12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Репина Татьяна Владимировна79


Технологическая карта урока письма и развития речи "Имя прилагательное", 8 класс.

Учитель: Репина Татьяна Владимировна

Авторы УМК: Учебник «Русский язык», учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы учебника: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.

Тема урока: «Имя прилагательное»

Цель: Повторитьсистематизировать, обобщить и закрепить материал по разделу темы «Имя прилагательное».

Задачи:

1.Образовательные:
– уточнить знания по основным вопросам темы “Имя прилагательное и его грамматические признаки”,
– проверить сформированность сложных понятий, умений и навыков по разделу темы и применение их на практике,
– продолжить формирование и закрепление умений работы с заданием учителя и учебника, конструирования устного ответа,
– контролировать выполнение речевого режима, соблюдение правильного грамматического строя речи,
– подготовить к написанию диктанта.

2.Коррекционно-развивающие:
– формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем выполнения заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения, 
– активизация письменной, устной, опосредованной речи, умения использовать в речи имена прилагательные, сравнивать различные языковые явления, находить общее и отличное, сопоставлять, обобщать, находить примеры, 
– развитие навыков самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности,
– формирование навыков самостоятельной работы по инструкции.

В итоге формирование осознанности знаний.
– Повышение эффективности умственной деятельности учащихся на основе использования нестандартных заданий.
– Рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.

3.Воспитывающие:
– прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий,
– воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей. 
– Воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе.

– Формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности.


 

Материалы и оборудование: доска, рабочие тетради, карточки-опоры с падежами, карточки со словосочетаниями, карточки с текстами, интерактивная доска.

Методы: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный.

Приемы и формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия темы: имя прилагательное, род, число, падеж.

Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:

научность;

доступность знаний учащимся;

учет возрастных особенностей, уровня актуального развития, интеллектуальных возможностей.

Планируемые результаты: усвоение всеми учащимися темы «Имя прилагательное», основных грамматических категорий имени прилагательного.

Ход урока:

Этапы урока:

Время:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

Организационный

Цель:

подготовка учащихся к работе на уроке, эмоциональный настрой на успешное обучение.

2 мин.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям! (Поприветствуйте гостей, повернитесь,улыбнитесь)

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю я вам!

Приветствуют гостей, учителя, друг друга.

Словарно – орфографическая работа.

Цель: усвоение детьми грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднение.

7 мин

На доске слова:

Сла_кое, г_зета, х_лодный, х_дили, чес_ный, в_сенние, м_линовое, ф_милия, пл_хие, б_жали, с_рдится, с_довник, п__левые, р_чушка.


 

а)Вставьте пропущенные буквы Сладкое, газета, холодный, ходили, честный, весенние, малиновое, фамилия, плохие, бежали, сердится, садовник, полевые, речушка.

б)Выпишите только имена прилагательные и напишите к каждому прилагательному своё существительное. Например: сладкое печенье.

-Проверяем какие словосочетания записали.

работу выполняют у доски учащиеся, вставляют буквы, объясняют орфограммы

Учащиеся записывают получившиеся словосочетания.

Постановка учебной задачи

Цель:

вспомнить опорные понятия по теме, подготовить учащихся к восприятию нового материала.

7 мин

– Какую большую тему мы проходим сейчас на уроках письма?
– Перечислите знакомые части речи.


 


– Посмотрите на доску и попробуйте угадать, о каком звере идет речь. (Запись на интерактивной доске, у учащихся карточки с текстом)

Быстро бежал…зверек. У него передние ноги…, задние…так и мелькали. Мы увидели …уши, …хвост. Тело покрыто …шерстью. Есть у зверя … и …зубы, но защищаться ими он не умеет.

– Ноги, уши, хвост, зубы. Какая это часть речи?

– Что обозначает имя существительное?

– Чего не хватает в тексте, чтобы определить, о каком зверьке идет речь?
– Теперь я добавлю признаки. Дополните при помощи этих слов текст.

(Маленький, короткие, длинные, большие, короткий, серой, большие и крепкие.) Эти слова должны быть оформлены на доске для использования учащимися.

