ещё не было почтовых ящиков. Для отправки письма носили в мелочные лавочки, почтальоны их собирали и везли дальше на тройках лошадей. Кроме этого существовала голубиная почта, лодочная почта. Письма долго путешествовали, часто терялись, но всё же находили адресата. Сегодня же почта работает более быстро и чётко.

2-ая ученица. В XIX веке письма классифицировались в зависимости от назначения. Существовали письма пригласительные, рекомендательные, извинительные, благодарственные, сочувственные, поздравительные и другие. У каждого из них свои речевые клише. Образцы составления писем помещались в специальной книге, которая называлась «Письмовник». Ею могли пользоваться, когда в том была необходимость.

Пригласительное письмо

Дорогой друг С…!

Мне кажется, что нет ничего приятнее, как проводить время с друзьями, особенно с такими, как ты. Позволь надеяться, что мои слова ты одобряешь, а потому сегодняшний вечер ты проведёшь у меня, чем доставишь мне большое удовольствие.

Твой искренний друг Я…И…

 

Рекомендательное письмо

Добрейший и премногоуважаемый Н…Л…!

Вручитель письма сего – мой задушевный приятель, которого прошу Вас любить и жаловать. Почту себя счастливым, если моя рекомендация доставит Вам новое знакомство.

Уверенный в Вашем ко мне душевном расположении,

остаюсь душевно Вам преданный Д…Л…

 

Благодарственное письмо

Милостивый государь М…К…

Примите мою признательную благодарность за Ваши услуги и одолжения, сделанные для меня. Я почёл бы особенною милостью, если бы Вы доставили мне случай быть чем-нибудь Вам полезным.

С почтением признательный В…Д…

 

Поздравительное письмо

Милостивый государь В…А…

Радуюсь и поздравляю вас с прибавлением семейства. Вы теперь счастливый отец! От души желаю, чтобы Вы непрерывно наслаждались семейным благополучием и счастьем.

С преданностью имею честь быть Н…П…

 

Сочувственное письмо

Многоуважаемый Р…Е…

Ваша скорбь по случаю потери вашего отца, почтенного и горячо любимого всеми, его знавшими, настолько глубока, что я не смею надеяться хотя бы сколько-нибудь уменьшить её своими утешениями. Однако позвольте выразить Вам моё искреннее сочувствие Вашей ничем не заменимой потере. Переносите мужественно и с покорностью поразивший Вас удар провидения. И на всё воля божия.

Преданный Вам С…Ю…

 

3 –я ученица. Письменный жанр как средство делового и личного общения по-другому называется эпистолярный жанр. Слово происходит от латинского эпистола, что значит послание, письмо. Этот жанр был особенно популярен в эпоху сентиментализма. Тогда письмам придавалось большое значение. Они тщательно обдумывались, переписывались и были рассчитаны на то, чтобы их могли перечитывать в семейном или дружеском кругу. Часто письма хранились и передавались из поколения в поколение. В наше время письма стали редкостным явлением. Мы предпочитаем им общение в чатах или короткие SMS. Нечасто мы пользуемся конвертами и услугами «синего домика», многие дети не знают, что такое индекс, штемпель, почтамт, кто такой адресат и адресант.

 

V. Словарная работа.

Цель: формирование орфографической грамотности.

Адрес, адресат, адресант, почта, почтамт, почтальон, конверт, марка, индекс, штемпель, сургуч, отправитель, письмоносец.

 

Беседа.

Среди записанных слов найдите те, для произношения которых нужно знать литературные нормы.

(индекс [ДЭ], штемпель [ТЭ])

Назовите однокоренные слова. Докажите, что они являются однокоренными.

(почта, почтамт, почтальон)

VI. Лексическая работа.

Как называются слова почтальон и письмоносец? Укажите способ образования слова письмоносец.

(синонимы; сложение основ + суффикс).

Укажите лексическое значение слов: ИНДЕКС, ШТЕМПЕЛЬ, ПОЧТАМТ.

 

Сообщение подготовленного ученика.

ИНДЕКС – условное обозначение в системе какой-нибудь классификации. Почтовый индекс.

ШТЕМПЕЛЬ – то же, что и печать. Пластинка или кружок с нарезными знаками для оттискивания их на бумаге. Поставить печать. Почтовый штемпель.

