Развитие детской инициативы на сенсорном тренинге в ДОУ

5
1
Материал опубликован 19 February 2021

«Поддержка детской инициативы на сенсорном тренинге в ДОУ»


Материал подготовил:

учитель-логопед Устинова Мария Александровна


В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования авторский коллектив программы «Детство» пересмотрел и переработал программу в соответствии со стандартом. В программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер, некоторые виды можно применять и в коррекционно-логопедическом сопровождении детей с нарушениями речи, при групповом взаимодействии со взрослым и сверстниками. В сегодняшнем выступлении я хочу остановиться на сенсорном тренинге.

Сенсорный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.). Этот вид практик крайне важен как основа формирования математических представлений, развития словаря и грамматического строя речи, а также для активизации самостоятельной связной речи. Проводится он через использование игровых технологий.

У сенсомоторного тренинга есть свои основные цели, в первую очередь он направлен на формирование сенсорных эталонов. В то же время, как любая иная культурная практика, являясь свободной игровой ситуацией, он способствует развитию детской инициативности.

Способы развития и поддержания инициативы детей на сенсорном тренинге:

Даем простые задания (снятие страха «Я не справлюсь»).

Даем интересные задания, просим помощи для героя.

Поддерживаем инициативу в помощи товарищам, хвалим.


Также среди способов поддержки инициативности можно назвать:

Возможность выбора товарищей для команды.

Обращение ребёнка к взрослому или другому сверстнику на основе собственного побуждения.

Создание игровой ситуации для возможности проявления инициативы.


Условия реализации инициативы и творческого самовыражения:

Формирование установки «Я смогу», «Я сумею».

Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу».

Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень старательный, у тебя все получится!»


Сенсорный тренинг позволяет ребёнку раскрыться через двигательную деятельность, по средствам сенсорной интеграции. Тренинг может иметь сюжетный характер, тогда у педагога есть возможность внести загадочность и даже сказочность, сюрпризность - все это дополнительно замотивирует участников на проявление инициативы при решении поставленных задач. Также тренинг состоять из нескольких самостоятельных частей или отдельных заданий, игр, не связанных единым сюжетом..


Предлагаю вашему вниманию на примере сенсорного тренинга «В гостях у медведей» (для детей 4-5 лет с нарушением речи) рассмотреть способы и приемы поддержания детской инициативы, которые применяю я на в ходе коррекционно-логопедической работы .


Ход тренинга:

Логопед предлагает детям в игровой форме познакомиться с героями: Михайло Потапычем, Настасьей Петровной и Мишуткой (можно использовать игрушки или слайды презентации). Далее логопед сообщает, что сегодня герои получили большую посылку и играми, предлагают рассмотреть содержимое посылки и помочь ее разобрать, а потом поиграть в понравившиеся игры.

(дети включаются в сюжет и сами определяют последовательность игр, в которых будут принимать участие)

Игра «Составь пары и назови по величине»

Цель: развитие зрительного гнозиса величины предметов, оречевление величины предметов при помощи слов «большой» и «маленький».

Оборудование: опорные карточки с изображением схематичного изображения предметов разной величины и карточки с изображением предметов.

Ход игры: ведущий предлагает разобрать карточки парами, где предметы отличаются по величине.

А) предметы, на картинках идентичны и отличаются только величиной

t1613743227aa.png t1613743227ab.png t1613743227ac.png








Б) разные предметы.

t1613743227aa.png t1613743227ad.png t1613743227ae.png








Игра «Подбери предмет».

Цель: сравнение предметов по величине. Подбор пар предметов сходных по величине.

Оборудование: картинки с изображением медвежат разного роста и стульев разной величины.

