Интегрированный урок русского языка и чтения «Обучающее изложение с элементами сочинения» (2 класс)

5
0
Материал опубликован 22 July 2019 в группе

/data/files/f1563779682.pptm (Презентация к уроку)

 

Методическая разработка интегрированного урока

Тема: «Обучающее изложение с элементами сочинения»

2 «Ж» класс

 

Учитель: Малюгина Ольга Викторовна

Тип урока: иннтегрированный (литературное чтение, русский язык); комплексное применение знаний

Цель урока: создание ситуации успеха для формирования навыков письма изложения повествовательного текста с элементами сочинения

Материальное оснащение урока: наличие средств мультимедиа, выставочная доска (книги Л.Н.Толстого), плакаты с изображением любимых мест писателя, портрет Л.Н.Толстого, презентация с видеофрагментами.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

развить умение составлять план текста-повествования;

формировать навыки письменного воспроизведения текста-повествования по плану, включать элементы сочинения;

определять смысловые единицы текста (границы предложений), оформлять предложения по правилам письменной речи;

применять на письме знания правил правописания;

использовать в письменной речи языковые средства, позволяющие избежать повторов; прилагательные

Личностные:

формирование положительного отношения к истории русской литературы; русскому языку;

формирование представлений об окружающем мире, взаимосвязях в природе;

понимание причин успеха в процессе выполнения конкретных заданий;

становление объективной самооценки на основе собственной деятельности и ее сопоставления с критериями оценки работы.

Метапредметные:

Познавательные – воспринимать текст на слух и визуально, определять его смысл; вести поиск и выделение необходимой информации; систематизировать полученные ранее знания, делать выводы; осознанно строить речевое сообщение.

Коммуникативные – выбирать приемлемые речевые средства для ведения диалога; выслушивать и принимать другое мнение и позицию, аргументировать личное мнение; поддерживать беседу, формулируя вопросы и вступая в обсуждения.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в работе; контролировать и оценивать процесс работы и результат деятельности как собственный, так и групповой; проявлять познавательный интерес к культуре, истории, литературе.

 

п/п

Этап урока

Метод

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием вида: личностные /Л/, регулятивные /Р/, познавательные /П/, коммуникативные /К/)

1

Организационный.

Мотивация учебной деятельности

 

Сл.1

Стимулирование чувства ответственности, положительной самооценки, настрой на учебную деятельность

Приветствие. Оценка готовности рабочих мест учащихся.

- Прочтем девиз урока.

«Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут. С малой удачи начинается успех! Все в моих руках!

-Какие слова ключевые в этом высказывании?

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

Выполняют задания, демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Настраиваются на предстоящую работу, анализируя смысл девиза.

Оценка уровня взаимодействия с учителем и друг другом в соответствии с правилами поведения и принятыми нормами /КЛ/

2.

Самоопределение к деятельности. Постановка целей.

/выставочная доска/

 

 

 

 

 

Сл. 2 /иллюстрации к рассказам Л.Н.Толстого/

 

 

Сл. 3 /видео 1/

Сл.4 /усадьба/

Сл.5 /словарь/

Проблемно –диалогический; подводящий к теме диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Визуализация

Диалог

- Ребята, давайте вспомним, что такое изложение и что нужно для его успешного написания.

- А теперь внимание на доску. Что вы видите? (Книги) Какие? (Дети перечисляют названия известных рассказов). Что общего у всех произведений? (Автор. Лев Николаевич Толстой). Какие мысли, чувства передал автор произведений читателям? Давайте вспомним, чему учат нас рассказы Толстого Л.Н. (беседа по рассказам «Орел», «Слон», «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Филипок»).

Кем же был сам Лев Николаевич? Что вы знаете о жизни автора? /ответы детей/.

- Предлагаю отправиться в путешествие. Кто догадался, куда мы отправимся? (В Тульскую область, в Ясную поляну)

 

/Просмотр видеофрагмента, обсуждение; смысл слов – работа со словарем/

 

Определяют смысл предстоящей работы. Анализируют представленную визуальную выставочную картину, выявляют связь; воспроизводят знания, полученные на уроках литературного чтения; вступают в диалог; задают вопросы.

