12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
3

Развитие творческой инициативы через игру

Развитие творческой инициативы через игру

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство – возрастной период, обуславливающий будущее развитие человека, это этап появления личности, первоначального раскрытия творческого потенциала ребенка, его самостоятельности и становления начал индивидуальности.

Согласно ФГОС ДО - основная образовательная программа направлена на "создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками" (ФГОС ДО, п.2.4)

Поддержка и развитие творческой инициативы это - важнейшая часть работы воспитателей и родителей, от которой зависит дальнейшее успешное развитие ребенка. Инициативный ребенок всегда сумеет найти себе занятие, предложить интересное дело другим детям, стремится к общению и организации игр.

Под «творческой инициативой» понимают включенность ребенка в сюжетную игру, которая является основной деятельностью дошкольника.

Сюжетная игра это самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку» и, в то же время, «по – правде».

В ходе сюжетной игры происходит развитие интеллекта и воображения дошкольника. Сюжетно-ролевая игра помогает побудить у детей интерес к различным событиям жизни, к разнообразию видов труда взрослых, у них появляются любимые герои рассказов и сказок, которым они стремятся подражать.

Дети четвертого года жизни объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре или знакомили на страницах дидактического пособия "Детский календарь".

 На пятом году жизни для осуществления замысла сюжетной игры ребёнку необходимы игрушки и предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Большую помощь оказывает пособие "Детский календарь", предоставляя детям выбор разнообразных героев сказок и рассказов. Если под рукой нет нужных игрушек, то дети легко заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.

В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно выбирают игру, выбирают друзей, предлагая им поиграть, или сверстники проявляют инициативу и желание вступить в игру, соглашаясь с правилами. Дети распределяют между собой роли, выбирают нужные атрибуты, определяют правила игры.

Играть в сюжетные игры полезно как детям, так и взрослым. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Игра учит взрослого:

- говорить с ребёнком на его языке;

- преодолевать чувство превосходства над ребёнком;

- оживлять в себе детские черты;

- любить детей такими, какие они есть.

Играя, взрослый может научить детей:

- смотреть на себя со стороны глазами других людей;

- предвидеть стратегию ролевого поведения;

- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих:

- стремиться к справедливости;

- доверять друг другу

- быть инициативным.

Инициатива взрослого непременно привлекает, внимание детей. От фантазии и творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством гаража или отправится в плавание на корабле и достигнет берегов Африки, а кто-то поиграет с ребёнком в школу. Таким образом дети знакомятся с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, проживают их, примеряя на себя роль взрослого, проявляя свою инициативу, учатся взаимодействовать друг с другом, усваивают правила и нормы общества.

Самая, пожалуй, распространенная сюжетная игра – это игра в «семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителей требуется только ее поддерживать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, нет ли проблем во взаимоотношениях с ребенком. Играть можно не только в "настоящую" семью, но и в "звериную", "кукольную", "космическую", «сказочную».

Меняется мир взрослых, дети узнают об устройстве современного общества и новых профессиях, в том числе из телевизионных передач. Расширяется тематика детских игр, появляются новые атрибуты. И мы можем наблюдать, как дети играют в «Офис», «Агентство недвижимости», «Гипермаркет», «Салон сотовой связи», «Туристическую компанию», «Дизайн-студию», «Модельное агентство», «Управляющую компанию», «Приют для животных».

Через игру можно формировать первичные профессиональные компетенции, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в шофёров, врачей, продавцов и учителей.

С помощью исторических и фантастических игр, например, в рыцарей, принцесс можно познакомить ребенка с другим миром, развить интерес к историческому прошлому.

Очень важно поддерживать инициативу или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым шторой, или из стульев и подушек. Это место, которое он может осознавать, как «своё» и предаться там своим фантазиям.

Детям нужны игрушки и, главным образом, такие, с которыми можно выполнять разнообразные игровые действия. Но с точки зрения умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал. Умение увидеть в одном и том же ничем не примечательном кирпичике термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход — важный этап в развитии детского мышления и творческой инициативы. 

Сюжетную игру можно развернуть даже в самом ограниченном пространстве, например, в самолете или салоне автомобиля. Для этого хватит - рук. Делаем ножки с помощью указательного и среднего пальцев рук, и человечек побежал. Предлагаем ребенку придумать роли для своих человечков. В этой игре большим плюсом является возможность физического и духовного контакта родителя с ребенком.

В заключении хотелось бы напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Играйте со своими детьми!

Литература:

Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду./ Н. Я.Михайленко, Н. А.Короткова - М.: Аванта+, 1997

Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я.Михайленко, Н. А.Короткова. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.

Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольника/ Н.А. Короткова. - М.: Линка-Пресс, 2016. - 256 с.

Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.-с.58-60

Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. / Жуковская Р.И.//Учебное пособие - М.Просвещение, 2003.-121с

Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью/журнал «Дошкольное воспитание», 2008 год, № 6, стр.15

Сюжетно-ролевые игры на прогулке/журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2008 год, стр.71

Шорохова О.А. Играем в сказку. [Текст]/ Шорохова О.А. //  Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.Сфера, 2008.-123с




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.