Технологическая карта урока письма и развития речи в 8 классе «Имя прилагательное»
Технологическая карта урока письма и развития речи "Имя прилагательное", 8 класс.
Учитель: Репина Татьяна Владимировна
Авторы УМК: Учебник «Русский язык», учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы учебника: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.
Тема урока: «Имя прилагательное»
Цель: Повторить, систематизировать, обобщить и закрепить материал по разделу темы «Имя прилагательное».
Задачи:
1.Образовательные:
– уточнить знания по основным вопросам темы “Имя прилагательное и его грамматические признаки”,
– проверить сформированность сложных понятий, умений и навыков по разделу темы и применение их на практике,
– продолжить формирование и закрепление умений работы с заданием учителя и учебника, конструирования устного ответа,
– контролировать выполнение речевого режима, соблюдение правильного грамматического строя речи,
– подготовить к написанию диктанта.
2.Коррекционно-развивающие:
– формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем выполнения заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения,
– активизация письменной, устной, опосредованной речи, умения использовать в речи имена прилагательные, сравнивать различные языковые явления, находить общее и отличное, сопоставлять, обобщать, находить примеры,
– развитие навыков самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности,
– формирование навыков самостоятельной работы по инструкции.
В итоге формирование осознанности знаний.
– Повышение эффективности умственной деятельности учащихся на основе использования нестандартных заданий.
– Рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.
3.Воспитывающие:
– прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий,
– воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей.
– Воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе.
– Формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности.
Материалы и оборудование: доска, рабочие тетради, карточки-опоры с падежами, карточки со словосочетаниями, карточки с текстами, интерактивная доска.
Методы: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный.
Приемы и формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия темы: имя прилагательное, род, число, падеж.
Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:
научность;
доступность знаний учащимся;
учет возрастных особенностей, уровня актуального развития, интеллектуальных возможностей.
Планируемые результаты: усвоение всеми учащимися темы «Имя прилагательное», основных грамматических категорий имени прилагательного.
Ход урока:
Этапы урока: |
Время: |
Деятельность учителя: |
Деятельность учащихся: |
Организационный Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, эмоциональный настрой на успешное обучение. |
2 мин. |
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям! (Поприветствуйте гостей, повернитесь,улыбнитесь) К уроку готовы? Тогда за работу! Удачи желаю я вам! |
Приветствуют гостей, учителя, друг друга. |
Словарно – орфографическая работа. Цель: усвоение детьми грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднение. |
7 мин |
На доске слова: Сла_кое, г_зета, х_лодный, х_дили, чес_ный, в_сенние, м_линовое, ф_милия, пл_хие, б_жали, с_рдится, с_довник, п__левые, р_чушка.
а)Вставьте пропущенные буквы Сладкое, газета, холодный, ходили, честный, весенние, малиновое, фамилия, плохие, бежали, сердится, садовник, полевые, речушка. б)Выпишите только имена прилагательные и напишите к каждому прилагательному своё существительное. Например: сладкое печенье. -Проверяем какие словосочетания записали. |
работу выполняют у доски учащиеся, вставляют буквы, объясняют орфограммы Учащиеся записывают получившиеся словосочетания. |
Постановка учебной задачи Цель: вспомнить опорные понятия по теме, подготовить учащихся к восприятию нового материала. |
7 мин |
– Какую большую тему мы проходим сейчас на уроках письма?
Быстро бежал…зверек. У него передние ноги…, задние…так и мелькали. Мы увидели …уши, …хвост. Тело покрыто …шерстью. Есть у зверя … и …зубы, но защищаться ими он не умеет. – Ноги, уши, хвост, зубы. Какая это часть речи? – Что обозначает имя существительное? – Чего не хватает в тексте, чтобы определить, о каком зверьке идет речь? (Маленький, короткие, длинные, большие, короткий, серой, большие и крепкие.) Эти слова должны быть оформлены на доске для использования учащимися. – Прочитайте получившийся текст. Почему?
|
Прилагательное Существительное, глагол, прилагательное, местоимение Работают с карточками Существительное Предмет Признаков предметов. (Да, это заяц.) (Имя прилагательное.) (Потому что имя прилагательное делает нашу речь более точной, четкой, понятной и выразительной.) |
Повторение Цель: организовать познавательную деятельность учащихся |
5 мин |
- Что же такое имя прилагательное? Дополните определение. Прочитайте определение полностью. - Образуйте от данных слов имена прилагательные: зима, снег, холод, ёлка - А теперь давайте посмотрим, как согласуются прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях: зимний вечер, снежная шапка, холодное утро, ёлочные игрушки. - Как определить род, число, падеж прилагательного в словосочетании? «Выбери правильный ответ» 1) Найдите прилагательные женского рода а) узкой тропой; б) белого снега; в)вкусной конфеты; г) серого зайца 2) Найдите прилагательное в Р. п. а) в маленькую дверь; б) околовысокого сугроба; в) душистую ель; г) зимнюю куртку 3) Найдите прилагательные мн.ч.? а) у сельской дороги; б) зимними вечерами; в) родным домом; г) горячую слезу Самопроверка 1) а. в; 2) б; 3) б ИТОГ Молодцы. И с этим заданием справились. |
Образуют от сущ. имена прил.
Определяют род, число, падеж имени прилагательного по существительному
отвечают
Выполняют задания теста, отмечая правильные ответы в листах Проверяют по записи на доске |
Физкультминутка Цель: снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности; добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений; формировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений. |
2 мин |
«Передышка» (физкультминутка) А сейчас мы немного отдохнем. Встали все на ноги . У меня есть мячик. Я называю существительное и бросаю мяч, а вы ловите мяч и к этому существительному придумываете прилагательное. Кто справился с заданием садимся. Ученик (какой?) Дом (какой?) |
Умный, добрый, ответственный, красивый. Большой, маленький, уютный, теплый, родной. |
Закрепление Цель: закрепить у учащихся практические навыки в правописании прилагательных. |
10 мин |
Сейчас мы поработаем с учебником. Открываем учебник на странице___99____, выполняем упражнение___173_____. Разбираем задание, выясняем все причины затруднения. |
Учащийся читает задание. Учащиеся выполняют упражнение в тетради. По одному предложению работают у доски, с объяснением окончаний, которые пропущены в тексте, определяют падеж, род прилагательных. |
Подведение итогов урока Цель: сделать вывод о том, что нового узнали учащиеся на уроке; подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся |
2мин |
– Давайте ещё раз вспомним, с какой частью речи вы сегодня работали на уроке? |
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает….. предмета (признак предмета) и отвечающие на вопросы:…. (какой? какая? какое? какие? |
Домашнее задание Цель: формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки детей к самообразованию |
3 мин |
Даша Ш., Дарина С.- индивидуальные задания на карточках. Стр. 100, упражнение 174, стр. 99, повторить правило. |
Девочки записывают в дневниках. Остальные учащиеся записывают в дневниках. |
Рефлексия Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию; выявление причин для преодоления имеющихся трудностей; выявление самооценки детей. |
2 мин |
– Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Особенно меня порадовали следующие учащиеся …..(учитель называет фамилии учеников и комментирует результаты работы учащихся). – Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше других? – Какое задание вызвало затруднение? Почему? - Всем спасибо за урок. |
отвечают |