Статья на тему «Детская инициатива. Пути реализации»

3
0
Материал опубликован 11 February 2021

Иванова Ольга Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №28», г. Красноярск

 

Материалы статьи содержат описание понятия «субъектность», которое активно обсуждается не только педагогами, но и работодателями, родителями, образовательные ситуации, поддерживающие развитие субъектности, практические кейсы. Речь пойдет о развитии детской инициативы – сущностной черте субъекта.

 

Детская инициатива. Пути реализации

Родители хотят, чтобы ребёнок был успешен и счастлив, но обсуждают с ним двойку по математике. Какая связь?!! Десятки взрослых разговаривают с ребёнком о его успехах и промахах, акцентируют на этом его внимание, претендуют на его время, переживания и энергию, но что из этого действительно важно для его жизни сейчас и в будущем? Наша педагогическая задача – актуализировать и сфокусировать внимание всех взрослых на образовательном результате, который становится всё более важным в наше время.

Это – субъектность. [1] Обратимся к книге Бориса Эльконина «Психология развития», и позволим себе пересказ своими словами. «Субъектность – это энергичное преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом». [2]

Чтобы процесс развития субъектности обучающихся был эффективным, необходимо использовать активные, деятельные формы организации деятельности, основанные на осмыслении учебного материала в сочетании с собственным опытом школьников. Это могут быть дискуссии, выступления, деловые и имитационные игры, «круглые» столы, проектная и творческая деятельность, самостоятельные и исследовательские работы.

Помимо учета форм организации учебной деятельности, для развития субъектности необходимо строить субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса. Такие отношения способствуют актуализации обучающихся, раскрытию их возможностей, способностей и функций.

Новые федеральные Стандарты всех уровней образования задают ценность детской субъектности, акцентируя её как важный принцип и результат образования. Стране нужны люди, которые могут изменять мир к лучшему. На наш (педагогический) взгляд это смогут делать люди, прежде всего, инициативные, умеющие делать осознанный выбор, «знаю, чего хочу», обладающие волей, «решил и сделал», доводящие замысел до результата, изменяющие ситуации по собственному замыслу, ответственные и т. д.

Это не единственный важный результат, но я – об этом. На мой взгляд, он самый важный.

Что же такое инициатива?

Инициатива (от лат. initium – начало) – решение человека, которое принимается самостоятельно и влечёт за собой активное действие. [3] Инициатива важна для достижения целей – как в повседневной практике, так и в глобальной перспективе.

Например, дети, как правило, инициативны, но отвечать за свои действия они ещё не привыкли. Детские психологи рекомендуют родителям развивать инициативность с ранних лет. И для этого разрабатывают специальные задания.

Много лет практической деятельности я задавалась вопросом – как поддержать детскую инициативу, дать ей развиться, увидеть результат?

Ответить на мой вопрос помогли сами дети.

Из практики.

В первом классе, придя утром на занятия,первоклассник Олег мне сказал:

«Я начал собирать коллекцию монет, хотел бы показать ребятам и рассказать».

Если бы Олег не обратился ко мне, а показал на перемене несколькимребятам, то, скорее всего, не состоялся бы проект, который длится уже четвёртый год.

На просьбу Олега я откликнулась ещё и потому, что мальчик сложно адаптировался в классе. Добивался внимания одноклассников чаще поступками, идущими в разрез с нормами школьника.

На уроке предоставила возможность показать коллекцию и рассказать ребятам. Олег увлеченно поведал о причине начала сбора и о монетах. Слушали с интересом, хлопали, задавали вопросы. Мальчик почувствовал ситуацию успеха, поддержку со стороны учителя и одноклассников.Я сделала фото и отправила в группу родителей с комментарием в поддержку.Через несколько дней другой ученик подошёл и сказал, что принёс коллекцию машинок и хотел бы о ней рассказать.

С этого и начался проект, который впоследствии был назван «Лист инициатив. Выступления ребят на свободную тему».

В учебном процессе школьной жизни ученика начальной школы немного моментов для проявления инициативы. Это обязанности при работе в группах и парах, при подготовке мероприятий, при распределении ролей в играх, подборе материала для проектов и выступлений. Поэтому предложения детей о выступлении с лично выбранной темой и датой я всячески поддерживала.

Из практики.

Сначала выступления возникали стихийно. Утром ребёнок заходил в класс с большим пакетом и говорил о готовности к докладу.В первом классе чаще были демонстрационные материалы – книги, игрушки,коллекции… Выступающие стали выбирать помощника для показа во время выступления, ставили столы для предметов.

Как-то оказалось, что в один день приготовились несколько ребят, и время выделить было сложно. Тогда-то и решили записываться заранее и определять дату. Листок с записями назвали «Лист инициатив».Договорились о возможных днях (три раза в неделю), разработали таблицу.Сначала учитель записывает ребят, а со второго класса ученики сами ведут запись по графам – фамилия, имя, тема, дата, результат.Чтобы отслеживать результат, выработали критерии: доступность темы, подача материала, ответы на вопросы.

