Разработка урока «Знатоки микробиологии»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области
«Кингисеппский колледж технологии и сервиса»
Разработка урока
«Знатоки микробиологии»
по дисциплине
«Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены»
Подготовила и провела
преподаватель
В. Г. Антонова
г. Кингисепп, 2022 г.
Тема урока: «Знатоки микробиологии» Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по темам «Морфология и физиология микроорганизмов» и «Пищевые заболевания». Задачи: обобщить и систематизировать полученные знания по дисциплинам «Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены» воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки студента, реализации его как личности, стремление к достижению цели, победе; развивать репродуктивные навыки студентов: пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности; а также анализировать, сопоставлять, сравнивать. Тип занятия: комбинированный урок – игра «Знатоки микробиологии» (урок обобщения и систематизации знаний) Форма урока: игра-соревнование Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый (эвристический), решение познавательных задач практической направленности, дидактическая игра. Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая. Материально-техническое обеспечение урока: учебный класс, медиапроектор, задания к конкурсам, секундомер, лист оценок за конкурсы, призы победителям. Межпредметные связи: физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров, техническое оснащение и организация рабочего места. План урока: Организационный момент Введение в игру Этапы игры Подведение итогов Домашнее задание Ход урока: 1.Организационный момент Добрый день, я приветствую вас на уроке учебной дисциплины «Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены» Задачи: образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, обобщить материал как систему знаний. воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки студентов, реализации его как личности. развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, развивать умение объяснять особенности, закономерности; анализировать, сопоставлять, сравнивать. (Приложение 1) Ну что ж, начнем…Урок наш будет проведен в виде соревновательной игры между командами, поэтому попрошу студентов поделиться на две команды и придумать название, а жюри зарегистрировать название каждой из двух команд. |
|
2. Введение в игру Наша игра будет состоять из 7 конкурсов, каждый этап это тема, изученная вами на предыдущих уроках. В каждом конкурсе вы можете зарабатывать баллы, как в копилку команды, так и в личный зачет. С критериями оценивания каждого этапа мы будем знакомиться в начале этапа. Все это позволит реально оценить ваши знания по разделу в целом и по темам в частности. Жюри во время прохождения конкурсов проверяет выполнение заданий, фиксирует правильные ответы, заполняет таблицу результатов. 3.Этапы нашей игры: Конкурс 1. «Представление команд» Конкурс 2. «Разминка» Конкурс 3. «Угадайка» Конкурс 4. «Верю – не верю» Конкурс 5. «Раскрой тайну» Конкурс 6. «Закончить фразу» Конкурс 7. «Проверь свои знания» |
Конкурс 1. «Представление команд»
1 команда: название, девиз
2 команда: название, девиз
Максимальный балл – 2
Конкурс 2. «Разминка»
За 1 минуту команда вспоминает название пищевых заболеваний.
Максимальный балл – 1
Правильно: дизентерия, холера, брюшной тиф, гепатит А, сибирская язва, бруцеллёз, туберкулёз, ящур, ботулизм, стафилококковый токсикоз, сальмонеллёз, эрготизм, «пьяный хлеб», алиментарно-токсическая алейкия.
Конкурс 3. «Угадайка»
Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из групп микроорганизмов (бактерии, дрожжи, плесени, вирусы). Чем быстрее ответ, тем больший балл зарабатывает команда.
Максимальный балл -5
(бактерии)
Это одноклеточные организмы.
При неблагоприятных условиях образуют споры.
На поверхности некоторых из них имеются нитевидные образования – жгутики.
Вызывают такие заболевания, как дизентерия, холера, брюшной тиф, дифтерия.
По форме могут быть шаровидными, полочковидными и извитыми.
(грибы – плесени)
Это одноклеточные или многоклеточные организмы.
В клетках имеются одно или несколько ядер.
Клетки этих организмов имеют форму вытянутых переплетенных нитей и называются «гифы».
Скопление клеток образует тело – «мицелий».
Эти организмы используются при производстве сыров.
Конкурс 4. «Верю – не верю»
Каждой команде зачитывается по 5 утверждений. Отвечать «да» и «нет».
Максимальный балл –1 за каждый правильный ответ.
Задание первой команде:
1.Природу брожения открыл учёный Луи Пастер (да).
2.Тело плесени называется мицелием (да).
3.Пастеризация является более надежным способом уничтожения микробов, чем стерилизация (нет).
4.Дрожжи размножаются путём деление клетки на 2 части каждые 20-30 минут (нет).
5.Больше всего микробов находится в воздухе (нет).
Задание второй команде:
1.Возбудителя туберкулёза и холеры открыл Роберт Кох (да).
2.Подвижными являются все виды микроорганизмов (нет).
3.Спорообразующие бактерии называются бациллами (да).
4.Вирусы размножаются только в клетках хозяина и являются паразитами (да).
5.Солнечный свет губительно действует на микроорганизмы (да)
Конкурс 5. «Раскрой тайну»
Каждая команда должна представить точное определение 3 терминов:
- гельминтозы, аэробы, авитаминоз;
- стерилизация, зоонозы, авитаминоз.
