Урок русского языка во 2 классе «Дифференциация С-Ц»
ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С-Ц В СЛОВАХ, СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ
(конспект занятия во 2 классе)
ЦЕЛЬ: научиться дифференцировать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
Задачи:
1.Обучающие:
а) обучать детей дифференцировать буквы и звуки С-Ц;
б) формировать навык составления связного высказывания.
2.Коррекционные:
а) развить навыки фонематического восприятия: анализа и синтеза;
б) развитие активного словаря;
в )уточнение и сопоставление звуков в произвольном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие;
г) умение дифференцировать звуки на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
3.Развивающие:
а) развитие зрительного и слухового внимания и памяти;
б) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи;
в) развитие общей моторики;
г) развитие логического мышления.
4.Воспитательные:
а) воспитание речевой активности детей на занятиях;
б) воспитание навыков прогнозирования.
Оборудование: мозаика букв С-Ц, буквы С – Ц (запись на доске); зеркала по количеству детей, картинки с героями; предметные демонстрационные картинки; набор словосочетаний, текст рассказа; мультимедийное оборудование.
Ход занятия.
Оргмомент (развитие зрительного восприятия).
Л.: Сегодня на уроке мы будем сравнивать звуки двух букв. А что это за буквы, угадайте!(дети узнают в мозаике буквы С, Ц).
Л.:Молодцы! Это буквы С и Ц.
Буквы выведены на экран.
2. Итак, звуки каких букв мы будем сравнивать на занятии?
II. Основная часть
1. Сравнительная характеристика звуков С – Ц.
Л.: Как свистит насос? Как стрекочет кузнечик? (дети смотрят в зеркала и выполняют артикуляционную гимнастику) (Дети произносят перед зеркалами звуки С-Ц, рассматривают их артикуляцию. Дают характеристику звуков).
С – согласный, глухой, твердый, свистящий
Ц – согласный, глухой, твердый, свистящий
2. Чтение слоговых таблиц
Л.: Прочитай слоги (выведены на экран)
СА – СА – ЦА ИС - ИЦ – ИС ЦО – ЦО – СО СУ-СУ-ЦУ
СЫ – СЫ – ЦЫ АС – АЦ – АС УС – УЦ – УЦ ЫЦ-ЯЦ-ЮЦ
(читают хором, затем по столбикам индивидуально)
3. Знакомство с героями занятия
Л: Очень тихонько к нам пришли гости, кто же это? Точно, это сказочные персонажи Снегурочка и Заяц. Они спешат на новогодний бал. Но без нашей помощи им не добраться. Дело в том, что их транспорт поломался. Каждая наша маленькая помощь, восстановит его (за каждое задание срывается по одному закрытому листку в слове «сани» и обязательно должна быть упряжка, т.о. получится 5 заданий).
Л.: Поможем справиться с заданиями?
Л.: Какой первый звук слышим у снегурочки и последний у зайца? (Чёткое произнесение детьми слов с акцентом на нужное положение, выделение звуков).
Картинки: СНЕГУРОЧКА, ЗАЯЦ
Л.: Подскажите мне пожалуйста: чем буквы отличаются от звуков? (проговаривания правила)
4. Развитие фонематического восприятия (развитие анализа и синтеза)
Л.: Снегурочка хотела вам рассказать пословицу, да вот беда, запамятовала. Давайте мы ей поможем. Соберите все снежинки с буквами, которые находятся в кабинете. Выделите первые звуки в картинках, и соберите пословицу (дети собирают снежинки со стен, окон и др., а затем выделяя первый звук ставят его). Объясните смысл пословицы.
Зимой солнце что мачеха: светит, да не греет.
Открываем букву С
5. Дифференциация С-Ц в словосочетаниях (индивидуальная работа: ученикам называется существительное из 2 столбика - они подыскивают прилагательное из 1).
Л: Зайка предлагает нам поиграть в «сыщиков». Он распределил слова по двум столбикам. Составьте словосочетания из слов 1-го и 2-го столбиков (К данным словам-на карточках- подберите слова - признаки. Запишите их. Подчеркни с одной чертой, ц двумя чертами.
Свежего, сухих, Крыльцом, пуговицу,
старым, смелый, цветов, кольце,
синюю, о красивом. огурца, боец.
Открываем букву А
6. Развитие логического мышления
Л.: Помогите снегурочке и зайке отгадать загадки.
Кто всех пугается, Квохчет, квохчет, кудахчет
Под кустом спасается, Всех детей собирает.
На зуб волку попадается? (Заяц) (Курица)
В ночь ему не спится,
В зеркало глядится. (Месяц)
Открываем букву Н
7. Физминутка
Зимушка-зима
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
8. Дифференциация С – Ц в предложениях (каждый называет по одному предложению и исправляет в нём ошибки)
Л: Снегурочка учит зайца грамоте. Но заяц не очень хороший ученик и допустил много ошибок при письме. Нам нужно найти и исправить эти ошибки при записи букв о которых мы сегодня говорим. Запись в тетрадях.
У куцта свистит синиса. Лисица ссапала сыпленка. На сухой цкале расцвел светок. Овса отстала от своего стада.
Открываем букву И
Л.: Посмотрите вот и транспорт появился (дети проговаривают слово «сани» ). А как же они без упряжки поедут? Нам надо выполнить последнее задание.
9. Дифференциация С - Ц в тексте.
Л,: Снегурочка, для своих друзей, написала письмо, в котором поведала о перелётных птицах. Но по пути, из-за сильных метелей письмо отсырело и буквы исчезли. Давайте вместе восстановим письмо. Вставь пропущенные с или ц.
Птицы
На..тупила о..ень. Многие пти..ы улетают на юг. Они летят ..елыми ..таями. На юге ..елые дни ..ветит яркое ..олн..е. На лугах ..ветут ..веты. Когда на..тупит ве..на, перелетные пти..ы ..нова вернут..я в родные края.
Л.: Анализ текста: О ком говорится в тексте? Когда они улетают? Куда они улетают? Когда птицы возвращаются?
Открывается картинка с упряжкой
Вот теперь наши герои точно доберутся вовремя на новогодний бал. Давайте пожелаем им зелёного света в пути!
III. Итог занятия
Л.: Припомните тему занятия.
- Назовите из рассказа слова со звуком, для которого подходит следующая характеристика: согласный, твердый, глухой (дети называют слова).
- Вспомните свою работу на уроке и оцените её, нужным цветом светофора.
Благодарю за интересное занятие.
З и м о й с о л н ц е ч т о м а ч е х а с в е т и т н о н е г р е е т