Урок русского языка «Склонение сложных и составных количественных числительных» (6 класс)

3
0
Материал опубликован 23 November 2017 в группе

Конспект урока русского языка

по теме «Склонение сложных и составных количественных числительных»

учебник: Русский язык, 6 класс Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.

Цели:  закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; знать разряды имен числительных по значению: порядковые, количественные;  развивать умение правильно употреблять числительные в устной и письменной речи, склонять числительные; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; создавать условия для развития коммуникативных навыков; развитие системы ценностных отношений к родному языку; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- выражение положительного отношения к процессу познания;

- оценивание собственной учебной деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Метапредметные –

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу,

- планировать необходимые действия, действовать по плану,

- выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- извлекать информацию из таблиц, перерабатывать и преобразовывать эту информацию в другие формы (текст, схему), устанавливать связи между новой и ранее усвоенной информацией, делать выводы.


 

Познавательные:

закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; знать разряды имен числительных по значению: порядковые, количественные; знать особенности изменений числительных по падежам и временам;  развивать умение правильно употреблять числительные в устной и письменной речи, склонять числительные; правильно употреблять разные формы имён числительных в речи.

Коммуникативные:

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Предметные: повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; знать разряды имен числительных по значению: порядковые, количественные;  развивать умение правильно употреблять числительные в устной и письменной речи, склонять числительные; правильно употреблять разные формы имён числительных в речи.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Числа – и есть тот бог, который правит миром.

Пифагор

 

II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.

III. Постановка основного вопроса урока.

-Как вы понимаете слова древнегреческого философа, математика 6 века до н.э.?

-Согласны ли вы с ним?

-Цифры окружают нас везде и всегда. Приведите примеры.

- О какой части речи мы сегодня продолжим разговор?

- Но о числительных мы с вами говорили. Значит, нам нужно уточнить, о чем будем беседовать, и сформулировать тему урока. Для этого обратимся к материалу из конверта №1.

- В первом задании вам дана схема теоретического материала, с которым мы работали на прошлых уроках. Проанализируйте схему и восстановите недостающие элементы.

-Сверьте свои выводы с образцом на слайде.

- Сложные и составные количественные числительные.

-2-е задание: прочтите данные предложения:

* Если из 27915 вычесть 14562, то останется меньше 15000.

* Если к 198623 прибавить 7451, то получится более 206000.

-Легко ли было прочитать данные предложения? Почему?

- А что нужно сделать, чтобы правильно произнести? (просклонять)

- Итак, сформулируйте тему урока (Склонение сложных и составных количественных числительных)

-Есть еще варианты?

- Называют тему, записывают в тетрадь

- Какие цели поставим перед собой?

- А зачем нам правильно склонять числительные?

- Итак, употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности. Это одна из самых сложных тем в русском языке.

Кто-то из великих сказал: «Хочешь понравиться – умей владеть родным языком».

И сегодня я желаю нам с вами понравиться и нашим гостям, и себе, и научиться ещё больше владеть родным языком.

Познавательные УУД

Уметь преобразовывать информацию.

Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Открытие новых знаний.

- Чтобы говорить о склонении сложных и составных количественных числительных, необходимо вспомнить, как склоняются простые количественные числительные.

Работа в парах.

Обратимся к конверту №2. Выполните предложенные задания.

-С какими числительным по составу вы работали?

- У нас есть еще….сложные и составные. Какие это числительные?

(определение)

- При склонении этих числительных тоже есть свои особенности.

-Чтобы их найти, обратимся к конверту № 3, где нам предстоит провести исследование.

Работа в группе (по 3-4 чел)

Вывод: при склонении сложных числительных изменяются оба корня.

- Сравним свой вывод с текстом правила (стр.117 учебника)

2.

Составьте схему, удобную для запоминания. На доску

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Извлекать информацию из таблицы, представлять её в разных формах (текст, схема), соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

V. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

Упр. 204 – развивается умение правильно образовывать формы сложных числительных, выделять корни и окончания, сравнивать их с данными в таблице; употреблять образованные формы в речи.

Работа по рядам (по 1 человеку у доски) Оцени свою работу

Совместная проверка

Упр. 205 – развивается умение употреблять в тексте формы сложных имён числительных с корнями -десят- и -ст-, правильно писать окончания количественных числительных, обозначать орфограмму в них. 1 у доски Оцени свою работу

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

ТОУУ

IV. Открытие новых знаний.

- Продолжаем с вами исследование.

-Проговорите, пожалуйста, числительные 1250,81,140.

-Что общего у этих числительных? (составные).

-А как склоняются простые и сложные числительные? Ваши предложения?

-Просклоняйте составное числительное.

- Что заметили? Какой вывод можете сделать?

( у составных числительных склоняются все слова, из которых они состоят)

- Сопоставим выводы с правилом (стр. 117)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.


 

V. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

- Вернемся к конверту № 1 к заданию 2. Какие перед нами числительные? (составные). И мы с вами говорили, чтобы правильно их произнести, нужно правильно их просклонять. Работаем в парах. Проговорите эти числительные друг другу и запишите их (1вар-1-е предл., 2 вар – 2-е предл.)

Обменяйтесь работами с другой группой, проверьте выполнение. Оцените работу, аргументируйте свою отметку.

(ПРОВЕРКА)

-Что не получилось?

-У кого верно? отметки

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

Рефлексия

- Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

-Чему мы должны были научиться? Зачем?

- Какое правило вы будете применять при склонении сложных и составных количественных числительных?

- Мы достигли поставленной цели урока?

- Игра «Интервью»

- Поднимите зеленый светофор, если вам все было понятно и никаких трудностей у вас не возникло.

