Вводный урок музыки «Полифония как средство музыкальной выразительности» (6 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОЗЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38»
III Всероссийский конкурс для учителей на лучшую методическую разработку «Вводный урок»
Тема: «Полифония как средство музыкальной выразительности»
урок музыки в 6 классе
Автор: Щеголихина Елена Петровна
учитель музыки МБОУ СОШ №38
г.Озерск
2017
Урок музыки
6 класс
Тема: «Полифония как средство музыкальной выразительности»
Цель урока: сконструировать понятие «полифонии»
Задачи:
Теоретическая: выделить признаки полифонии
Практическая: формировать умение на практике составлять, исполнять канон, используя законы полифонии.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению музыки И.С.Баха, осознают причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
Предметные: умеют различать на слух гомофонию и полифонию; создавать речевой канон и канон жестов в заданном ритме, используя особенности строения полифонии. Распознают средства музыкальной выразительности.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия): познавательные: ориентируются на разнообразие способов освоения полифонии; умеют передавать информацию сжато, полно, выборочно; регулятивные: учитывают правило в творческих заданиях и контроле способа исполнения; коммуникативные: считаются с разными мнениями и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Сценарий урока
Постановка учебной задачи
(На доске афиша со всеми ее атрибутами, на которой написано Концерт полифонической музыки. И.С.Бах «Токката и фуга ре минор») – задача вывести детей на проблему урока и обозначить ее в словесной формулировке. Проблемная ситуация создается через поиск незнакомого в знакомом. Какую информацию несет афиша, что в ней знакомо и незнакомо нам?
Учитель: С какой целью люди придумали афиши?
Дети: Афиши приглашают посетить концерты, спектакли, сообщают о времени и месте, рассказывают о содержании, которое мы можем увидеть или услышать.
Учитель: Куда нас приглашает афиша, о чем сообщает и что рассказывает?
Дети: Сообщает о предстоящем концерте, потому что указано место – концертный зал, произведение которое будет исполняться.
(дети приходят к выводу, что слова в названии концерта им незнакомы)
Учитель: Часто наши затруднения в общении связаны с непониманием значения тех слов, которые люди используют в разговоре, когда они читают информацию на афише. И это может стать причиной того, что мы просто не пойдем в концертный зал, а, следовательно, не услышим музыку И.С.Баха.
Поиск решения учебной задачи
Распределение заданий по группам:
«Музыковеды», «Композиторы», «Художники»
«Художникам» надо прочитать параграф (учебник стр.90), ответить на вопрос: «Какие образы ассоциируются с полифонией? С чем это связано? (выбрать иллюстрации для афиши)
«Композиторам» придумать на заданный ритмический рисунок словосочетание и жесты (первая группа - речевой канон, вторая группа – канон жестов).
МА – МА
МА - МОЧ – КА
МИ – ЛЕНЬ – КА-Я
ДОБ-РЕНЬ-КА-Я СЛАВ-НЕНЬ-КА-Я
«Музыковеды» представляют сообщение о жизни И.С.Баха (презентация) – обращая внимание на термины: импровизация, токката, фуга – высшая форма полифонии
Учитель: группам дается 5-7 минут
Учитель: Я приглашаю к выступлению «Музыковедов»
Сообщение о И.С.Бахе+презентация
Слушание: «Токкаты и фуги ре минор» И.С.Баха
Учитель: после выступления «Музыковедов» какие понятия из афиши нам стали понятны (токката, фуга)
Учитель: Иоганн Себастьян Бах - мастер полифонии
Учитель: Я предоставляю слово «Художникам», они должны нам дополнить афишу иллюстрациями и пояснить, почему именно такие образы они выбрали.
Выступление «Художников»
(выбирают иллюстрации, размещают на афише)
Учитель: а теперь мы с вами можем четко сформулировать что такое полифония, полифоническая музыка?
Учитель: Фуга – высшая форма полифонии, сложная
Учитель: вспомните простую форму полифонии – канон, что это такое?
«Колокольный звон» Неизвестный автор – полифония
Канон - давайте вспомним канон, который исполняли в третьем классе
Учитель: Вспомните, что такое «канон»?
Дети: «канон» - хвост, многоголосное произведение, где голоса исполняют одну мелодию, но вступают с опозданием
Учитель: То есть голоса подражают друг другу, а как по другому обозначить слово «подражание»? имитировать – «имитация». Подобные произведения, в которых имитирующие голоса как бы догоняют друг друга, существуют уже девять веков.
Давайте попробуем «сымитировать» полифонию
Выступление композиторов
предлагают словосочетание и жесты на заданный ритм
Пример: КА-НОН
КА-НОН-ЧИК
ПОД-РА-ЖА-Ю
У-БЕ-ГА-Ю ДО-ГО-НЯ-Ю
Учитель:
Предлагаю сделать «речевой канон», из предложенных словосочетаний
«Канон жестов» - (разминка) – имитационная полифония
Соединяем одновременно «Речевой канон» + «Канон жестов»
Учитель: одинаковое многоголосие или противоположное? - контрастная полифония
Вывод: Мы с вами сделали сложное многоголосие – высшую форму полифонии – фугу. Когда-то И.С.Бах, как мы с вами сидел на одном из уроков музыки, учитель говорил своим ученикам: «Вы должны знать это слово, так как изучаете латынь. «Бегство», «побег» - вот что такое фуга. Голоса убегают друг от друга, гонятся друг за другом и при этом повторяют тему, подражая друг другу, имитируя.