Максимальный балл -1 за каждый правильный ответ
Ботулизм – пищевое отравление.
Аэробы – живут и развиваются в присутствии кислорода.
Зоонозы – заболевания, передающиеся человеку от животных.
Стерилизация – способ уничтожения микробов нагреванием продукта.
Гельминтозы – глистные заболевания.
Авитаминоз – состояние глубокого дефицита того или иного витамина.
Конкурс 6. «Закончить фразу»
Первой отвечает команда, которая быстрее подняла руку.
За каждый правильный ответ – 1 балл
Первой отвечает команда, которая быстрее подняла руку.
1.Микробы были открыты голландским учёным ……. (Левенгуком).
2.Больше всего микробов находится в ….. (почве).
3.Защитный механизм организма – это…….(иммунитет).
4.Микробы, вызывающие заболевания людей называются ….(патогенными).
5.Микроорганизмы, используемые в сыроделии, называются …..(плесени).
6.Болезнью «грязных рук» называют …..(дизентерию).
7.В позеленевшем и проросшем на свету картофеле накапливается ядовитое вещество …..(соланин).
8.Нитриты и нитраты используются в качестве пищевых добавок для фиксации розового цвета в производстве ….(колбасных изделий).
Конкурс 7. «Проверь свои знания»
Каждая команда должна ответить на вопросы теста.
За правильный ответ - 1 балл в копилку команды.
4. Подведение итогов.
Как показала практика, очень хороший результат дало использование игровой технологии проведения урока, которая позволила студентам получить и освоить большое количество информации, в то же время решить самую главную задачу урока – обобщить и закрепить пройденный материал. Игра изменяет отношения между студентом и педагогом, так как происходит в менее формальной обстановке, нежели обычный урок, учит сотрудничать, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, проверить себя в различных ситуациях, снимает психологическое напряжение и страх перед неизвестностью. Уроки такого типа позволяют обсуждать полученные результаты всей группой, сами студенты находят друг у друга ошибки, сами же оценивают работу своих товарищей.
5. Домашнее задание.
Составить кроссворд по теме «Пищевые заболевания».
Вопросы болельщикам
1. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)
2. Как называется утренний прием пищи? (Завтрак)
3. Как называется блюдо из жареных яиц? (Яичница)
4. Где больше всего содержится витамина С ? ( В шиповнике)
5. Какой продукт дают пчёлы? (Мёд)
6. Чем кашу не испортишь? ( Маслом)
7. Из чего варят компот? (Сухофрукты)
8. Какое второе название у помидора? (Томат)
9. Какой огородный овощ может заменить мясо? (Соя)
10. В каком овоще много воды? (В огурце)
11. Как называется блюдо из свежих овощей? (Салат)
12. Какие грибы называют «дружные ребята»? (Опята)
13. Из каких овощей делают икру? (Баклажан, кабачок)
14. Сколько времени человек может прожить без воды? (4 -7 дней)
15. Какой морс снижает температуру при заболевании? (Клюквенный)
16. Какие грибы нельзя собирать? (Старые, переросшие, гнилые)
17.Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые? (Крапива)
18. Из чего готовят омлет? (Яиц, молока)
19. Основной источник энергии (жиры)
20. Какое питательное вещество придаёт молоку сладкий вкус? (Углеводы)
21. Почему так назвали – черника? (Чёрная)
22. Утренний бодрящий напиток (чай, кофе)
23. Как называется суп из рыбы? (Уха)
24. Какой жир получают из рыбы? (Рыбий)
25. Как называли сказочного героя, который легко щёлкал орехи? (Щелкунчик)
26. Как называются заросли, где растут орехи? (Лещина)
27. Горький брат лука (чеснок)
28. Какой важный микроэлемент содержится в морепродуктах? (Йод)
29. Сколько человек может прожить без пищи? (30 -40 дней)
30. Какую посуду используют для сервировки стола? (Столовую)
31. Чем можно заменить фрукты? (Овощами)
32. Какого минерального вещества больше всего в нашем организме? (Кальция)
33.Из какого растения получают овсяные хлопья? (Из овса)
34.Когда окрошка заменяет суп? (Летом)
35.Верхний слой молока, любимое лакомство кота. Что это? (Сливки)
36.Из чего готовят морс? (Ягоды)
37.Какое второе название у помидора? (Томат)
38.Как называется блюдо из свежих овощей? (Салат)
39.Из каких овощей делают икру? (Баклажан, кабачок)
40.Из чего готовят омлет? (Яиц, молока)
41.Утренний бодрящий напиток (Чай, кофе)
42.Горький брат лука (Чеснок)
43.Как называется суп из рыбы? (Уха)
44.Какой огородный овощ может заменить мясо? (Соя)
44.Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)
45.В каком овоще много воды? (В огурце)
46.Назовите кисломолочные продукты (Творог, сметана, кефир)
47.Какие орехи растут в нашей местности? (Фундук)