ПОЧТАМТ – главное почтовое учреждение города. Прибыть на почтамт.

 

Учитель. В настоящее время письма бывают официальные, дружеские, деловые, информационные, поздравительные, электронные, письма в газету. Чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, мы пишем близким, знакомым, родным, выражая при этом свои эмоции, настроение.

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить, ибо это речь, язык, а в языке, как в зеркале, отражается вся наша жизнь, вся история. Сегодня мы обратимся к её страницам и поговорим о том, о чём никому и никогда забывать нельзя. Итак, год 1941-ый.

 

Ученица. Июнь… Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?

С. Щипачёв

Учитель. Война! Это слово рванулось из репродукторов, ринулось со страниц газет и набатным грохотом прокатилось по всей стране, ломая мирную жизнь людей, калеча их судьбы, руша планы, надежды, мечты. Полетели письма с фронта, бесценные солдатские письма. Что может ещё более правдиво рассказать о войне, чем эти старые истёртые листки бумаги! Они были светом в окошке для домочадцев, казались великим сокровищем. Миллионами шли они с фронтов, с любовью сложенные маленькие треугольники. Чаще писали их огрызком простого карандаша на серой, синей обёрточной бумаге – любой, попавшейся под руку, на носовом платке, на разорванной косынке, на кусочке картона, на страницах комсомольского билета – на чём придётся. На каждом письме неизменно стоял штамп «Просмотрено военной цензурой». Этого требовала обстановка военного времени.

Отсылались письма с переднего края войны, писались наспех, где придётся: в окопах, блиндажах, госпиталях. Жёлтая, измятая и потёртая бумага была пропитана греющей руки теплотой солдатской души, сохраняла тепло родных пальцев, сердец и душ. В письмах было всё: смертный бой и фронтовой быт, любовь и ненависть, боль и радость, горе и счастье – вся жизнь. Их читали родным, соседям, они придавали силу, вдохновляли на труд, вселяли веру в победу. В этих незамысловатых треугольниках воссоздаётся картина сражения с врагом, ещё трепещет душа тех, кого давно уже нет в живых. Аккуратно раскроем пожелтевший треугольник и, затаив дыхание на каждом слове, прочитаем…

 

Горит свеча.

Звучит запись «Шестой симфонии» Д. Шостаковича.

Подготовленный ученик (мальчик) читает письмо 24-летнего танкиста Александра Голикова жене Антонине.

На экране фотография солдат Александра Голикова и его друга, танкиста Павла Абрамова.

t1574504572aa.jpg

 

Милая Тонечка!

Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твёрдо знаю, что это последнее моё письмо. Сейчас идёт бой жаркий, смертельный. Танк наш подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зелёных мундирах, они похожи на больших, недвижимых ящериц.

Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоём – Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нём. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за Родину…

Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие.

У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За неё умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придёшь, да и будет ли она – могила-то? 28 июня 1941 года

 

Учитель. Ответ на это письмо, написанное 28 июня 1941 года, танкист Александр Голиков не получил. Когда от вражеской пули погиб его друг Павел Абрамов, Голиков продолжал вести неравный бой, пока не вышли все снаряды и патроны. Тогда Александр поджёг танк и тоже погиб, но не сдался врагу. Это случилось 28 июня 1941 года.

 

Горит свеча.

Звучит запись музыки к песне «Три танкиста» Б. Ласкина.

VII. Сообщение ученицы.

А это письмо тоже имеет свою историю. В Смоленской области у одной из дорог на постаменте возвышается танк «БТ» с бортовым номером 12. На этой машине в первые месяцы войны воевал экипаж: командир Иван Колосов, механик Павел Рудов и заряжающий Василий Орлов. Схватки с гитлеровцами были жестокими. Враг за каждый километр советской земли платил сотнями трупов своих солдат и офицеров, десятками уничтоженных танков, пушек, пулемётов. Таяли ряды и наших бойцов. В начале октября 1941 года на подступах к Вязьме замерли сразу восемь наших танков. Получил повреждение и танк Ивана Колосова. После гибели друзей раненый командир продолжил бой один. Он сражался с врагом до последнего снаряда, до последней капли горючего. Перед смертью написал письмо любимой.

