Развернутый план-конспект интегрированного занятия по ИЗО для детей подготовительного дошкольного возраста
Развернутый план-конспект интегрированного занятия по ИЗО для детей подготовительного дошкольного возраста. Авторская разработка.
Аннотация к занятию «Уральская роспись»
Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, во всех возрастных группах является рисование. Благодаря занятию я бы хотела, чтобы дети больше узнали о нашем достоянии – народной культуре. Взращивание полноценной, нравственной личности невозможно без духовного воспитания, а это - дело рук воспитателя и родителей. Поэтому важно обращаться в занятиях к истокам. Декоративная роспись Урала - одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома.
Для того чтобы вызвать интерес к изобразительному народному творчеству и способствовать развитию творческого потенциала у ребенка, рекомендуется использовать нетрадиционные методы рисования. Одним из вариантов нетрадиционного метода рисования являются занятия по освоению техники рисования росписи нетрадиционным методом - рисование пальцем. Как в произведениях народного творчества, так и в творчестве детей все радостно и красочно. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей старшего дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более увлекательным и интересным.
Благодаря интегрированному занятию по изобразительной деятельности у детей укрепляется уверенности в своих силах и творческой способности;
Развивается память, пространственное воображение, концентрируется внимание;
Расширяются коммуникативные способности;
Дети овладевают знаниями элементарных основ рисунка, навыками работы в нетрадиционной технике рисования, использования различного оборудования;
Происходит становление эстетического отношения к окружающему миру; формируются элементарные представления о видах искусства;
Формируется уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
В своей работе я опиралась на технологию пальчикового рисования Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д, которая в своих трудах не раз говорит: «Рисуя, малыш учится строить "причинно-следственные" связи, учится логически мыслить. Пальчиковая живопись способствует развитию творческих способностей…».
Актуальность использования нетрадиционного рисования в элементах народного творчества в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
Тема: Урало-сибирская роспись
Техника выполнения творческой работы: пластилинография
Ведущий вид деятельности: игровая деятельность
Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
Цель перспективная: формирование изобразительных навыков.
Цель актуальная: выполнить творческую работу, расширить представление о традиционном ремесле, развить воображение.
Задачи: обучающая задача - научить лепить элементы Уральской росписи: обучение мастерству композиции; ознакомление со смысловым значением элементов росписи их связью с жизнью.
Развивающая задача - развитие тактильных навыков через пластилинографию.
Воспитательная задача - воспитание эстетического вкуса; воспитание патриотизма через предметы быта;
Оборудование к занятию: доска, проектор, музыкальный центр, картинка прялки.
Материалы и средства: листы картона в форме лопасти прялки, пластилин.
Зрительный ряд: картина Куликова И.С. «Пряхи», фотография «Прялка».
Музыкальный ряд: фольклорная музыка в исполнении А.Мехнецова, Д.Парамонова.
Игровая ситуация: Воспитатель предлагает детям отправиться в прошлое, после чего дети собирают мозаику и закрывают глаза. После это перед детьми возникает прялка, далее педагог рассказывает о прялке и ее росписи, показывает видеофрагменты и презентации. Позже, побеседовав, дети вместе с воспитателем принимаются за роспись с помощью пластилина картонных лопастей прялки.
Словарная работа: прялка, Уральская роспись, лопасть, кудель, донце, мастера.
Предварительная работа с воспитанниками: экскурсию в центр традиционной народной культуры среднего Урала, заготовка лопасти прялки.
Взаимодействие с родителями: изготовление из картона лопасти прялки.
Организация образовательного пространства:
Зона для творчества
Игровая зона
Выставочная зона
СТОЛ
Доска
Предполагаемый результат: дети должны научиться отличать прялку от других элементов быта; научиться писать элементы Уральской росписи. Благодаря занятию дети должны приобщиться к фольклору Урала; Активность в продуктивной деятельности, в беседе. Умение сохранять позитивный настрой на всем протяжении продуктивной деятельности. Испытывать радость от результата своей деятельности. Воспринимать красоту окружающего мира. Проявляет упорство в достижении результата своей деятельности.
