Урок русского языка в 6 классе на тему «Разряды количественных числительных. Закрепление»
Г.Е.Казкенова, школа-лицей №16. Урок русского языка, 6 класс
Разряды количественных числительных. Закрепление.
Цели урока:
ученики
– будут знать разряды количественных числительных;
– смогут различать целые, количественные и собирательные числительные;
– находить в тексте количественные числительные;
– смогут взаимодействовать между собой, решая учебные задачи;
учитель
– обеспечит условия для учебно-познавательной деятельности учащихся;
– создаст благоприятную атмосферу сотрудничества и учебного взаимодействия.
Планируемые образовательные результаты: по окончании изучения темы ученики
– самостоятельно формулируют тему, цель урока;
– планируют предстоящую познавательную деятельность;
- выполняют задания в сотрудничестве с другими детьми (в паре, группе);
– выделяют существенные признаки понятия;
– обосновывают своё мнение;
– самостоятельно применяют знания для объяснения правописания слов;
– умеют оценить себя по критериям и модельному ответу.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма учебного занятия: коллективные формы взаимодействия (парная, групповая)
Методы: Приемы «Верю – не верю», Инсерт, «Лови ошибку», Шкалирование, Свободный микрофон; фронтальный метод.
Оборудование: ИАД, ресурсы, информационная карточка, медиа-презентация
Использованные модули: обучение одарённых и талантливых учеников; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; управление и лидерство в обучении; использование ИКТ, новые подходы в преподавании; оценивание для обучения и оценивание обучения; обучение критическому мышлению.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | ||||||||||||
I Мотивация учебной деятельности | 1.Учитель организует начало УД на уроке – Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? 2.Актуализация знаний. Прием «Верю – не верю». 3.Постановка учебной цели. –Ответьте на вопросы. 1)Сколько месяцев в году? 2)По сколько учеников сидит за одной партой? 3)А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? – На какой вопрос отвечают эти числительные? – Что они обозначают? Выход на цель. – Какова цель урока? уметь определять разряд количественных числительных | 1.Возможные ответы – Потому что Вы хотели быстрее с нами встретиться. 2.Ученики отвечают, начиная словами: «Да, верю, потому что …» или «Нет, не верю, потому что…» 3. Верные ответы учеников. 12 2) По двое 3) Одну вторую часть яблока –Сколько? –Количество Ученики предполагают цель урока, высказываются фронтально. | 1 мин. 3 мин. 3 мин. 2 мин. | ||||||||||||
II Формирование новых знаний | 1.Орфографическая минутка. Свинц…вый, груш...вый, тума…ый, оловя…ый, гуси…ый, серебря…ый, (не)настный, (не)трудный, (не)узкий, а широкий,(восточно)европейский, (серо)зелёный, юго(западный) **Оценивание по шкале «5» 0 ош. «4» 1-3 ош. «3» 4-5 ош. «2» 6-7 ош. 2.Работа с учебной информацией учебника. Числительное изучалось в начальных классах, потому и определен прием Инсерт. Прием Инсерт. Изучение материала методом помет V – знаю + – новая информация ? – непонятно 3.Прием «Лови ошибку» (Приложение 1) – Пользуясь Информационной карточкой, исправьте ошибки в таблице. (Приложение 2) 4.Сообщение по теме «Употребление числительных» (материал из истории числительных) | 1.Проверка по Модельному ответу (Слайд 1) Свинцовый, грушевый, туманный, оловянный, гусиный, серебряный, ненастный, нетрудный, не узкий, а широкий, восточноевропейский, серо-зелёный, юго-западный ** Самооценивание учащихся по шкале. 2.Ученики изучают учебную информацию методом Инсерт – индивидуально – в паре – в группе (заполняют Маркировочную аблицу Инсерт.) и представляю продукт классу 3.Правят в паре, обсуждают в группе, соотносят с Информационной карточкой. 4.Подготовленный ученик рассказывает энциклопедич. информацию. | 5 мин. 2 мин. 5 мин. 5 мин. 3мин. | ||||||||||||
III Физминутка | «Да» (верно) – «Нет» (неверно) 1.На конце целых числительных от 5 до 20, 30 пишется Ь 2.В середине числительных 17, 18, 19 пишется Ь 3. В середине целых числительных от 50 до 80, от 500 до 900 пишется Ь 4. В середине числительного четыре в форме творительного падежа пишется Ь 5.Числительное 12 пишется с НН в середине 6.Числительные 11, 1 000 000, 1 000 000 000 пишутся с удвоенной согласной в середине 7.На конце числительных 300, 400 пишется буква А 8. На конце числительного 200 пишется буква Е. | Выполняют физминутку Слайд 2 Да – подняты руки, значит, ответ верен. Нет – руки в стороны, значит, ответ неверен. | 2 мин. | ||||||||||||
