Материал на проверке

«Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)»

0
0
Материал опубликован Вчера в 11:10



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа м. Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области









ТЕМА:

«Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)»





Подготовил: Фролова Татьяна Вячеславовна,

учитель русского языка и

литературы.



















м.р. Ставропольский

2024 г.





2

Содержание:



Цели, задачи стр. 3

Выявление проблемы стр. 3

Пути решения проблемы на уроках русского языка.

Приёмы и методы развития читательской грамотности

(из опыта работы). стр. 4

Пути решения проблемы на уроках литературы.

Приёмы и методы развития читательской грамотности

(из опыта работы). стр. 6



Вывод стр. 7

Список использованных ресурсов и литературы стр. 9

Приложения:

Урок литературы 5 класса. Технологическая карта урока.

Урок литературы 8 класса. Технологическая карта урока.

Урок литературы 9 класса. Технологическая карта урока.





























3

Цель: представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы посредством определённых методических приёмов.

Задачи:

 Рассказать о читательской грамотности и проблемах её формирования в ГБОУ СОШ с. Узюково.



На примерах методических приёмов, фрагментов урока и самих уроков показать пути решения проблем по формированию читательской грамотности у учащихся.



Жизнь шагнула далеко вперёд, и у современных педагогов не только на слуху, но и на деле в каждом уроке проходит формирование у воспитанников функциональной грамотности. Напомню, что функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной составляющей функциональной грамотности является читательская грамотность. А читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, именно читательская грамотность призвана извлекать нужную информацию из текста и использовать её в решении различных задач. Казалось бы, зачем мы обращаемся к такому вопросу, как развитие читательской грамотности? Ведь ученики в 5 класс нашей школы приходят, хорошо подготовленные нашими же коллегами начальной школы, все дети бегло читают, осмысливают текст. Что же мне, как учителю старшей школы делать? Каждый раз, беря пятый класс, я сталкиваюсь с такой проблемой: дети читают по цепочке друг за другом, как паровозики, очень торопятся, не следят за интонацией, проглатывают слова, неправильно их произносят, неправильно ставят ударение. И здесь я себе всегда говорю: «СТОП! Так дело не пойдёт!» И начинаю вспоминать своего родного отца, который читал книги Гиляровского, Толстого с остановками, записями, по несколько раз перечитывая одни и те же страницы. Я вспоминаю своих родителей, которые читали в упоении книги и тут же рассказывали так, как будто всю жизнь знали героев прочитанных произведений. К сожалению, не секрет, что сегодня мы отмечаем падение у современных молодых людей интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний и информации, поэтому проблема, которая стоит перед нами: проблема воспитания вдумчивого и активного читателя, умеющего работать с текстом. Проблема актуальная и требует решения, поиска путей развития читательской грамотности.

4



Великий умница К.Д. Ушинский утверждал: «Читать – ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». Поэтому я сразу ставлю задачу читать выразительно, вдумчиво.

На уроках русского языка даже при чтении правила учащиеся выбирают необходимую информацию и заносят в таблицы, изготавливают дома карточки с примерами. Классик русской литературы А.С. Пушкин говорил: «Чтение – это ничто, осмысленное чтение – кое-что; осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство». К совершенству при чтении и работе с текстом я и стараюсь подвести своих учеников. Важно сегодня сформировать у учащихся читательские умения, чтобы ребята могли выполнять разные виды работ на уроке и во внеурочной деятельности. Они должны уметь извлекать информацию интегрировать и интерпретировать её, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста. Для формирования читательских умений на уроках русского языка и литературы я использую сплошные и несплошные тексты. Использую такие приёмы, как: 1. Приём с дырками (пробелами), 2. Составление синквейна; 3. Приём «Верите ли вы, что…»; 4. Приём «Кластер»; 5. Составление сюжетных таблиц и другие.

Рассмотрим фрагменты уроков русского языка. Хочу сразу подчеркнуть, что формирование читательской грамотности на уроках русского языка имеет свои специфические особенности, поскольку текст на этих уроках выступает и как объект изучения и как средство и результат обучения. При изучении русского языка происходит овладение понятийно-терминологическим аппаратом речеведения, текстовыми нормами и на этой основе формируются коммуникативные умения и навыки, связанные с восприятием, анализом, интерпретацией, оценкой текстовой информации и порождением текста.

