12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гульнара Казкенова112

Г.Е.Казкенова, школа-лицей №16. Урок русского языка, 6 класс

Разряды количественных числительных. Закрепление.

Цели урока:

ученики

будут знать разряды количественных числительных;

смогут различать целые, количественные и собирательные числительные;

находить в тексте количественные числительные;

смогут взаимодействовать между собой, решая учебные задачи;

учитель

обеспечит условия для учебно-познавательной деятельности учащихся;

создаст благоприятную атмосферу сотрудничества и учебного взаимодействия.

Планируемые образовательные результаты: по окончании изучения темы ученики

самостоятельно формулируют тему, цель урока;

планируют предстоящую познавательную деятельность;

- выполняют задания в сотрудничестве с другими детьми (в паре, группе);

выделяют существенные признаки понятия;                          

обосновывают своё мнение;                                                  

самостоятельно применяют знания для объяснения правописания слов;

умеют оценить себя по критериям и модельному ответу.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма учебного занятия: коллективные формы взаимодействия (парная, групповая)

Методы: Приемы «Верю – не верю», Инсерт, «Лови ошибку», Шкалирование, Свободный микрофон; фронтальный метод.

Оборудование: ИАД, ресурсы, информационная карточка, медиа-презентация

Использованные модули: обучение одарённых и талантливых учеников; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; управление и лидерство в обучении;  использование ИКТ,  новые подходы в преподавании; оценивание для обучения и оценивание обучения; обучение критическому мышлению. 

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

I

Мотивация учебной деятельности

1.Учитель организует начало УД на уроке

Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

2.Актуализация знаний.

Прием «Верю – не верю».



3.Постановка учебной цели.

Ответьте на вопросы.

1)Сколько месяцев в году?

2)По сколько учеников сидит за одной партой?

3)А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели?

На какой вопрос отвечают эти числительные?

Что они обозначают?

Выход на цель.

Какова цель урока?

уметь определять разряд количественных числительных

1.Возможные ответы

Потому что Вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что светит солнце. (и прочее)


2.Ученики отвечают, начиная словами: «Да, верю, потому что …» или «Нет, не верю, потому что…»

3. Верные ответы учеников.

12


2) По двое


3) Одну вторую часть яблока




Сколько?


Количество

Ученики предполагают цель урока, высказываются фронтально.

1 мин.






3 мин.




3 мин.











2 мин.



II Формирование новых знаний

1.Орфографическая минутка.

Свинц…вый, груш...вый, тума…ый, оловя…ый, гуси…ый, серебря…ый, (не)настный, (не)трудный, (не)узкий, а широкий,(восточно)европейский, (серо)зелёный, юго(западный)



**Оценивание по шкале

«5» 0 ош.

«4» 1-3 ош.

«3» 4-5 ош.

«2» 6-7 ош.

2.Работа с учебной информацией учебника. Числительное изучалось в начальных классах, потому и определен прием Инсерт.

Прием Инсерт.

Изучение материала методом помет

V – знаю

+ – новая информация

? – непонятно

3.Прием «Лови ошибку» (Приложение 1)

Пользуясь Информационной карточкой, исправьте ошибки в таблице. (Приложение 2)

4.Сообщение по теме «Употребление числительных» (материал из истории числительных)

1.Проверка по Модельному ответу (Слайд 1)

Свинцовый, грушевый, туманный, оловянный, гусиный, серебряный, ненастный, нетрудный, не узкий, а широкий, восточноевропейский,

серо-зелёный, юго-западный

** Самооценивание учащихся по шкале.




2.Ученики изучают учебную информацию методом Инсерт

индивидуально

в паре

в группе (заполняют Маркировочную аблицу Инсерт.) и представляю продукт классу


3.Правят в паре, обсуждают в группе, соотносят

с Информационной карточкой.



4.Подготовленный ученик рассказывает энциклопедич. информацию.

5 мин.









2 мин.





5 мин.





5 мин.




3мин.


III

Физминутка

«Да» (верно) – «Нет» (неверно)

1.На конце целых числительных от 5 до 20, 30 пишется Ь

2.В середине числительных 17, 18, 19 пишется Ь

3. В середине целых числительных от 50 до 80, от 500 до 900 пишется Ь

4. В середине числительного четыре в форме творительного падежа пишется Ь

5.Числительное 12 пишется с НН в середине

6.Числительные 11, 1 000 000, 1 000 000 000 пишутся с удвоенной согласной в середине

7.На конце числительных 300, 400 пишется

буква А

8. На конце числительного 200 пишется буква Е.

Выполняют физминутку

Слайд 2

Да – подняты руки, значит, ответ верен.

Нет – руки в стороны, значит, ответ неверен.


2 мин.

IV Формирование новых умений

Задание 1. Выпишите номера тех предложений, в которых выделенные слова являются числительными

1. Один день заменит три, если все делать вовремя.

2. Сколько уголь камнем ни три – белым не станет. 

3. Оглядывайся на себя по три раза

в день.