IV Формирование новых умений | Задание 1. Выпишите номера тех предложений, в которых выделенные слова являются числительными 1. Один день заменит три, если все делать вовремя. 2. Сколько уголь камнем ни три – белым не станет. 3. Оглядывайся на себя по три раза в день. 4. Если у одной плиты три повара толкутся – обед пригорает. 5. Ворона белой не станет, сколько ни три ее песком. – Кто допустил ошибку? Почему? – А как называются слова, которые совпадаю друг с другом по написанию, но разные по смыслу? Приведите свои примеры. Задание 2. Замените (где возможно) целые числительные собирательными. 3 (девушки), 3 (гусята), 5 (брюки), 2 (друзья), 7 (козлята). – Проверьте в паре свою работу, а теперь сверьте по Модельному ответу. –С какими существительными сочетаются собирательные числительные? | Выбирают номера и сверяют по ключу: 1, 3, 4 Ученики отвечают: омонимы, приводят примеры. Слайд 3. Модельный ответ. Три девушки, трое гусят, пятеро брюк, двое друзей, семеро козлят. | 3 мин. 4 мин. | ||||||||||||
V Контроль ЗУН | – Приведите в соответствие
| Приводят в соответствие Ключ. А – 3, 5, 9 Б – 2, 6, 8 В – 1, 4, 7 **Взаимооценивание по Модельному ответу. Слайд 4. | 3 мин. | ||||||||||||
VI Домашнее задание | 1.Запишите рецепт фирменного блюда семьи с использованием количественных числительных. 2.Расскажите о себе, используя количественные числительные. 3.Учить материал справочника по теме урока. * 1 – 2 задания на выбор, 3 – обязательно | Выбирают одно из первых двух заданий, 3-е обязательно. | 2 мин. | ||||||||||||
VII Рефлексия | Прием «Шкалирование» – Оцените свою работу по шкале от 1 до 10. Прием «Свободный микрофон» – Поделитесь, как вы оценили свою деятельность. | Оценивают свою деятельность по шкале. | 2 мин. |
Приложение 1
ЛОВИ ОШИБКУ
Количественные числительные
ЦЕЛЫЕ | ДРОБНЫЕ | СОБИРАТЕЛЬНЫЕ |
ОГЗ – часть целого предмета: первая часть – числитель – представляет собой количественное целое числительное, вторая часть – знаменатель – представляет собой порядковое числительное: одна пятая, две восьмых | ОГЗ – количество предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро *** оба, обе – тоже собирательные числительные: оба – в мужском роде, обе – в женском роде | ОГЗ – целые числа или количества |
МП – изменяются по падежам; могут сочетаться 1)с названиями лиц мужского пола или с существит. общего рода (двое старшеклассников, трое работяг), 2)с названиями детенышей (трое котят); 3)с существительн. только множ. числа (двое суток, трое очков); 4)с существит. в значении «парные предметы» (двое сапог); 5)с личными местоимениями (нас было семеро); | МП – склоняются обе части: числитель как целое, знаменатель как порядковое (по типу прилагательного во множественном числе): к двум пятым, двух пятых ***Слова тысяча, миллион, миллиард – в словосочетаниях ведут себя как существительные | МП – 1) изменяются по падежам, 2) числительные один, два изменяется не только по падежам, но и по родам: один стул, одна книга; два стола, две тетради ***Полтора, полтораста – дробные числительные *** В сочетание дробных числительных могут входить слова ноль, целое: ноль целых семь сотых |
Приложение 2
Информационная карта
Количественные числительные
ЦЕЛЫЕ | ДРОБНЫЕ | СОБИРАТЕЛЬНЫЕ |
Общее грамматическое значение (ОГЗ) – целые числа или количества ***Слова тысяча, миллион, миллиард – в словосочетаниях ведут себя как существительные | ОГЗ – часть целого предмета: первая часть – числитель – представляет собой количественное целое числительное, вторая часть – знаменатель – представляет собой порядковое числительное: одна пятая, две восьмых ***Полтора, полтораста – дробные числительные | ОГЗ – количество предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро *** оба, обе – тоже собирательные числительные: оба – в мужском роде, обе – в женском роде |
Морфологические признаки (МП) 1)изменяются по падежам, 2) числительные один, два изменяется не только по падежам, но и по родам: один стул, одна книга; два стола, две тетради | МП – склоняются обе части: числитель как целое, знаменатель как порядковое (по типу прилагательного во множественном числе): к двум пятым, двух пятых *** В сочетание дробных числительных могут входить слова ноль, целое: ноль целых семь сотых | МП – изменяются по падежам; могут сочетаться 1)с названиями лиц мужского пола или с существительные общего рода (двое старшеклассников, трое работяг), 2)с названиями детенышей (трое котят); 3)с существительными только множественного числа (двое суток, трое очков); 4)с существительными в значении «парные предметы» (двое сапог); 5)с личными местоимениями (нас было семеро) |