Например, при изучении темы: «Основная мысль текста» в 5 классе я использую текст сказки Л.Н. Толстого «Белка и волк». Это упражнение № 115 (учебник «Русский язык». 5 класс. Учебн. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Т.А. Ладыженская и др.] – 2-е изд. -М.: Просвещение, 2020). Сначала использую смотровое чтение (чтение про себя), чтобы дети ознакомились с текстом. Чтобы обучающиеся вникли в его суть, предлагаю прочитать текст выразительно по ролям. После прочтения даю задание: одной группе учащихся охарактеризовать белку и выделить в тексте те слова, которые её характеризуют. Вторую группу прошу охарактеризовать волка и выделить слова, его характеризующие. Затем прошу составить синквейн из этих слов: использовать прилагательные из текста, которыми писатель создаёт образ героев, глаголы, которыми автор описывает действия белки и волка, предложения, в которых раскрывается поведение,

5

характер каждого, затем самим подобрать существительные, которыми бы учащиеся сами охарактеризовали этих героев. Прошу найти предложение, содержащее основную мысль текста. Спрашиваю ребят: «А какой приём автор использовал при создании этих героев-животных?» (Приём противопоставления. Сказка называется «Белка и волк»), «Ребята, а как можно ещё назвать сказку, которую вы прочитали?», «Придумайте название, используя синквейн». Подвожу учеников к тому, что тема нашего урока: «Основная мысль текста». Спрашиваю: «Что такое основная мыль текста? Где выражается основная мысль текста? При помощи чего автор выражает основную мысль текста?» Прошу прочитать задание к упражнению. Спрашиваю, всё ли выполнили ребята по заданию. Прошу пересказать сказку сжато, после этого – выписать из этого текста местоимения (их всего 10 в тексте), указать их лицо, падеж и число. Затем использую упражнение № 116, текст стихотворения «О вреде шарканья» А. Усачёва. Прошу из него найти слова, при помощи которых автор выразил основную мысль текста, назвать их. Спрашиваю: «О чём автор хотел предупредить читателей своим шутливым стихотворением?» На этом уроке ребята работают с текстом упр. № 117 «Порядочный человек». Даю задание: прочитать текст самим, выписать в тетрадь определение слова «порядок». Задаю вопрос: «Объясните, как вы поняли, кто же такой порядочный человек?». При выполнении упр. 118 учащиеся работают устно. Прошу прочитать заметку «Интересная просьба (смотровое прочтение). Прошу нескольких учеников прочитать текст вслух, затем даю задание: определить, раскрыта ли основная мысль автора, отражённая в заголовке. После ответа обучающихся прошу внести исправления в текст, для этого использовать вопросы из правой колонки «Замечания редактора»: 1. «Когда состоялась встреча?», 2. «Что же было на выставке? Как ребята показывали свои изделия?» 3. «Что привлекло внимание гостей?», «Может быть, об этом надо написать как-то иначе или совсем не писать, если заметка называется «Интересная встреча»?». Прошу назвать свои ответы. Домашнее задание: Упражнение № 119: написать рассказ «Летние радости». Даю задание: прочитать текст задания. Спрашиваю: «О чём просят рассказать в сочинении составители учебника?» Дети отвечают: «Об одном дне из радостных летних дней, о том, который запомнился больше остальных».

При изучении темы «Синтаксический разбор сложного предложения» на уроке использую текст В.М. Пескова из упражнения № 250. Даю задание: доказать, что это текст. Для понимания задачи использую также смотровое чтение, затем чтение с остановками. Спрашиваю учащихся: «Какой эпитет использовал автор для определения своей встречи? Прошу подтвердить словами из текста, что доказывает об этом в первом абзаце. Затем прошу прочитать выразительно второй



6

абзац. Задаю следующие вопросы: «Как вы поняли слова автора «Я почти не дышал, не шевелился?», «Кто помог оленю и человеку покончить с единоборством?» Прошу найти во втором абзаце глаголы, которыми писатель В.М. Песков рассказал о поведении оленя и сойки. Затем прошу прочитать третий абзац. Спрашиваю: «Почему не могла успокоиться сойка?», «Определите основную мысль прочитанного вами текста». Озаглавьте текст. Спишите второй абзац. Сделайте синтаксический разбор выделенных в тесте предложений.

При изучении раздела «Фонетика», темы «Согласные звуки» на уроке использую текст упражнения № 283 по А. Кондратову. Следую заданиям, предусмотренным учебником. Сначала прошу учащихся прочитать текст про себя, затем прошу прочитать выразительно. Спрашиваю учеников: «Определите основную мысль этого текста», «В каких предложениях автор выразил основную мысль? Прочитайте эти предложения», «Какой пример, доказывающий основную мысль, приводит А. Кондратов?» Даю задание: спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы на месте пропусков и скобок. Обозначьте орфограмму «Разделительные Ъ и Ь». В выделенном слове укажите звуки и буквы.

На уроке при изучении темы «Синонимы» применяю задание, которое помогает обучающимся восстановить текст В. Солоухина. Это упражнение № 389. В предложениях этого текста в скобках даны синонимы, из которых надо выбрать соответствующий предложению и смыслу текста. А в упражнении № 388 обучающиеся получают задание: «Озаглавить текст. Списать, заменяя неоправданно повторяющиеся слова синонимами (словами, помещёнными в рамке рядом с текстом на стр. 184) При корректировке текста обучающиеся приобретают навык исправления речевой ошибки и навык грамотного построения текста.

Уроки русского языка тесно связаны с уроками литературы, так как работа по развитию читательской грамотности происходит при работе со сплошными текстами. На этих уроках я использую приёмы «Чтение с остановками», «Тонкие и толстые вопросы», «Синквейн», «Кластер» и другие. В домашние задания включаю составление викторины по прочитанному произведению, вопросы-загадки, кроссворды, подготовку иллюстраций с комментарием. На уроках часто использую чтение вслух. Мои ученики любят читать на уроке по ролям драматические произведения и от лица героев, автора прозаические произведения. При изучении темы «Басни И.А. Крылова» я даю задания обучающимся в 5, 6





7

классах составить синквейн, который помогает сформировать их представление о герое и выразить мораль басни. Также я даю задание изготовить маски или элементы костюма и в театральных костюмах и масках прочитать басню.

На уроке литературы в 5 классе по теме: «К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война. (Суждения и оценка юных читателей)» при изучении стихотворения даю задание: «Составьте словарик из слов лафет, исцарапать пулями, понаслышке, призвал воинский закон, за тридевять земель, в горах Урала, испытанный судьбой, во что бы то ни стало, непременно, горсть земли, дата памяти». Задание: составить синквейн на слова «Война» и «дети».

По теме «Образ простого солдата – защитника родины (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». 1837 год) я использую кейс-метод и кластер, привлекаю тексты из книги Раисы Поддубной, рассказывающие об участии в Бородинском сражении солдат и офицеров Самарской губернии.

На уроках в 6 классе при изучении темы «Фольклор» обучающиеся создавали свой текст, писали сочинение «Пословицы и поговорки моей семьи», также воспроизводили пропущенные строки пословиц, объясняли смысл поговорок. При чтении текста былины «Вольга и Микула Селянинович» объясняли смысл непонятных слов, используя словарик, выполняли задание по характеристике героя былины, выражая отношение автора (народа) и своё собственное мнение.

На уроках в 8 классе при изучении комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина учебник В.Я. Коровиной позволил мне разработать кейсы для участников урока, в которых были привлечены тексты П.А. Вяземского и О.В. Ключевского, обучающиеся выполняли задания с выбором информации, воспроизведением поиска информации, интерпретацией текста. Ребята, прочитав текст комедии «Недоросль» Фонвизина, сопоставив с текстом Вяземского и Ключевского выбирали информацию для составления кластера.


Вывод:

Работа по развитию читательской грамотности проходит длительный этап: с 5 по 11 классы. И на всём этом пути ученики приобретают навыки работы с комплексным анализом текста.

Особенности развития читательской грамотности на уроках литературы связаны не только с тем материалом, на котором она формируется, - текстом художественного произведения как феномена культуры, но и с особыми целевыми установками чтения. Становится понятно, что на этом этапе образовательная цель формирования навыков смыслового чтения как «процесса восприятия, понимания и интерпретации текста, обеспечивающего решения учебно-познавательных задач» становится лишь исходной позицией для

8

достижения именно тех результатов обучения, которые невозможны без читательской грамотности школьника.

При изучении текста важно научить учащихся видеть, слышать, чувствовать текст, пополнять речевую память, обогащать словарный запас, продуктивно усваивать учебный материал, прививать эстетический вкус, формировать собственное мнение, высказывать, аргументировать его.

Давая возможность своим ученикам работать с текстом на уроках русского языка и литературы, мы создаём условия для преобразования его нашими учащимися. Мы учим ребят обсуждать, высказывать свою точку зрения, мыслить критически, учим делать выводы, тем самым способствуем развитию у учащихся логического мышления, устной и письменной речи. Всем этим мы и формируем читательскую грамотность.

Хочу на примере некоторых своих уроков по литературе показать, какие я использую методы и приёмы по развитию читательской грамотности, представляю технологические карты уроков: это урок на тему: «Образ простого солдата – защитника родины (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». 1837 год)» для 5 класса, урок на тему: «Образ Митрофана. Смысл названия комедии «Недоросль». Подготовка к написанию сочинения» для 8 класса, урок на тему: «Жанр. Сюжет и композиция древнерусского памятника литературы «Слово о полку Игореве». Образ князя Игоря» для 9 класса. На этих уроках я применяю ролевую игру, кейс-метод, кластер.



















9


Список использованных ресурсов и литературы:

https://ya.ru/video/preview/3250124322372701044

https://ya.ru/video/preview/1879258377876935418

https://педагогический-ресурс.рф/id1991918?section=documents

«Русский язык». 5 класс. Учебн. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Т.А. Ладыженская и др.]



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.