Ход игры: взрослый предлагает подобрать стул для каждого медвежонка и рассказать о своём выборе. Например: для большого мишки нужен самый высокий стул, для медвежонка поменьше – стул пониже, для самого маленького – самый низкий стул. (отрабатывается словарь: высокий, ниже, самый низкий, а наоборот: самый низкий, выше, самый высокий. Аналогично с остальными карточками.

t1613743227af.jpgt1613743227ag.jpg











Игра «Составь пары и назови по величине»

Цель: развитие зрительного гнозиса величины предметов, оречевление величины предметов при помощи слов «высокий» и «низкий».

Оборудование: опорные карточки с изображением схематичного изображения предметов разной величины и карточки с изображением предметов.

Ход игры: ведущий предлагает разобрать карточки парами, где предметы отличаются по величине.

А) предметы, на картинках идентичны и отличаются только величиной

t1613743227ah.pngt1613743227ai.pngt1613743227aj.pngt1613743227ak.png

t1613743227al.pngt1613743227am.png





Бt1613743227an.png ) разные предметы.

t1613743227ah.png t1613743227ao.png






В этой серии заданий воспитанники могут проявлять инициативу в виде желания помочь друг другу, определить к кому им нужно подойти, чтобы продолжит ряд. Педагог направляет их деятельность и мотивирует к активности, раздавая картинки одной серии разным детям. Таким образом создается проблемная ситуация, в которой для получения результата, детям нужно взаимодействовать.


Игра «Составь пары и назови по величине»

Цель: развитие зрительного гнозиса величины предметов, оречевление величины предметов при помощи слов «широкий» и «узкий».

Оборудование: опорные карточки с изображением схематичного изображения предметов разной величины и карточки с изображением предметов.

Ход игры: ведущий предлагает разобрать карточки парами, где предметы отличаются по величине.

А) предметы, на картинках идентичны и отличаются только величиной

t1613743227ap.pngt1613743227aq.pngt1613743227ar.pngt1613743227as.png






Б) разные предметы.

t1613743227ar.pngt1613743227at.pngt1613743227au.png t1613743227av.png






С целью активизации двигательной деятельности в ходе тренинга проводится физминутка, помимо этого, во время выполнения упражнений гимнастики инициатива детей проявляется в желании проводить физминутку со своими сверстниками вместо педагога, показ движений.


Физминутка «Три медведя»

Три медведя во бору учат новую игру, (стоят на месте в кругу)

Ходят мишки по бревну, (шагаю по кругу вправо)

Прыгают на месте. (совершают прыжки)

Папа-мишка шел на пятках, (имитация действий)

Медведица на цыпочках. (имитаций действий)

А Мишутка-озорник плелся в присядку (имитация действий)


5.Игра «Составь пары и назови по величине»

Цель: развитие зрительного гнозиса величины предметов, оречевление величины предметов при помощи слов «длинный» и «короткий».

Оборудование: опорные карточки с изображением схематичного изображения предметов разной величины и карточки с изображением предметов.

Ход игры: ведущий предлагает разобрать карточки парами, где предметы отличаются по величине.

А) предметы, на картинках идентичны и отличаются только величиной.

t1613743227aw.png t1613743227ax.png t1613743227ax.png t1613743227ay.png






Б) разные предметы.

t1613743227aw.pngt1613743227az.png t1613743227ba.png






Игра «Подбери одежду сказочным героям»

Цель: развитие зрительного гнозиса величины предметов, оречевление величины предметов при помощи слов «длинный» и «короткий», «широкий» и «узкий».

t1613743227bb.png

Оборудование: карточки с изображением сказочных героев и предметов разных по величине.

Ход игры: ведущий предлагает выбрать одну из карточек, сравнить одежду на картинке и сказать, чем они различаются. Например, у медведя шорты, они одинаковые по длине, но разные по ширине.

Тренинг завершается тем, что логопед сообщает участникам о том, медведи благодарят детей и дарят ребятам в группу свои любимые игры на развитие представлений о величине. Закончить выступление хочу мыслью о том, что детская инициатива начинается с того, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому или сверстнику, а затем он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других – так он становится значимым. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником (субъектом) социальных отношений.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Собран хороший материал, спасибо!

19 February 2021