Методическое обоснование занятия: словесный: беседа; наглядный: показ иллюстраций, демонстрация презентации, показ поэтапного выполнения росписи.
Технологическая карта занятия
Этапы и время занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Вводная беседа Игровая ситуация Физ.минутка Художественно- продуктивная деятельность Рефлексия |
Педагог приветствует детей, достает письмо, отрывает его и читает. Предлагает детям собрать мозаику (использует педагогический прием «посмотри и подумай») и отправиться в путешествие. Просит детей закрыть глаза и сосчитать до 10. Спрашивает у детей, что они перед собой видят и для чего необходим этот предмет. Показывает видеофрагмент о прядении пряжи на прялке. Педагог акцентирует внимание детей на значимости росписи прялки и жилища в крестьянской жизни. Задает вопросы о том, что изображено на прялках (презентация)? Просит аргументировать свои ответ. Рассказывает о символике росписи и ее значении. Проводит физ. минутку. Организовывает работу в малых группах. Организовывает художественную работу по росписи прялок. Помогает детям во время их творческой работы Активизирует память детей. (задает вопросы по занятию, спрашивает что понравилось или не понравилось, что показалось сложным). Просит детей убрать свои рабочие места. Организовывает выставку. |
Здороваются с педагогом. Собирают мозаику. Соглашаются отправиться в путешествие. Закрывают глаза и считают до 10. Дети отвечают, что они видят перед собой, предлагают свои варианты ответов. Дети смотрят видеофрагмент. Дети отвечают на вопросы воспитателя, доказываю свою точку зрения. Слушают рассказ воспитателя. Принимают участие в физ. минутке. Дети рисуют, придумывают свои художественные композиции. Если что-то не получается - обращаются за помощью к педагогу. Анализируют занятие. Прибирают рабочие места. Предлагают свои варианты организации выставки. Помогают воспитателю. |
Сценарий занятия «Уральская роспись».
Этапы и время занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Методическое обоснование |
Вводная беседа Игровая ситуация Введение нового материала Художественно- продуктивная деятельность Физ. минутка Художественно - продуктивная деятельность Рефлексия |
Ребята, сегодня в детский сад к нам пришло письмо.( педагог достает письмо) Давайте его откроем? А что же мы с вами видим? Правильно! Мозаику! Если мы сейчас с вами ее дружно соберем, то сможем отправиться в увлекательное путешествие в прошлое! Вот мы и собрали мозаику! А что мы на ней видим? Ну, что ж, закрываем глаза, и считаем до 10! Вы только посмотрите, что у нас появилось. Вы знаете, как называется этот предмет? Этот предмет называется прялка! Давайте все дружно повторим! На прялке начинали прясть пряжу с самого детства. А когда спрядут пряжу, то можно было и кофту связать и носки. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. А как на ней прядут, мы сейчас посмотрим в видеоролике! Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка.( показывает все составляющие прялки) К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. А украшена она была очень интересным узором. Много лет прошло, много на ней пряли, а красивый узор ещё виден. Что на прялке изображено? Умельцы украшали лопасть прялки резьбой и росписью. Посмотрите на слайд, и скажите мне, что изображали на прялке? Птицы в Уральской росписи символизировали женщину-хранительницу очага. А лев, мужской образ. Как вы считаете, для чего рисовали коней? Правильно, коней изображали, чтобы они охраняли семью. Они оберегали дом. Приглядитесь, внимательнее. Цветы на дереве - родители, бутоны и ягодки - это...? Ягодка - основной элемент Уральской росписи. На её основе можно нарисовать ягодку-бутон, двойную ягодку, цветок шиповника, купавки, раскрытые стручки горошка. Сегодня мы представим себя Уральскими умельцами и сами распишем лопасть прялки. Раньше мастера расписывали пальчиками не