 

Подготовленный ученик (мальчик) читает письмо танкиста Ивана Колосова жене Варваре Журавлёвой.

 

Здравствуй, моя Варя!

Нет, не встретимся мы с тобой.

Вчера мы в полдень громили ещё одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова. Рана моя жестока… Ночь прошла в муках. Потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая грудь, улеглась и на душе тихо. Вот так из трёх танкистов остался я один… Очень обидно, что мы не всё сделали. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам…

Пройдёт время, люди залечат раны, построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трёх танкистов.

У тебя будут расти красивые дети, ты ещё будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

Твой Иван Колосов.

25 октября 1941 год

Ученик.

В глухом, отдалённом от селений бору Смоленщины вскоре после войны следопыты наткнулись на поржавевший танк, укрытый густыми лапами ели, наполовину ушедший в землю. Три вмятины на броне «БТ», рваная дыра на боку, едва заметный номер 12. Люк плотно задраен. Когда его открыли, то увидели у рычагов останки танкиста с револьвером при одном патроне и планшетом, в котором лежала карта, фотография любимой и несколько писем к ней. Их он писал регулярно. Эта история была опубликована на страницах газеты «Правда» в 1971 году. После журналистского поиска была найдена Варвара Петровна Журавлёва. Ей передали письма Ивана Сидоровича Колосова, написанные 25 октября 1941 года.

 

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, какие это письма? С какой целью они написаны? Аргументируйте свой ответ.

 

Ученик. Это личные письма. Авторы их, оказавшись в огне войны в первые её дни, обращаются к своим любимым женщинам, к жёнам, чтобы поделиться своими мыслями, переживаниями.

 

Слайд.

t1574504572ab.jpg

 

Учитель. А вот ещё одно письмо. На нём дата: конец октября, 1941-ый год.

Товарищи краснофлотцы!

Мы, моряки Балтийского флота, находящиеся на острове Даго, в этот грозный час клянёмся нашему правительству и партии, что мы лучше все погибнем до единого, чем сдадим наш остров.

Мы докажем всему миру, что советские моряки умеют умирать, с честью выполнив свой долг перед Родиной.

Прощайте, товарищи. Мстите фашистским извергам за нашу смерть.

Центр, остров Даго, полуостров Тахкуна.

По поручению подписали Курочкин, Орлов, Конкин.

 

В чём отличие этого письма от предыдущих?

 

Ученик. Это деловое письмо. Оно отличается тем, что адресовано не одному человеку, а боевым друзьям-краснофлотцам. Письмо имеет свою лексику, обороты речи, не содержит такого количества эмоционально окрашенных слов, характерных для дружеских или личных писем.

 

VIII. Анализ литературного произведения эпистолярного жанра.

Ученик читает стихотворение Иосифа Уткина «Ты пишешь письмо мне».

 

 

На улице полночь. Свет догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвётся такая любовь!

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома – и в дыме войны!

 

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернёмся. Я знаю. Я верю.

И время такое придёт:

Останутся грусть и разлука за дверью,

И в дом только радость войдёт.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтём.

 

Беседа.

Что объединяет прочитанные письма?

Какое впечатление они произвели на вас?

Назовите средства выразительности, которые использует И.Уткин в стихотворении?

Назовите средство выразительности последних строк.

Почему автор сравнивает письма с летописью боя, с хроникой чувств?

 

Физминутка.

«Письмо» сегодня изучали.

Мы на уроке так устали.

Конечно, стоит отдохнуть,

Поднять вверх руки, и вдохнуть,

И выдох сделать всем глубокий,

Чтоб лучше стало на уроке.

Вперёд нам нужно наклониться,

И легче будет пояснице.

Руками сделаем вращенья –

И вот мы видим превращенье:

Продолжить сможем мы вполне

Теперь урок наш о письме.

 

Учитель. Мы продолжаем разговор о письме. Приходилось ли вам писать письма? Как вы думаете, что для этого надо, кроме ручки, конверта и листа бумаги?

Люк де Вовенарг считает, что «почти все важные дела люди совершают путём переписки; следовательно, одного умения говорить недостаточно». Что нужно ещё? Как вы считаете?

 

Ученики. Нужно знать правила оформления писем, речевые обороты, которые уместны при составлении писем, правила правописания, соблюдать этические нормы.

 

IX. Знакомство с правилами, которые должен знать адресант (слайд)

 

Лексическое значение слов АДРЕСАТ и АДРЕСАНТ

Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление.

Адресант – тот, кто пишет письмо.

Правила, которые должен знать адресант (слайд)

Каждое письмо строится по законам логики. Поскольку это в большей степени повествование, то необходимо придерживаться схемы: вступление, основная часть, заключение.

Почерк должен быть разборчивым, аккуратным.

Никаких пометок или вставок не следует делать ни на полях, ни между строк.

Если письмо закончено, а вы хотите добавить важную информацию, после всего написанного добавьте Post scriptum или P.S, а затем поместите нужную информацию и свои инициалы.

Перед отправлением письмо следует перечитать, а потом запечатать в конверт и правильно его подписать. Сначала указывают фамилию, имя и отчество адресата, затем – название края (области), города, потом – название улицы или переулка и номер дома, квартиры. Потом – свои данные.

Не забудьте написать индекс!

 

X. Работа с речевыми клише и планом к сочинению.

 

1.

Приветствие

Здравствуйте, добрый день, приветствую вас!

 

2.

Обращение

Юный герой, дорогой боец, дорогой солдат

(имя, отчество героя, ветерана или участника войны).

 

3.

Слово о себе

Меня зовут…

Пишет тебе… Пишет Вам ученик (ученица). Я учусь…

 

4.

Рассказ о войне, о горе, которое она принесла в каждую семью.

Я хочу рассказать тебе (если это ваш ровесник), Вам…

Хочу поделиться с тобой своими мыслями о войне…

Я знаю о твоём подвиге…Нелегко ковалась Победа.

 

5.

Ответ на письма А. Голикова и

И. Колосова.

Рассказ о том, какой стала жизнь после войны.

Мы живём в мирное время.

Жизнь изменилась.

Изменения в моём городе, стране.

6.

Благодарность солдатам, не жалевшим жизни во имя Победы.

Спасибо за мирное небо над головой.

Благодарю вас за то, что дали нам возможность жить, за счастье радоваться детству, юности.

 

7.

Прощание. Возможные приветы.

До свидания…Прощай, прощайте…

Передайте большой привет всем бойцам отряда…

Передайте пожелание бить врага до конца.

 

8.

Подпись.

Ученик (ученица) 8 «В» класса . Фамилия, имя.

 

9.

Дата и место написания письма

18 апреля 2018 года. Город Лабинск

 

 

XI. Работа учащихся над составлением сочинения- письма на тему «Письмо в 1941-ый»

 

XII. Подведение итога урока.

Учитель. Подведём итог нашему уроку. Что нового вы на нём узнали? Попробуем сделать вывод, какую же роль играют письма в жизни человека?

Могут ли современные электронные письма, SMS заменить традиционное письмо?

 

Итак, письмо – это не бездушный носитель информации, оно многое может рассказать о своём авторе, его мыслях, чувствах, настроении. Получать письма, хоть и стало редкостным явлением в нашей жизни, но это большая радость и удовольствие. Но чтобы получать интересные письма, самому нужно овладеть искусством их написания. Если у человека не развита устная речь, то он не сможет воспользоваться и письменной. Желаю вам, дорогие ребята, постичь науку написания писем и помнить о том, какой ценой завоёвано наше с вами счастье жить под мирным небом.

На полях сражений – тишина.

Далеко от нас ушла война,

Но осталась в памяти людской

Непрерывной болью и тоской,

Болью ран оставшихся в живых,

Но всю жизнь страдающих от них,

И тоской седеющих сирот,

Чьих отцов себе оставил фронт.

Мы не в праве это забывать –

Шестьдесят пройдёт или сто пять.

Чаша горя выпита до дна.

Да не повторится та война!

(Нина Агошкова)

 

Домашнее задание. Написать письмо на одну из тем: «Письмо пионеру-герою», «Письмо-ответ

И.С. Колосову», «Письмо в «пылающий адрес» войны», «Письмо прадедушке», «Письмо солдату», «Письмо защитникам Брестской крепости».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная тема урока! Очень нужная. Спасибо за прекрасный урок!

23 November 2019