48.Как называется сушеная слива? (Чернослив)
49.Какая ягода бывает красной, черной, белой? (Смородина)
50.Какой овощ называется вторым хлебом? (Картофель)
51.Что добавляют в тесто, чтобы оно поднялось? (Дрожжи)
52.Что добавляют в тесто, чтобы оно поднялось? (дрожжи)
53. Назовите полезные бактерии. (бифидобактерии, лактобациллус)
54. Назовите вредные бактерии. (кишечная палочка, протей, сенная палочка)
55. Где используют дрожжи? (в производстве спирта, пива, вина, в хлебопечении)
56. В какое время года микроорганизмов меньше? (зимой)
57. В каких водах микроорганизмов незначительное количество? (артезианских)
58. Как долго сохраняются в почве споры сибирской язвы? (десятки лет)
59. Какой микроорганизм является возбудителем холеры? (холерный вибрион)
60. В каком мясе микробов меньше, в парном или охлажденном? (парном)
61. Назовите кисломолочные продукты. (сметана, кефир, творог, простокваша)
62. Можно ли использовать на ПОП утиные и гусиные яйца? (нет)
63. Какую длину имеет бычий цепень? (6 – 7метров)
64. Какое клеймо ставят на мясо, подлежащее обезвреживанию? (красного цвета)
65.В чём заключается профилактика зоонозов? (строгий ветеринарный контроль)
66. Что обычно используют для борьбы с микробами на ПОП? (хлорную известь)
Литература:
1.З.П.Матюхина «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии», М.2014г
2. А.Н.Мартинчик, А.А.Королёв, Ю.В.Несвижский «Микробиология, физиология питания, санитария», М.2010г
Приложение №1
презентацияPPTX / 7.98 Мб
Вступительное слово преподавателя.
Микробиология – наука о весьма малых по размерам, не видимых невооруженным глазом организмах, которые так и называются – микроорганизмы или микробы. Однако микроорганизмы всегда имели и имеют огромное значение. С глубокой древности человек использовал микробиологические процессы сбраживания виноградного сока, скисания молока, приготовления теста. Виноделы и сыровары прошлого даже не догадывались о существовании микроорганизмов, но это не мешало им варить сыр и делать вино. Многое изменилось в конце 17-го века, когда в 1684 году голландец Левенгук, используя микроскопы со 160-ти кратным увеличением, открыл существование «крошечных созданий». С тех пор было открыто много секретов из жизни микробов, знания человечества о них колоссально расширились. Очень много было узнано о роли микробов в распространении многих заболеваний.
В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологии в профессиональной деятельности повара, а тем более технолога приготовления пищи. Без них нельзя сохранить высокое качество пищевых продуктов и предотвратить потребление продуктов, содержащих возбудители пищевых заболеваний и отравлений.
Мы с вами длительное время изучали основы микробиологии. На сегодняшнем занятии мы попытаемся вспомнить, повторить изученное, еще раз систематизировать разнообразные сведения об обширном мире микроорганизмов. А проведем это мы с вами в форме игры – соревнования.
Ну что ж начнем,…Урок наш будет проведен в виде соревновательной игры между командами, поэтому попрошу вас поделиться на две команды и придумать название, а жюри зарегистрировать название каждой из двух команд.
Дайте определение терминам
Гельминтозы –
Аэробы –
Авитаминоз –
Дайте определение терминам
Стерилизация –
Зоонозы –
Ботулизм –
Оценочный лист
Команда ____________ | Название конкурса | Команда __________ |
| «Представление команд» Максимальный балл – 3 | |
| «Разминка» Максимальный балл – 1 | |
| «Угадайка» Максимальный балл – 5 | |
| «Верю – не верю» Максимальный балл –1 за каждый правильный ответ. | |
| «Раскрой тайну» Максимальный балл –1 за каждый правильный ответ. | |
| «Закончить фразу» Максимальный балл –1 за каждый правильный ответ. | |
| «Проверь свои знания» Максимальный балл –1 за каждый правильный ответ. | |
| ИТОГО | |
Тест №1
Микроорганизмы кокки – это
а) дрожжи
б) бактерии
2. Микробы и споры погибают
а) при пастеризации
б) при стерилизации
3. Дизентерия – это
а) пищевое отравление
б) кишечная инфекция
4. Что такое токсин
а) болезнетворный микроб
б) ядовитое вещество
5. Ученый, открывший природу брожения
а) Левенгук
б) Пастер
Тест №2
Вирусы размножаются и живут
а) только в живых организмах
б) в воздухе, почве, воде
2. Ящур – это
а) острая кишечная инфекция
б) зоонозная инфекция
3. Какое брожение влияет на вкусовые и ароматические свойства продуктов
а) масляно-кислое
б) молочнокислое
4. Какие микроорганизмы используются в сыроделии
а) грибы
б) дрожжи
5. Профилактика зоонозных инфекций
а) проверка наличия клейма на тушах мяса
б) соблюдение правил личной гигиены