Разработка урока русского языка во 2 классе «Обучающее изложение с опорой на коллективно составленный план»
ТЕМА: Обучающее изложение с опорой на коллективно составленный план.
ЦЕЛЬ: Учить последовательно излагать содержание связного текста, соблюдая трехчастную структуру высказывания, проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами; развивать умение подбирать заголовки к частям текста (составлять план), связную речь учащихся, орфографические умения и навыки; воспитывать бережное и чуткое отношение к животным, к природе.
ХОД УРОКА:
Организация класса.
Актуализация чувственного опыта учащихся.
Слово учителя с последующей беседой.
Послушайте описание животного. Попробуйте догадаться, о ком идет речь.
Это одно из самых красивых животных в мире. Его называют бесценным украшением нашей планеты. Это стройное, грациозное животное. Его голова увенчана ветвистыми рогами, которые очень ценятся. Из молодых рогов изготовляют лекарство. Живет в лесах. Зимой питается желудями, сухими листьями, побегами различных растений. Летом – зелеными растениями. Его главный враг – волк. Охота на этих животных запрещена, они занесены в Красную книгу.
Что это за животное?
Что вы знаете об этих животных?
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня вы узнаете историю, которая произошла однажды с маленьким оленёнком, и напишите изложение (пересказ) этой истории.
Работа над изложением текста.
Чтение текста учителем.
Рыжик
Однажды лесник подобрал в лесу оленёнка. У малыша погибла мать – олениха. Малыш не умел сам добывать пищу.
Лесник отдал оленёнка школьника. Ребята назвали малыша Рыжиком. Они отвели ему место в сарае. Детвора носила зверьку хлеб, молоко. Ребятишки давали малышу яблоки, печенье. По утрам оленёнок гулял по селу.
За лето малыш подрос. Теперь он должен жить в родном доме. Дети отвели друга в лес и загрустили.
Беседа по содержанию текста:
Кого однажды подобрал лесник в лесу?
Какая беда случилась у оленёнка?
Кому лесник отдал малыша?
Что сделали ребята?
Чем закончилась история с оленёнком?
Правильно ли поступили ребята? Почему?
Лексико-стилистическая работа.
Какими словами можно заменить слова оленёнок, ребята, чтобы избежать их повтора? (Оленёнок – малыш, зверёк, друг, он, его. Ребята – школьники, детвора, ребятишки, дети, они)
Повторное чтение текста; деление его на части; составление плана.
При повторном чтении текста определите его зачин (начало), основную часть и заключение (концовку).
О чем говорится в зачине? В основной части? В концовке?
Как вы думаете, сколько абзацев будет в тексте? Будут ли они совпадать с частями текста?
Подберите заголовки к каждой части текста. (Заголовки записываются в виде плана на доске)
ПЛАН
Лесник нашёл оленёнка. (Находка лесника)
Оленёнок живёт у ребят. (В гостях у школьников)
Малыш подрос. (Снова домой)
Пересказ по составленному плану.
Орфографическая подготовка.
Л..сник, л..су, ол..нёнок, м..лыш, ..ни (они), д..твора, д..вали, п..ченье, с..лу, р..дном, отв..ли, н..сила, зв..рьку; р..бята, м..л..ка, пищ.. , ж..ть, Рыж..к, хле.. .
Повторное чтение текста.
Самостоятельная запись текста.
Для слабых учеников – карточки с опорными словами.
План |
Опорные слова |
1.Лесник нашёл оленёнка. |
Однажды, подобрал, погибла, не умел добывать. |
2.Оленёнок живёт у ребят. |
Отдал, назвали, отвели, место, носили, гулял. |
3.Малыш подрос. |
Должен жить, отвели, загрустили. |
Проверка написанного изложения.
Обсуждение письменных работ (положительные стороны, советы по доработке).
Итог урока.
Беседа:
О чем мы писали изложение?
Как вы думаете, этот текст – повествование, описание или рассуждение? Почему?
Домашнее задание.
Кадырова Ольга Игоревна