– Прочитайте получившийся текст.
– Теперь мы можем определить, о каком звере идет речь?
– Какая часть речи помогла нам отгадать загадку?

Почему?


 


 


– Действительно, имя прилагательное очень важно в нашей речи, поэтому мы должны многое о нем знать. Сегодня на уроке мы повторим, закрепим и проверим наши знания по теме “Имя прилагательное и его грамматические признаки”. Оценка в журнал будет складываться с учетом всех выполненных видов работ. Сегодняшняя работа поможет вам подготовиться к успешному написанию диктанта.

Прилагательное

Существительное, глагол, прилагательное, местоимение

Работают с карточками

Существительное

Предмет

Признаков предметов.

(Да, это заяц.)

(Имя прилагательное.)
 

(Потому что имя прилагательное делает нашу речь более точной, четкой, понятной и выразительной.)

Повторение

Цель:

организовать познавательную деятельность учащихся

5 мин

- Что же такое имя прилагательное? Дополните определение. Прочитайте определение полностью.

- Образуйте от данных слов имена прилагательные: зима, снег, холод, ёлка

- А теперь давайте посмотрим, как согласуются прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях: зимний вечер, снежная шапка, холодное утро, ёлочные игрушки.

- Как определить род, число, падеж прилагательного в словосочетании?

«Выбери правильный ответ»

1) Найдите прилагательные женского рода

а) узкой тропой; б) белого снега; в)вкусной конфеты; г) серого зайца

2) Найдите прилагательное в Р. п.

а) в маленькую дверь; б) околовысокого сугроба; в) душистую ель; г) зимнюю куртку

3) Найдите прилагательные мн.ч.?

а) у сельской дороги; б) зимними вечерами; в) родным домом; г) горячую слезу

Самопроверка

1) а. в;   2) б;   3) б

ИТОГ Молодцы. И с этим заданием справились.


 


 


 


 


 

Образуют от сущ.  имена прил.


 


 

Определяют род, число, падеж имени прилагательного по существительному

 


 

отвечают

 

Выполняют задания теста, отмечая правильные ответы в листах

Проверяют по записи на доске

Физкультминутка

Цель: снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности; добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений; формировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

2 мин

«Передышка»

(физкультминутка)

А сейчас мы немного отдохнем. Встали все на ноги . У меня есть мячик. Я называю существительное и бросаю мяч, а вы ловите мяч и к этому существительному придумываете прилагательное. Кто справился с заданием садимся.

Ученик (какой?)

Дом (какой?)

Умный, добрый, ответственный, красивый.

Большой, маленький, уютный, теплый, родной.

Закрепление

Цель:

закрепить у учащихся практические навыки в правописании прилагательных.

10 мин

Сейчас мы поработаем с учебником. Открываем учебник на странице___99____, выполняем упражнение___173_____.

Разбираем задание, выясняем все причины затруднения.

Учащийся читает задание.

Учащиеся выполняют упражнение в тетради. По одному предложению работают у доски, с объяснением окончаний, которые пропущены в тексте, определяют падеж, род прилагательных.

Подведение итогов урока

Цель:

сделать вывод о том, что нового узнали учащиеся на уроке; подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся

2мин

– Давайте ещё раз вспомним, с какой частью речи вы сегодня работали на уроке?
– Что вы знаете о прилагательном? 
 Сделаем вывод.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает….. предмета (признак предмета) и отвечающие на вопросы:…. (какой? какая? какое? какие?

Домашнее задание 

Цель: формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки детей к самообразованию

3 мин

Даша Ш., Дарина С.- индивидуальные задания на карточках.

Стр. 100, упражнение 174, стр. 99, повторить правило.

Девочки записывают в дневниках.

Остальные учащиеся записывают в дневниках.

Рефлексия

Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию; выявление причин для преодоления имеющихся трудностей; выявление самооценки детей.

2 мин

– Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Особенно меня порадовали следующие учащиеся …..(учитель называет фамилии учеников и комментирует результаты работы учащихся).

– Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше других?

– Какое задание вызвало затруднение? Почему?

- Всем спасибо за урок.

отвечают

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.