Мастер-класс «Представление опыта работы по развитию читательской грамотности в работе с прагматическими текстами на уроках немецкого языка»
Представление опыта работы по развитию читательской грамотности в работе с прагматическими текстами на уроках немецкого языка
Читательская грамотность является компонентом функциональной грамотности обучающихся, направленная на обучение детей работе с текстами различных видов. Развитие читательской грамотности обучающихся является одним из направлений формирования метапредметных универсальных учебных действий у обучающися.
Актуальность работы в данном направлении определена тем, что на сегодняшний день обострилась проблема в области чтения, а именно, по мере обучения в школе сокращается время чтения, изменяются литературные вкусы обучающихся, сужается круг чтения и другое. Учитывая данные факторы педагогу иностранного языка необходимо организовать работу таким образом, чтобы она была направлена на привлечение обучающихся к чтению, формирование сознательного чтения, как факторов формирования читательской грамотности.
При обучении немецкому языку одним из основных видов деятельности является чтение, так как текст представляет собой основную языковую единицу содержания обучения иностранным языкам. Умения и навыки читательской деятельности при обучении детей немецкому языку играют важную роль в формировании читательской грамотности. Среди различных видов текстов, представленных в учебниках немецкого языка, прагматические тексты вызывают особый интерес при формировании читательской грамотности.
Под прагматическими текстами мы понимаем материалы, которые содержат в себе практическую информацию для человека. К таким текстам относятся: объявления, афиши, вывески, схемы, таблицы, расписания, указатели и др.
Работа с прагматическими текстами требует наличия определенного опыта работа с ними. Зачастую педагоги не рассматривают прагматические тексты как полноценный материал, направленный на формирование читательских навыков, а воспринимают его как иллюстрацию к социокультурной информации. Но развитие читательской грамотности обучающихся зависят не только от чтения объемных текстов, но и от социализации обучающихся через работу с прагматическими текстами.
Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках немецкого языка осуществляется через работу с определенными упражнениями. Педагог осуществляет выбор того или иного упражнения, а также выстраивает структуру урока в зависимости от того, какой тип чтения тренируется: индивидуальное чтение, общее чтение, аналитическое чтение, беглое чтение, чтение вслух или про себя и т.д.
При формировании читательской грамотности обучающихся на уроках немецкого языка особое внимание уделяется проведению коммуникативного чтения. В состав коммуникативного чтения вошли следующие виды чтения: чтение с полным пониманием содержания прочитанного текста, чтение с целью извлечения необходимой информации, чтение с общим, поверхностным охватом содержания текста.
Чтение с полным пониманием текста требует детального изучения текста или языковых моментов. При использовании данного вида текста от обучающихся требуется повышенная концентрация внимания на мелочах, имеющихся в содержании текста.
Чтение с целью извлечения информации не требует от обучающихся детального чтения текста, а предполагает отыскивания глазами необходимой информации.
Чтение с общим охватом содержания текста требует от обучающихся умения понимать общее содержание прочитанного текста. То есть, из всего содержания текста, обучающийся должен определить и выбрать только самые важные моменты.
Выбор представленных выше видов чтения зависит, прежде всего, от типа изучаемого текста. Рассмотрим конкретный пример заданий к тексту на немецком языке, встречающемуся в УМК «Немецкий язык», авторов И.Л. Бим, Л.В. Садомовой, Л.М. Санниковой и др.
Рис. 1. Карта погоды.
Раскрытие текста; раскрытие смысла, содержания.
Findet bitte im Text folgende Informationеn.
Wie ist das Wetter in Deutschland: kalt oder warm?
Wohin kann man fahren, um die heiterste Sonne zu genießen?
В УМК под руководством И.Л. Бима содержится большое количество текстов прагматического характера. К каждому тексту авторский коллектив предлагает задания, которые в частности направлены на развитие читательской грамотности обучающихся. Также педагог может расширить задания по своему усмотрению к определенному прагматическому тексту.
Тематика использования прагматических текстов авторским коллективом УМК достаточно разнообразна: «Расписание работы музея», «Объявление о карнавале для учащихся школы», «Расписание уроков на неделю немецкой девочки Эльке (6 класс)», «Расписание движения поездов на железнодорожном вокзале», схема «Система школьного образования в Германии» (8 класс), диаграмма «Требования работодателей к выпускникам школ» (9 класс), «Реклама интенсивного курса изучения иностранного языка» (10 класс) и другие.
Итог работы с прагматическими текстами по формированию читательской грамотности зависит от того, какую цель урока ставит перед собой учитель и какой тип чтения он тренирует на уроке: аналитический, чтение вслух или про себя, хоровое чтение, групповое чтение и т.д.. От типа чтение, выбранного учителем, зависит каким уровне читательской грамотности будет обладать обучающийся.
Рассмотрим примеры прагматических текстов, включенных в УМК по немецкому языку для 5–11 класса, авторского коллектива под руководством И.Л. Бим.
Примеры использования прагматических текстов при изучении немецкого языка в 5 классе. При изучении темы «Eine alte deutsche. Was gibt es hier? представлен следующий текст прагматического характера:
П римеры использования прагматических текстов при изучении немецкого языка в 6 классе:
В 6 классе при работе с прагматическими текстами обучающиеся анализируют расписание, распорядок своего дня, а также учатся составлять их самостоятельно. Также работа с прагматическими текстами состоит в изучении афиш мероприятий, карты города при работе с которыми обучающие получают знания о Германии.
Примеры использования прагматических текстов при изучении немецкого языка в 7 классе:
В 7 классе работа с прагматическими текстами продолжается: обучающиеся продолжают знакомиться с картами местности, изучать различные города и их достопримечательности на немецком языке. Также обучающиеся учатся самостоятельно рассказывать о своем городе и его достопримечательностях. Обучающиеся 7 класса получают навыки читательской грамотности читая и анализируя представленные тексты в учебниках. Навыки говорения способствуют успешному формированию у детей навыков читательской грамотности.
Примеры использования прагматических текстов при изучении немецкого языка в 8 классе:
При работе с прагматическими текстами в 8 классе обучающиеся анализируют расписание занятий и уроков, афиши мероприятий в театрах и музеях, изучают объявления.
В данной работе приведены лишь некоторые фрагменты использования прагматических текстов для развития читательской грамотности в УМК авторского коллектива под руководством И.Л. Бима.
В заключение следует отметить неоспоримую ценность прагматических текстов. Подобные тексты служат тем материалом, при работе с которым возможна организация эффективной работы на уроке иностранного языка в рамках развития читательской грамотности, в условиях реализации деятельностного подхода. Работа с прагматическими текстами учит детей понимать, усваивать, анализировать содержание текста, формируя навыки и умения читательской грамотности. Работа с прагматическими текстами прививает обучающимся навыки говорения при ответах на вопросы.