Анализируют рассказы, выделяют главную мысль, пересказывают; выражают собственное отношение к рассказу.

 

 

Визуализация. Слуховое восприятие.

Самоопределение целей деятельности

/Р,К/

Поиск информации на представленных плакатах, воспроизведение имеющихся знаний в ходе диалога /П/

3

Пауза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл. 6 /видео 2/

Элемент здоровье-

сберегающей технологии

Игра «Мягкий знак» /слова записаны на карточках/

Если в словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного - выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного - рывки руками: царь, гладенький, льдина, волчьи, варенье, радость, сентябрь, соловьи, здоровье, ученье, неученье, тьма.

— Посмотрите на слова; что можно составить используя некоторые из них?

 

- А сейчас я предлагаю продолжить путешествие в прошлое, и окунуться в жизнь великого русского писателя. /текст слайдов читает учитель, дополняя сведениями из биографии писателя/

 

Читают слова, анализируют, выполняют соответствующие упражнения

 

У доски ученик составляет пословицу «Учение - свет, неученье – тьма»

 

Визуализация. Слуховое восприятие.

Соблюдения правил поведения /К/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоопределение целей деятельности

/Р,К/

 

 

ПЕРЕМЕНА

4

Работа по теме

Подготовка к воспроизведению написанию изложения по составленному плану

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл.7 /фотографии/

 

Беседа

Групповая работа

1. Знакомство учащихся с текстом

- Прослушайте текст /первый раз читает учитель/. Прочитайте текст самостоятельно. Обратите внимание на правописание слов, знаки пунктуации.

2. Анализ текста /беседа/

- О чём говорится в тексте?

- Чем знаменита Ясная Поляна?

- Кто такой Лев Николаевич Толстой?

- Что посадил писатель в своём имении?

- Когда особенно хороша берёзовая роща?

- Как относится Лев Николаевич к своей роще?

- Где любил уединяться писатель?

- Из чего была сколочена скамейка?

- Давайте определим тип текста: повествование, описание или рассуждение.

 

2. Составление плана /групповая работа/

- Какие части мы можем выделить в данном тексте? Сколько частей в нашем тексте. Почему? Как получить план текста? О чём можно написать, дополнить изложение? Какие чувства вызывает у вас писатель? Что вы знаете о своей Родине, её символах, исторических местах? Есть ли у вас любимое место?

- Прочитайте еще раз текст по частям. /читают по очереди/

3. Лексическую работу

-Почему при работе с текстом нужно исключать повторы? Как называются слова, звучащие по – разному, но схожие по смыслу? /синонимы/

- Предлагаю поработать в парах. Обратите внимание на изображение на карточке 1.

4. Пересказ текста

Первичное слуховое восприятие текста. Самостоятельное чтение текста, анализ орфограмм.

Отвечают на вопросы по тексту, определяют тему, главную мысль и тип текста.

 

 

 

 

 

 

 

Составляют план.

1. Родина Л.Н.Толстого.

2. Берёзовая роща.

3. Любимое место писателя.

4. Символ России. (Мой родной край. Просторы страны. Красота леса. Мой сад.)

 

Анализ текста, подбор синонимов

Лев Николаевич Толстой – он, писатель, дворянин

Ясная Поляна – имение, усадьба

Пересказ текста, дополнение (элемент сочинения)

Поиск и выделение необходимой информации

Составление плана.

Самоконтроль, выявление затруднений, поиск способов их преодоления

/П,Р/

 

5

Физкультминутка

Сл. 8

Элемент здоровье-

сберегающей технологии

Проводит физкультминутку дежурный

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава……...

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. ………..

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. ……..

Мы взбираемся на холм, ………

И немного отдохнём.

Повторяют движения

 

(Дети плавно качают руками над головой.)

(Потягивания — руки вверх.)

 

 

(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

(Ходьба на месте.)

(Садятся за парты.)

Соблюдения правил поведения /К/

 

6

Работа по теме

Подготовка к написанию изложения (продолжение)

Сл.9 /деформированный текст/

Беседа с учащимися

5. Орфографическую работа

-Слова с какими орфограммами встретились в тексте?