только прялки, но стены и посуду. А сейчас мастера усовершенствовали роспись и расписывают кистью, мы с вами попробуем расписать лопасть прялки при помощи пластилина. Физ. минутка «Алые цветки» Наши алые цветки распускают лепестки… Ветерок чуть дышит, лепестки колышет… Наши алые цветки закрывают лепестки… Головой качают, тихо засыпают… На столе у каждого шаблон лопасти прялки . Сначала прописываем ягодки. Когда рисовали, то использовали обязательно два цвета: обязательно белый и красный, желтый, зеленый. Для начала сделаем ягодки: катаем небольшие шарики, это будет основа цветов, после этого их сплющиваем и наносим на лопасть прялки. Очерчиваем бутон белым цветом. Для этого катаем колбаску, сплющиваем ее и наносим на область цветка Хорошо, наши цветы готовы! Теперь мы дружно идем мыть ручки. Ребята, чего не хватает на нашей прялке? Верно, нам нужно сделать листья! Лепим небольшие зеленые листочки, а затем сплющиваем их и размещаем рядом с цветком. Вот какая красота получилась! Опишите, какая у вас получилась роспись? Ребята, молодцы, вы так хорошо сегодня потрудились, мои глаза не могут налюбоваться на ваши прялки! А вам самим понравилось их расписывать? А трудно было? Хорошо. Вспомните, а как называлась роспись, о которой мы беседовали? Верно, уральская. А почему она так называется? Молодцы! А теперь б наши работы и оформляем выставку! Всем спасибо, прибираем свои места! |
Давайте! Пазлы, мозаику! Давайте соберем. (Дети дружно собирают мозаику)
Красивые цветы и листочки! (дети закрывают глаза и считают до 10) Нет, не знаем! Прялка! Дети слушают рассказ воспитателя Дети смотрят видеоролик. Дети рассматривают части прялки. Цветы Рисовали цветы, ягоды, круги солнца, сказочных птиц, коней. Рисовали коней для того, чтобы они охраняли людей. Детки! Ура! Дети повторяют движения за воспитателем. Дети рисуют ягодки. Повторяют движения за воспитателем. Дети уходят мыть руки. Листочков зеленых! Листочков не хватает! Красивая, яркая, сочная! Дети делают прописку. Да, очень! Трудно было прорисовывать ягодки! Уральская роспись. Потому, что этой росписью расписывают люди, которые живут на Урале. Дети прибирают свои места. После - оформляют выставку вместе с воспитателем. |
Беседа Методический прием «Посмотри и подумай» Беседа Показ отрывка из презентации (2 слайд) Просмотр видеоролика Показ отрывка из презентации (3 слайд) Показ частей прялки Показ отрывка из презентации (4 слайд) Беседа Показ отрывка из презентации (5 слайд) Беседа Показ отрывка из презентации (6 слайд) Показ движений. Показ поэтапного выполнения росписи( цветочек) Беседа Показ поэтапного выполнения росписи ( прописки) Беседа «Помоги воспитателю» |
Приложение к плану-конспекту занятия:
Польза от рисования пальчиками.
- Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи. Центр, отвечающий за движения, расположен в мозге рядом с центром речи, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.
- Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
- Осознание ребенком собственного тела.
Детское рисование должно быть продумано и хорошо организовано.
Подготовка рабочего инвентаря, рабочего места и одежды.
Музыкальный файл: А.А.Мехнецов - Скобаря (балалайка), А.А.Мехнецов – Ярмарочная(гусли ), Д. Парамонов - Сумецкая (гусли).
Использовалась в презентации картина Куликова И.С. «Пряхи», фотография «Прялка» http://yandex.ru/yandsearch?clid=1909644&text=%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%BB%D0%BA%D0%B0
Литература:
1.Барадулин, В.А. Материальная культура русского сельского и заводского населения Приуралья (Х|Х—начало ХХ в.) [Текст] / В.А. Барадулин. – Екатеринбург, 2008. –157 с.
2.Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям 3-е изд.[Текст] / В.Н. Белкина. – М.: Академия, 2001. –256 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Спб., 2001. –164 с.
4. ФГОС. [Текст] / - Москва.: Мозаика синтез, 2014. – 246 с.