- Поднимите желтый светофор, если у вас остались какие-то вопросы, затруднения и озвучьте их

- Поднимите красный светофор, если вам было очень трудно и вы не справлялись с заданиями, мы вместе попробуем решить проблему

(Оценивают результаты своей работы)

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

VII. Домашнее задание.

1. Упр.207

2. Упр. 208 На выбор одно.

3.(по желанию) 1.Придумать лингвистическую сказку про числительные.

 

Конверт № 1

1.

Числительное – самостоятельная часть речи, которая

 


 


 

 

обозначает число, количество предметов и порядок предметов при счете

делится на лексико-грамматические разряды

отвечает на вопросы сколько? какой?

 

 


 


 

 

делится по составу на


 

порядковые


 

 

 


 

простые


 

 

 


 

 

 

 

 

дробные

обозначающие целые числа

собирательные

 

 


 

 

Прочтите данные предложения:

Если из 27915 вычесть 14562, то останется меньше 15000.

Если к 198623 прибавить 7451, то получится более 206000.

 


 


 

Конверт № 2.

Выполните задания:

Устно просклоняйте словосочетания «один дом» и «один ученик».

Устно просклоняйте словосочетания «две книги», «два портфеля», «две женщины».

Устно просклоняйте словосочетания «три тетради», «три блокнота», «три человека».

Устно просклоняйте словосочетания «четыре ручки» и «четыре ученика».

Устно просклоняйте слова «5-10» и «скатерть».

Устно просклоняйте слова «11-20» и «печь».

Устно просклоняйте слова «30» и «рожь».

Устно просклоняйте слова «40,90,100»

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод


 


 


 

Устно просклоняйте словосочетания «один дом» и «один ученик».

Устно просклоняйте словосочетания «две книги», «два портфеля», «две женщины».

Устно просклоняйте словосочетания «три тетради», «три блокнота», «три человека».

Устно просклоняйте словосочетания «четыре ручки» и «четыре ученика».

Устно просклоняйте слова «5-10» и «скатерть».

Устно просклоняйте слова «11-20» и «печь».

Устно просклоняйте слова «30» и «рожь».

Устно просклоняйте слова «40,90,100»

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод

Сделайте вывод


 

Конверт № 3

Группа 1

Задание:

Прочтите внимательно склонение числительных.

Выделите корень и окончание в числительных

Сделайте вывод.

 

Падеж

Числительное

И.п.

Двести озер

Р.п.

Двухсот озер

Д.п.

Двумстам озерам

В.п.

Двести озер

Т.п.

Двумястами озерами

П.п.

(о) двухстах озерах

 

 

 

Падеж

Числительное

И.п.

Триста рек

Р.п.

Трехсот рек

Д.п.

Тремстам рекам

В.п.

Триста рек

Т.п.

Тремястами реками

П.п.

(о) трехстах реках

 

 

 

Падеж

Числительное

И.п.

Четыреста деревьев

Р.п.

Четырехсот деревьев

Д.п.

Четыремстам деревьям

В.п.

Четыреста деревьев

Т.п.

Четырьмястами деревьями

П.п.

(о) четырехстах деревьях

 

 


 


 


 


 


 

Группа 2

Задание:

Прочтите внимательно склонение числительных.

Просклоняйте по образцу числительные 60.

Выделите корень и окончание в числительных.

Сделайте вывод.

 

Падеж

Числительное

И.п.

Пятьдесят дорог

Р.п.

Пятидесяти дорог

Д.п.

Пятидесяти дорогам

В.п.

Пятьдесят дорог

Т.п.

Пятьюдесятью дорогами

П.п.

(о) пятидесяти дорогах

 

 


 


 


 


 


 


 


 

 

Падеж

Числительное

И.п.

 

Р.п.

 

Д.п.

 

В.п.

 

Т.п.

 

П.п.

 
 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Группа 3

Задание:

Прочтите внимательно склонение числительных.

Просклоняйте по образцу числительные 600,700

Выделите корень и окончание в числительных.

Сделайте вывод.


 

 

Падеж

Числительное

И.п.

Пятьсот книг

Р.п.

Пятисот книг

Д.п.

Пятистам книгам

В.п.

Пятьсот книг

Т.п.

Пятьюстами книгами

П.п.

(о) пятистах книгах

 

 


 


 


 


 


 


 


 

 

Падеж

Числительное

И.п.

 

Р.п.

 

Д.п.

 

В.п.

 

Т.п.

 

П.п.

 
 

 

Группа 4

Задание:

Прочтите внимательно склонение числительных.

Просклоняйте по образцу числительные 70,80

Выделите корень и окончание в числительных.

Сделайте вывод.


 

 

Падеж

Числительное

И.п.

Пятьдесят дорог

Р.п.

Пятидесяти дорог

Д.п.

Пятидесяти дорогам

В.п.

Пятьдесят дорог

Т.п.

Пятьюдесятью дорогами

П.п.

(о) пятидесяти дорогах

 

 


 


 


 


 


 


 


 

 

Падеж

Числительное

И.п.

 

Р.п.

 

Д.п.

 

В.п.

 

Т.п.

 

П.п.

 
 

 


 


 


 


 


 

Группа 5

Задание:

Прочтите внимательно склонение числительных.

Просклоняйте по образцу числительные 800,900

Выделите корень и окончание в числительных.

Сделайте вывод.

 

Падеж

Числительное

И.п.

Пятьсот книг

Р.п.

Пятисот книг

Д.п.

Пятистам книгам

В.п.

Пятьсот книг

Т.п.

Пятьюстами книгами

П.п.

(о) пятистах книгах

 

 


 


 


 


 


 


 

 

Падеж

Числительное

И.п.

 

Р.п.

 

Д.п.

 

В.п.

 

Т.п.

 

П.п.

 
 

 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации