Урок русского языка «Склонение сложных и составных количественных числительных» (6 класс)
Конспект урока русского языка
по теме «Склонение сложных и составных количественных числительных»
учебник: Русский язык, 6 класс Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.
Цели: закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; знать разряды имен числительных по значению: порядковые, количественные; развивать умение правильно употреблять числительные в устной и письменной речи, склонять числительные; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; создавать условия для развития коммуникативных навыков; развитие системы ценностных отношений к родному языку; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- выражение положительного отношения к процессу познания;
- оценивание собственной учебной деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Метапредметные –
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу,
- планировать необходимые действия, действовать по плану,
- выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- извлекать информацию из таблиц, перерабатывать и преобразовывать эту информацию в другие формы (текст, схему), устанавливать связи между новой и ранее усвоенной информацией, делать выводы.
Познавательные:
закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; знать разряды имен числительных по значению: порядковые, количественные; знать особенности изменений числительных по падежам и временам; развивать умение правильно употреблять числительные в устной и письменной речи, склонять числительные; правильно употреблять разные формы имён числительных в речи.
Коммуникативные:
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
Предметные: повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; знать разряды имен числительных по значению: порядковые, количественные; развивать умение правильно употреблять числительные в устной и письменной речи, склонять числительные; правильно употреблять разные формы имён числительных в речи.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. |
Числа – и есть тот бог, который правит миром. Пифагор |
|
II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного. III. Постановка основного вопроса урока. |
-Как вы понимаете слова древнегреческого философа, математика 6 века до н.э.? -Согласны ли вы с ним? -Цифры окружают нас везде и всегда. Приведите примеры. - О какой части речи мы сегодня продолжим разговор? - Но о числительных мы с вами говорили. Значит, нам нужно уточнить, о чем будем беседовать, и сформулировать тему урока. Для этого обратимся к материалу из конверта №1. - В первом задании вам дана схема теоретического материала, с которым мы работали на прошлых уроках. Проанализируйте схему и восстановите недостающие элементы. -Сверьте свои выводы с образцом на слайде. - Сложные и составные количественные числительные. -2-е задание: прочтите данные предложения: * Если из 27915 вычесть 14562, то останется меньше 15000. * Если к 198623 прибавить 7451, то получится более 206000. -Легко ли было прочитать данные предложения? Почему? - А что нужно сделать, чтобы правильно произнести? (просклонять) - Итак, сформулируйте тему урока (Склонение сложных и составных количественных числительных) -Есть еще варианты? - Называют тему, записывают в тетрадь - Какие цели поставим перед собой? - А зачем нам правильно склонять числительные? - Итак, употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности. Это одна из самых сложных тем в русском языке. Кто-то из великих сказал: «Хочешь понравиться – умей владеть родным языком». И сегодня я желаю нам с вами понравиться и нашим гостям, и себе, и научиться ещё больше владеть родным языком. |
Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
IV. Открытие новых знаний. |
- Чтобы говорить о склонении сложных и составных количественных числительных, необходимо вспомнить, как склоняются простые количественные числительные. Работа в парах. Обратимся к конверту №2. Выполните предложенные задания. -С какими числительным по составу вы работали? - У нас есть еще….сложные и составные. Какие это числительные? (определение) - При склонении этих числительных тоже есть свои особенности. -Чтобы их найти, обратимся к конверту № 3, где нам предстоит провести исследование. Работа в группе (по 3-4 чел) Вывод: при склонении сложных числительных изменяются оба корня. - Сравним свой вывод с текстом правила (стр.117 учебника) 2. – Составьте схему, удобную для запоминания. На доску |
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Извлекать информацию из таблицы, представлять её в разных формах (текст, схема), соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. |
V. Развитие учебноязыковых и правописных умений. |
Упр. 204 – развивается умение правильно образовывать формы сложных числительных, выделять корни и окончания, сравнивать их с данными в таблице; употреблять образованные формы в речи. Работа по рядам (по 1 человеку у доски) Оцени свою работу Совместная проверка Упр. 205 – развивается умение употреблять в тексте формы сложных имён числительных с корнями -десят- и -ст-, правильно писать окончания количественных числительных, обозначать орфограмму в них. 1 у доски Оцени свою работу |
Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух. ТОУУ |
IV. Открытие новых знаний. |
- Продолжаем с вами исследование. -Проговорите, пожалуйста, числительные 1250,81,140. -Что общего у этих числительных? (составные). -А как склоняются простые и сложные числительные? Ваши предложения? -Просклоняйте составное числительное. - Что заметили? Какой вывод можете сделать? ( у составных числительных склоняются все слова, из которых они состоят) - Сопоставим выводы с правилом (стр. 117) |
Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.
|
V. Развитие учебноязыковых и правописных умений. |
- Вернемся к конверту № 1 к заданию 2. Какие перед нами числительные? (составные). И мы с вами говорили, чтобы правильно их произнести, нужно правильно их просклонять. Работаем в парах. Проговорите эти числительные друг другу и запишите их (1вар-1-е предл., 2 вар – 2-е предл.) Обменяйтесь работами с другой группой, проверьте выполнение. Оцените работу, аргументируйте свою отметку. (ПРОВЕРКА) -Что не получилось? -У кого верно? отметки |
Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
Рефлексия |
- Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? -Чему мы должны были научиться? Зачем? - Какое правило вы будете применять при склонении сложных и составных количественных числительных? - Мы достигли поставленной цели урока? - Игра «Интервью» - Поднимите зеленый светофор, если вам все было понятно и никаких трудностей у вас не возникло. - Поднимите желтый светофор, если у вас остались какие-то вопросы, затруднения и озвучьте их - Поднимите красный светофор, если вам было очень трудно и вы не справлялись с заданиями, мы вместе попробуем решить проблему (Оценивают результаты своей работы) |
Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога. |
VII. Домашнее задание. |
1. Упр.207 2. Упр. 208 На выбор одно. 3.(по желанию) 1.Придумать лингвистическую сказку про числительные. |
Конверт № 1
1.
Числительное – самостоятельная часть речи, которая
обозначает число, количество предметов и порядок предметов при счете
делится на лексико-грамматические разряды
отвечает на вопросы сколько? какой?
делится по составу на
порядковые
простые
дробные
обозначающие целые числа
собирательные
Прочтите данные предложения:
Если из 27915 вычесть 14562, то останется меньше 15000.
Если к 198623 прибавить 7451, то получится более 206000.
Конверт № 2.
Выполните задания:
Устно просклоняйте словосочетания «один дом» и «один ученик». |
Устно просклоняйте словосочетания «две книги», «два портфеля», «две женщины». |
Устно просклоняйте словосочетания «три тетради», «три блокнота», «три человека». |
Устно просклоняйте словосочетания «четыре ручки» и «четыре ученика». |
Устно просклоняйте слова «5-10» и «скатерть». |
Устно просклоняйте слова «11-20» и «печь». |
Устно просклоняйте слова «30» и «рожь». |
Устно просклоняйте слова «40,90,100» |
Сделайте вывод |
Сделайте вывод |
Сделайте вывод |
Сделайте вывод |
Сделайте вывод |
Сделайте вывод |
Сделайте вывод |
Сделайте вывод |
Устно просклоняйте словосочетания «один дом» и «один ученик». |
Устно просклоняйте словосочетания «две книги», «два портфеля», «две женщины». |
Устно просклоняйте словосочетания «три тетради», «три блокнота», «три человека». |
Устно просклоняйте словосочетания «четыре ручки» и «четыре ученика». |
Устно просклоняйте слова «5-10» и «скатерть». |
Устно просклоняйте слова «11-20» и «печь». |
Устно просклоняйте слова «30» и «рожь». |
Устно просклоняйте слова «40,90,100» |
Сделайте вывод |
Сделайте вывод |
Сделайте вывод |
Сделайте вывод |
Сделайте вывод |
Сделайте вывод |
Сделайте вывод |
Сделайте вывод |
Конверт № 3
Группа 1
Задание:
Прочтите внимательно склонение числительных.
Выделите корень и окончание в числительных
Сделайте вывод.
Падеж |
Числительное |
И.п. |
Двести озер |
Р.п. |
Двухсот озер |
Д.п. |
Двумстам озерам |
В.п. |
Двести озер |
Т.п. |
Двумястами озерами |
П.п. |
(о) двухстах озерах |
Падеж |
Числительное |
И.п. |
Триста рек |
Р.п. |
Трехсот рек |
Д.п. |
Тремстам рекам |
В.п. |
Триста рек |
Т.п. |
Тремястами реками |
П.п. |
(о) трехстах реках |
Падеж |
Числительное |
И.п. |
Четыреста деревьев |
Р.п. |
Четырехсот деревьев |
Д.п. |
Четыремстам деревьям |
В.п. |
Четыреста деревьев |
Т.п. |
Четырьмястами деревьями |
П.п. |
(о) четырехстах деревьях |
Группа 2 Задание: Прочтите внимательно склонение числительных. Просклоняйте по образцу числительные 60. Выделите корень и окончание в числительных. Сделайте вывод.
|
Группа 3 Задание: Прочтите внимательно склонение числительных. Просклоняйте по образцу числительные 600,700 Выделите корень и окончание в числительных. Сделайте вывод.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа 4 Задание: Прочтите внимательно склонение числительных. Просклоняйте по образцу числительные 70,80 Выделите корень и окончание в числительных. Сделайте вывод.
|
Группа 5 Задание: Прочтите внимательно склонение числительных. Просклоняйте по образцу числительные 800,900 Выделите корень и окончание в числительных. Сделайте вывод.
|