Учитель: сделайте вывод, что такое полифония, дайте определение
Дети: это многоголосное произведение, где все голоса равны
Учитель: Многоголосный склад, основанный на единстве одновременно развивающихся самостоятельных голосов линий
Учитель: теперь я предлагаю вам прослушать три фрагмента и при помощи схемы продемонстрировать музыкальную ткань – фактуру (главное, подчиненное)
Я предоставляю слово «исполнителям»
Слушание:
1.«Бурре» И.С.Бах (исполняет Ярослав) – гомофония
В.Шаинский «Веселая фуга» - полифония
Сонатина (фрагмент) - (исполняет Ангелина) – гомофония
Учитель: на музыкальном примере, опираясь на схемы, как мы сможем более точно сформулировать определение что такое «полифония»?
Учитель: Многоголосный склад, основанный на единстве одновременно развивающихся самостоятельных голосов, линий
Рефлексия
Рефлексивно-оценочные суждения. Вновь работа с афишей позволяет вывести содержание урока за границы урока в реальную жизнь человека.
Учитель: Предлагаю Вам одним словом ответить на вопрос, с которого мы начали сегодня урок «о чем рассказывает афиша». В своих ответах постарайтесь не повторяться. Еще раз посмотрите на афишу. Каким вам запомнился И.С.Бах? Что он нового внес в музыку? Какие образы возникают при прослушивании полифонической музыки?
Что бы вы добавили в афишу, чтобы окружающие люди, прочитав афишу, заинтересовались данным концертом.
(Напишите на листочке одно слово и прикрепите к афише, чтобы окружающие люди, прочитав афишу, заинтересовались данным концертом)
Учитель:
Найти в словаре понятие «полифонии» и свериться с нашими выводами о понятии полифонии, выписать в тетрадь.
Выполнить здания на карточке (заполнить таблицу, соотнести понятия и определения, с которыми вы познакомились на уроке) и вклеить карточку в тетрадь
Карточка №1: Впишите термины, изученные на уроке
Это слово означает «подражание» - повторение музыкального мотива в другом голосе |
имитация |
Сочинение музыки в момент исполнения |
импровизация |
Музыкальное произведение, основанное на сочетании двух и более одновременно звучащих мелодий |
полифония |
Продолжите утверждение: «Простейшей формой полифонической музыки является…» |
канон |
Это виртуозная пьеса для клавишного инструмента на итальянском означает «трогать», «прикасаться» (к клавишам) |
Токката |
С латинского языка это слово означает «бег, бегство». Наивысшая форма полифонической музыки |
Фуга |
Анализ урока
Урок музыки
6 класс
по программе В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак.
III триместр
Тема: «Полифония как средство музыкальной выразительности»
В рамках «Средств музыкальной выразительности» дается урок по теме «Полифония как средство музыкальной выразительности»
Цель урока: сконструировать понятие «полифонии»
Задачи:
Теоретическая: выделить признаки полифонии
Практическая: формировать умение на практике составлять, исполнять канон, используя законы полифонии.
Все задания были связаны с целью урока и направлены на конструирование понятия «полифонии». Изучение нового материала осуществлялось при помощи системно-деятельностного подхода на основе поисковых заданий по группам. Из работы групп были выявлены образы полифонической музыки, жанры в которых работал И.С.Бах, особенности строения полифонии и практическое освоение простейших приемов полифонии (в речевой имитации, в каноне жестов).
При работе учащихся при введении учебного задания учитель опирался на фактические имеющиеся знания и умения (канон и имитация):
- учащиеся самост. применяют наличные способы действия,
- обосновывают результаты действия и оценивают их,
- самостоятельно выявляют ошибки и их причины и вносят изменения в работу.
- Окончательный путь решения задач учащиеся смогли понять
- В процессе учебного задания учащиеся проявили самостоятельность в построении модели (канон), смогли воспроизвести и выделить отличие гомофонии от полифонии
- В работе с моделями учащиеся самостоятельно выделяют действия и дают ему обоснование
- учащиеся самостоятельно выстраивают при последовательности операций конструирование понятия «полифонии».
3. При организации учебного процесса, учащиеся обращают свои высказывании я в ходе обсуждения учителю, оставляя свободу для дискуссии.
5. Дети самостоятельно могут ответить на наводящие вопросы.
- учитель подводит к цели урока, опираясь на их доказательство.
6. Результаты работы зафиксированы в виде микровыводов и дополнение к афише.
Считаю, что цель урока достигнута, понятие сконструировано.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению музыки И.С.Баха, осознают причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
Предметные: умеют различать на слух гомофонию и полифонию; создавать речевой канон и канон жестов в заданном ритме, используя особенности строения фуги. Распознают средства музыкальной выразительности.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия): познавательные: ориентируются на разнообразие способов освоения полифонии; умеют передавать информацию сжато, полно, выборочно; регулятивные: учитывают правило в творческих заданиях и контроле способа исполнения; коммуникативные: считаются с разными мнениями и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.