В карточке 2 вы сейчас выполните задание? Какое? (восстановить деформированный текст).

Какие слова в карточке особенные? (Провел, посадил, ранней. Слова для справки). Проверка /работа с презентацией/

6. Повторное чтение текста.

- А теперь переворачиваем карточку и приступаем к выполнению работы. Вы можете использовать слова, написанные на доске, цитаты напечатанные на плакатах. Вы хорошо сегодня работали устно, а теперь изложите свои мысли письменно. Желаю всем удачи.

Работают в карточках индивидуально, подчеркивают орфограммы – взаимоконтроль; объясняют по цепочке правописание слов.

 

 

Перечитывают текст.

 

Переворачивают карточки. Сосредотачиваются на работе.

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы и самоконтроля /Л/

Оценка парной работы, соблюдения правил поведения /К/

Поиск информации, имеющихся знаний на основе наблюдений, обсуждений /П/ Самоконтроль /Р/

7

Написание изложения с элементами сочинения, самопроверка

Самостоятельная работа

Индивидуальная помощь при возникновении затруднений.

Пишут изложение, дополняют собственными мыслями, осуществляют проверку.

Способность сохранять учебную задачу Самоконтроль /Р/

8

Итог урока

Рефлексия

 

 

 

 

 

Сл. 10 /критерии работы/

Беседа

- Что вы делали сегодня на уроке?

- Какая основная задача урока?

- Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово Родина?

- С чем ассоциируется имя писателя?

- Понравился ли текст, над которым мы работали?

Оцените свою работу на уроке: с помощью фишек определите местоположение на плакате Ясная Поляна.

Отвечают на вопросы и оценивают свою работу устанавливая магнитные фишки на плакат

Самооценка учащихся:

осознание своих возможностей в учении; способности адекватно судить о своих возможностях /Л/

9

Домашнее задание

Сл.11 /мотивация к выполнению домашнего задания/

 

- Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Он считал, что:

«…Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы, средства. И они самые разные.»

 

И я предлагаю вам сегодня стать писателями. В карточке 2 составить и записать 4 – 5 предложений о своём любимом месте. Спасибо за урок.

 

*Этапы урока «пауза» и «физкультминутка» могут быть смещены во времени.

**Просмотр сл. 6 можно сократить

Карточка 1.

 

Лев Николаевич Толстой – ……………………………………………..

Ясная Поляна – ………………………………………………………….

 

 

Карточка 2. ФИ ___________________________________________________

Орфографическая работа

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Приложение к уроку. Информационный стенд.

Формат печати А3.

 

 

 

Формат А4

 

«ЁЛОЧКИ» - последние лесные насаждения в Ясной Поляне, сделанные Л.Н. Толстым и его супругой в 1890-1895 гг. – любимое место прогулок писателя. В 1907 году жена Толстого поставила скамейку здесь из березовых жердей – «любимая скамейка». Недалеко от нее расположен колодец, откуда в усадьбу каждый день привозили воду. Толстой иногда сам ездил за водой.

 

Информационные источники:

1. <iframe width="554" height="312" src="https://www.youtube.com/embed/_peBpTg7gZQ" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen> 2.https://yandex.ru/images/search?text=любимое%20место%20л%20н%20толстого%20фото&stype=image&lr=193&parent-reqid=1563653494101401-326933281754024765500035-vla1-0355&source=wiz
4. Голубь В.Т. Сборник текстов для изложений 2 - 4 классы. Воронеж, 2015
5. https://obrazovaka.ru/alpharu/t-2/tolstoj-lev-nikolaevich-tolstoy-leo-lev-nikolayevich#ixzz5uJ6nTovR
 
 
Видеоматериалы: 
1- Осень в Ясной Поляне /сл. 3 https://yandex.ru/search/?text=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%B2%20%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&clid=1955453&win=87&lr=193#/videowiz?filmId=13230584165849302944/
2- "Ясная Поляна" - музей-усадьба Л.Н.Толстого /сл.6 https://yandex.ru/video/search?source=videoviewer-suggest&filmId=4569731486174495472&text=%20%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B0%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0%20%D0%BB.%D0%BD.%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE/
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.