4. Если у одной плиты три повара толкутся – обед пригорает.

5. Ворона белой не станет, сколько ни три ее песком.

Кто допустил ошибку? Почему?

А как называются слова, которые совпадаю друг с другом по написанию, но разные по смыслу? Приведите свои примеры.

Задание 2. Замените (где возможно) целые числительные собирательными.

3 (девушки), 3 (гусята), 5 (брюки),

2 (друзья), 7 (козлята).

Проверьте в паре свою работу, а теперь сверьте по Модельному ответу.

С какими существительными сочетаются собирательные числительные?


Выбирают номера и сверяют

по ключу:

1, 3, 4











Ученики отвечают: омонимы, приводят примеры.








Слайд 3. Модельный ответ.

Три девушки, трое гусят, пятеро брюк, двое друзей,

семеро козлят.



3 мин.










4 мин.





V Контроль ЗУН


















Приведите в соответствие

1) шестеро друзей

А) целые

2) одна вторая метра

3) пять яблок

4)обе сестры

Б) дробные

5) семь раз отмерь

6) полторы тонны

В)собирательные

7) пятеро щенков

8) две третьих урожая

9) триста сорок грамм

Приводят в соответствие

Ключ.

А – 3, 5, 9

Б – 2, 6, 8

В – 1, 4, 7


**Взаимооценивание по Модельному ответу. Слайд 4.


3 мин.











VI Домашнее задание


1.Запишите рецепт фирменного блюда семьи с использованием количественных числительных.

2.Расскажите о себе, используя количественные числительные.

3.Учить материал справочника по теме урока.

* 1 – 2 задания на выбор, 3 – обязательно

Выбирают одно из первых двух заданий, 3-е обязательно.

2 мин.

VII Рефлексия


Прием «Шкалирование»

Оцените свою работу по шкале от 1 до 10.

Прием «Свободный микрофон»

Поделитесь, как вы оценили свою деятельность.

Оценивают свою деятельность по шкале.


По желанию высказываются, как себя оценили и почему.

2 мин.

Приложение 1

ЛОВИ ОШИБКУ

Количественные числительные

ЦЕЛЫЕ

ДРОБНЫЕ

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ

ОГЗ – часть целого предмета:

первая часть числитель представляет собой количественное целое числительное,

вторая часть знаменатель представляет собой

порядковое числительное:

одна пятая, две восьмых

ОГЗ – количество предметов как одно целое:

двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро




*** оба, обе – тоже собирательные числительные: оба – в мужском роде, обе – в женском роде

ОГЗ целые числа или количества








МП – изменяются по падежам;

могут сочетаться

1)с названиями лиц мужского пола или с существит. обще­го рода (двое старшеклассников, трое работяг),

2)с названиями детенышей (трое котят);

3)с существительн. только множ. числа (двое суток, трое очков);

4)с существит. в значении «парные предметы» (двое сапог);

5)с личными местоимениями (нас было семеро);


МП – склоняются обе части:

числитель как целое,

знаменатель как порядковое (по типу прилагательного во множественном числе):

к двум пятым, двух пятых








***Слова тысяча, миллион, миллиард 

в словосо­четаниях ведут себя как существительные

МП – 1) изменяются по падежам,

2) числительные один, два

изменяется не только по падежам, но и по родам: 

один стул, одна книга;

два стола, две тетради


***Полтора, полтораста – дробные числительные



*** В сочетание дробных числительных могут входить слова ноль, целое:

ноль целых семь сотых



Приложение 2

Информационная карта

Количественные числительные

ЦЕЛЫЕ

ДРОБНЫЕ

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ

Общее грамматическое значение (ОГЗ) целые числа или количества


***Слова тысяча, миллион, миллиард 

в словосо­четаниях ведут себя как существительные



ОГЗ – часть целого предмета:

первая часть числитель представляет собой количественное целое числительное,

вторая часть знаменатель представляет собой

порядковое числительное:

одна пятая, две восьмых

***Полтора, полтораста – дробные числительные

ОГЗ – количество предметов как одно целое:

двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро


*** оба, обе – тоже собирательные числительные: оба – в мужском роде, обе – в женском роде

Морфологические признаки (МП)

1)изменяются

по падежам,

2) числительные один, два изменяется не только по падежам, но и по родам: 

один стул, одна книга;

два стола, две тетради








МП – склоняются обе части:

числитель как целое,

знаменатель как порядковое (по типу прилагательного во множественном числе):

к двум пятым, двух пятых


*** В сочетание дробных числительных могут входить слова ноль, целое:

ноль целых семь сотых







МП – изменяются по падежам;

могут сочетаться

1)с названиями лиц мужского пола или с существительные обще­го рода (двое старшеклассников, трое работяг),

2)с названиями детенышей (трое котят);

3)с существительными только множественного числа (двое суток, трое очков);

4)с существительными в значении «парные предметы» (двое сапог);

5)с личными местоимениями (нас было семеро)






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.