Статья на тему «Развитие творческой инициативы через игру»
Развитие творческой инициативы через игру
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство – возрастной период, обуславливающий будущее развитие человека, это этап появления личности, первоначального раскрытия творческого потенциала ребенка, его самостоятельности и становления начал индивидуальности.
Согласно ФГОС ДО - основная образовательная программа направлена на "создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками" (ФГОС ДО, п.2.4)
Поддержка и развитие творческой инициативы это - важнейшая часть работы воспитателей и родителей, от которой зависит дальнейшее успешное развитие ребенка. Инициативный ребенок всегда сумеет найти себе занятие, предложить интересное дело другим детям, стремится к общению и организации игр.
Под «творческой инициативой» понимают включенность ребенка в сюжетную игру, которая является основной деятельностью дошкольника.
Сюжетная игра это самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку» и, в то же время, «по – правде».
В ходе сюжетной игры происходит развитие интеллекта и воображения дошкольника. Сюжетно-ролевая игра помогает побудить у детей интерес к различным событиям жизни, к разнообразию видов труда взрослых, у них появляются любимые герои рассказов и сказок, которым они стремятся подражать.
Дети четвертого года жизни объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре или знакомили на страницах дидактического пособия "Детский календарь".
На пятом году жизни для осуществления замысла сюжетной игры ребёнку необходимы игрушки и предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Большую помощь оказывает пособие "Детский календарь", предоставляя детям выбор разнообразных героев сказок и рассказов. Если под рукой нет нужных игрушек, то дети легко заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.
В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно выбирают игру, выбирают друзей, предлагая им поиграть, или сверстники проявляют инициативу и желание вступить в игру, соглашаясь с правилами. Дети распределяют между собой роли, выбирают нужные атрибуты, определяют правила игры.
Играть в сюжетные игры полезно как детям, так и взрослым. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра учит взрослого:
- говорить с ребёнком на его языке;
- преодолевать чувство превосходства над ребёнком;
- оживлять в себе детские черты;
- любить детей такими, какие они есть.
Играя, взрослый может научить детей:
- смотреть на себя со стороны глазами других людей;
- предвидеть стратегию ролевого поведения;
- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих:
- стремиться к справедливости;
- доверять друг другу
- быть инициативным.
Инициатива взрослого непременно привлекает, внимание детей. От фантазии и творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством гаража или отправится в плавание на корабле и достигнет берегов Африки, а кто-то поиграет с ребёнком в школу. Таким образом дети знакомятся с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, проживают их, примеряя на себя роль взрослого, проявляя свою инициативу, учатся взаимодействовать друг с другом, усваивают правила и нормы общества.
Самая, пожалуй, распространенная сюжетная игра – это игра в «семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителей требуется только ее поддерживать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, нет ли проблем во взаимоотношениях с ребенком. Играть можно не только в "настоящую" семью, но и в "звериную", "кукольную", "космическую", «сказочную».
Меняется мир взрослых, дети узнают об устройстве современного общества и новых профессиях, в том числе из телевизионных передач. Расширяется тематика детских игр, появляются новые атрибуты. И мы можем наблюдать, как дети играют в «Офис», «Агентство недвижимости», «Гипермаркет», «Салон сотовой связи», «Туристическую компанию», «Дизайн-студию», «Модельное агентство», «Управляющую компанию», «Приют для животных».
Через игру можно формировать первичные профессиональные компетенции, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в шофёров, врачей, продавцов и учителей.
С помощью исторических и фантастических игр, например, в рыцарей, принцесс можно познакомить ребенка с другим миром, развить интерес к историческому прошлому.
Очень важно поддерживать инициативу или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым шторой, или из стульев и подушек. Это место, которое он может осознавать, как «своё» и предаться там своим фантазиям.
Детям нужны игрушки и, главным образом, такие, с которыми можно выполнять разнообразные игровые действия. Но с точки зрения умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал. Умение увидеть в одном и том же ничем не примечательном кирпичике термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход — важный этап в развитии детского мышления и творческой инициативы.
Сюжетную игру можно развернуть даже в самом ограниченном пространстве, например, в самолете или салоне автомобиля. Для этого хватит - рук. Делаем ножки с помощью указательного и среднего пальцев рук, и человечек побежал. Предлагаем ребенку придумать роли для своих человечков. В этой игре большим плюсом является возможность физического и духовного контакта родителя с ребенком.
В заключении хотелось бы напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Играйте со своими детьми!
Литература:
Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду./ Н. Я.Михайленко, Н. А.Короткова - М.: Аванта+, 1997
Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я.Михайленко, Н. А.Короткова. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.
Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольника/ Н.А. Короткова. - М.: Линка-Пресс, 2016. - 256 с.
Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.-с.58-60
Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. / Жуковская Р.И.//Учебное пособие - М.Просвещение, 2003.-121с
Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью/журнал «Дошкольное воспитание», 2008 год, № 6, стр.15
Сюжетно-ролевые игры на прогулке/журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2008 год, стр.71
Шорохова О.А. Играем в сказку. [Текст]/ Шорохова О.А. // Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.Сфера, 2008.-123с