Интересно наблюдать, как с взрослением ребят менялись темы. К коллекциям добавились рассказы о путешествиях с демонстрацией фотографий и истории страны. Многие знакомили с книгами одного автора или издания. Часто рассказывали об увлечениях и хобби. Спорт, искусство, игры, домашние животные…Мир увлечений достаточно широк.

В 4 классе девочка принесла живого ёжика! Подготовила презентацию о видах и особенностях животного. Узнали мы и о морских свинках, о хомячках, различных видах пород собак и кошек, попугаях, черепахах…

Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают заглянуть туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно сейчас, деликатно используя присущую этому возрасту особенность, можно эффективно помогать ребенку в решении его проблем, влиять на него, рассуждая вместе с ним об идеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности и культуре.

У меня были опасения,что ребята потеряют интерес к выступлениям. Этого не случилось. При этом заметно изменилась тематика и уровень подготовки. Значит, благодаря докладам ребята реализуют возрастные потребности.

Из практики.

Дети самостоятельно, без помощи взрослых, стали подбирать материал, составлять конспект, создавать презентацию, выбирать даты, чтобы успеть подготовиться. Например, появилась запись в графе тема – сюрприз, то есть секрет.

Ребята стали объединяться в пары, группы по интересам. Мальчики принесли объемистые фигуры из лего и продемонстрировали и рассказали об истории создания конструктора, новинках, перспективах.

Один ученик увлёкся темами естественно-научного цикла. Мы узнали, что такое плесень, глютен, о пользе и вреде соли и сахара.

Рассказывали об известных людях и фирмах – Илон Маск, Генри Форд, Стив Джобс, Самсунг…

Удивила девочка рассказом о посещении спектакля московского театра. Оказалось, что один из актёров их близкий знакомый.

Рассказывая о достижениях в спорте, ребята надевают форму, демонстрируют приёмы, показывают видео игри боёв, приносят дипломы и медали. На выступление о боксе мальчик пригласил тренера для демонстрации приемов ведения боя.

Запомнилось выступление дедушки мальчика о сборнике собственных стихов. Александр Назарович подарил нам книгу и провел мастер-класс по стихосложению.

Таким образом, деятельность учителя и обучающихся преобразуется в связи с возрастными особенностями.

Если говорить о системе становления инициативности в классе в целом, то можно представить ее в следующем виде:

Класс

Характеристика возраста

Роль учителя

Темы работ

Результат

1-2

Может сосредоточить свое внимание на 15 минут, речь близка к взрослой. Активно реагирует на все новое, яркое, любит слушать речь взрослого. Интересы сосредоточены в социуме: семья, класс.

Организатор, тьютор, консультант, координатор.

Коллекционирование, семья, книги, спорт, домашние животные, игры, путешествия и т.д.

Формирование самооценки, принятие роли «Я – ученик», проявление инициативы, принятие точки зрения другого, отбор и редактирование материала.

3-4

Общение со сверстниками – ведущая деятельность. Развиваются дружеские связи, становятся важны качества личности: доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность, стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение товарищей.

Сопровождение и поддержка

Хобби, спорт, интересные личности, история, искусство, здоровье, творчество, события и т.д.

Умение делать выбор, проявлять субъектность, опыт публичных выступлений, умение слушать и слышать, принимать точку зрения говорящего, подбирать материал, создавать конспект и презентации, уметь задавать вопросы.

Важно после выступления проводить рефлексию (также важный фактор развития субъектности) с ребятами. Тем самым учить их анализировать пройденный путь, выстроить логическую цепочку от заявления себя в листе инициатив до транслирования ребятам своих знаний, систематизировать полученный опыт. Для этого, после выступления, выделяю время и задаю ребятам вопросы – помогаторы:

Чем эта тема (исследование, коллекция) оказалась интересна для тебя?

Что нового узнал для себя в процессе подготовки?

Какие сложности возникли? Как решил?

Что из задуманного тобой получилось?

Какой интересной информацией для тебя ты готов ещё делиться с миром?

Такая, специальным образом организованная работа «воплощения инициативы в жизнь», помогает детям, педагогам и родителям узнать друг друга со стороны интересов и увлечений, вдохновляет,объединяет, для не слишком успешных детей позволяет почувствовать успех, вызвать интерес к себе.

Воспитание инициативы, как проявления субъектности, способствует личностному росту на разных этапах психического развития. Позволяет ощутить успех, преодолеть робость, страх перед публичными выступлениями. Способствует сплочению классного коллектива и детско-родительского сообщества. При поддержке взрослых и создании благоприятных условий является мотивирующим фактором для всестороннего развития обучающихся, решения социальных конфликтов в будущем, определяет поведение в учебной деятельности и в жизни в целом.


 

Список использованной литературы

[1] СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (Ключевые понятия, маркерыобразовательного результата, практические кейсы и системные решения по разворачиваниюпрактики субъектности). Коллектив авторов под редакцией Марии Миркес. – М.: Издательский дом «НооГен», 2018. – 195 с.

[2] Психология развития: учебное пособие / Б.Д. Эльконин. – Москва: Академия, 2001. – 144 с.

[3] Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М. Политиздат. 1989. с. 447.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.