Статья «Развитие двигательно-моторных функций у детей, страдающих ДЦП в отделениях "Милосердие"» (из опыта работы)

0
0
Материал опубликован 25 December 2024

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 5 г. Иркутска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья

 

для учителей, работающих с детьми

с интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, ТМНР

«Развитие двигательно – моторных функций у детей,

страдающих ДЦП в отделениях «Милосердие»

(из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-дефектолог

Аввакумова Наталья Васильевна

 

 

 

 

 

 

г. Иркутск

2024 год

«Развитие двигательно – моторных функций у детей, страдающих ДЦП в отделениях «Милосердие»

(из опыта работы)

Мы с вами счастливые люди! Мы можем радоваться яркому солнышку, голубому небу, белому снегу, красивым цветам, общаться со своими родными и близкими людьми. А в это время десятки тысяч детей лежат с детским церебральным параличом в кроватях в отделениях «Милосердие» и не могут повернуть голову на бок без посторонней помощи.

В ОГБУ СО ИДДИ № 1 и ОГБУ СО ИДДИ № 2, в отделениях «Милосердие», занятия с детьми, страдающими тяжелыми множественными нарушениями развития, проводятся по адаптированной общеобразовательной программе (интеллектуальные нарушения, 2 вариант).

Вопросам развития двигательно-моторных функций у детей с ДЦП уделяется особое внимание.

Учёными доказано, что в затылочной части головного мозга находятся рече-двигательные центры. Они располагаются очень близко друг от друга. Нарушения в двигательном центре приводит к ДЦП (парез рук или ног- называется квадрапарез, нарушение пареза рук и ног одновременно - называется тетрапарез).

В связи с этим все дети, больные ДЦП, неговорящие и неходячие.

Их невозможно научить говорить, так как произошло органическое поражение головного мозга, но научить понятийности речи, это возможно.

Учеными установлен интересный факт. Развитие речи у ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Также была выявлена следующая закономерность: если развитие соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие мелкой моторики отстает, то задерживается речевое развитие, движение пальцев, хотя общая моторика может быть нормальной.

Данный факт заключается в том, что развитие речи происходит под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Изучив эту теорию, я решила применять ее на практике со своими неговорящими детьми. Этот факт могут использовать педагоги, учителя, логопеды, при работе с детьми, у которых речь невнятная (по типу «Каша во рту»), непонятная (с нарушениями звукопроизношения) или речь может отсутствовать вообще.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук действительно дают «особенным детям» возможность развивать мышление, память, тактильные ощущения, стимулируют развитие различных способностей, так как именно через руки они играют и исследуют, пытаются понять окружающий мир.

Мелкая моторика –это работа мышечной, костной и нервной системы. Она играет огромную роль на становление понятийности (пассивной) речи, повышает работоспособность, активизирует его интеллектуальную и творческую деятельность.

Зная об этом, я - учитель-дефектолог, работающая 8 лет с детьми, с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития, страдающими ДЦП, свою работу по развитию моторики пальцев рук решила начать с привития детям навыков самообслуживания.

С этой целью, по моим чертежам для детей, которые могут сидеть, столяром были изготовлены стульчики с подлокотниками, чтобы они не могли упасть. В связи с этим ухаживающий за детьми медицинский персонал, под моим контролем, за 2 месяца научили детей пользоваться ложкой и пить жидкость из чашки. За это они были благодарны учителю.

Следующим этапом было привитие детям социализации, то есть, таких детей возят на инвалидных колясках в столовую, где они самостоятельно завтракают, обедают и ужинают. Надо видеть глаза детей, которые возвращаются в отделение, они такие счастливые!

Образовательная деятельность с детьми проводится по АООП (интеллектуальные нарушения,2 вариант) и ТМНР.

Так, в сентябре и мае месяце каждого года, после обследования детей и заполнения на них дефектологических карт, пишутся характеристики, которые, утверждаются на психолого - педагогическом консилиуме.

В декабре месяце ежегодно проводится промежуточное обследование детей.

Также занятия приводятся по СИПР-специальным индивидуальным программам развития. Учителем печатаются программы по учебным предметам: речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация, окружающий природный мир, окружающий социальный мир, математические представления, изобразительная деятельность и по коррекционно - развивающим курсам: предметно – практические действия, сенсорное развитие, двигательное развитие, альтернативная коммуникация.

В основном проводятся интегрированные занятия. Каждое из них включает: массаж кистей рук, пальчиковую гимнастику с речевым или без речевого сопровождения, зрительную гимнастику или другие упражнения с предметами, занятия с дидактическими играми, изобразительным искусством, тренажёры, Су-джок.

Массаж кистей рук включает следующие упражнения:

-потряхивание для ослабления мышечного тонуса;

-поглаживание и похлопывание тыльной стороны кисти;

-поглаживающее и спиралевидное движение по каждому пальчику;

-похлопывание и перетирание кончиков пальцев;

-круговые повороты кисти, отведение влево-вправо;

-соединение ладоней и пальцев одной руки с ладонью и пальцами. Пальчиковые гимнастики. Глядя на учителя ребёнок по показу выполняет рифмованные подсказки к заданным движениям, которые легко ложатся на слух и его на игру.

Я считаю, что у каждого учителя должна быть информация по темам занятий: дикие и домашние животные, мебель, овощи, фрукты, дом, птицы, части тела, праздники календаря.

Цель -вслушиваться в текст стихотворения и развитие координации движений, мелкой моторики.

Игры-манипуляции с речевым сопровождением: Дети очень любят игры: «Этот пальчик- дедушка», «Пальчик-мальчик где ты был», «Зайка серенький сидит», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать». Эти упражнения развивают мелкую моторику пальцев, развивает воображение, так как в каждом пальчике дети видят свой образ

Сюжетные пальчиковые упражнения. К этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы мебели, транспорта, диких и домашних животных, птиц.

«Домик» - при изучении частей тела, дотрагиваясь до них тактильно. «Стенка, стенка, потолок» - потрогали щёчки и лобик. «Две ступеньки» -дотронулись до верхней и нижней губы. «Дверь, звонок!» - нажать на носик. «Распускается цветок» - из сжатого кулачка поочерёдно появляются пальцы. «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с пальцем.

Игры - занятия с предметами:

1. Баночки. Цель: формирование ручных умений в закручивание и откручивании баночки.

2. Бутылочки. Цель: формирование умения бросать фасоль и играть как с погремушкой.

3. Сухой и мокрый песок. Цель: оставление следов в виде цветка на мокром песке.

4. Водичка. Цель: стимуляция кинестетических ощущений на основе пальцевого осязания.

5.Снег. Цель: стимуляция кинестетических ощущений на основе пальцевого осязания.

Нетрадиционные техники рисования. На основе постоянной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук, благодаря регулярным тренировкам, движения у детей стали не хаотичными, а более целенаправленные, уверенными, а спокойными, уравновешенными.

Так как дети имеют интеллектуальные нарушения, ТМНР и ДЦП, грубые нарушения мелкой моторики пальцев рук, они не могут держать ручку, карандаш и кисточку в руках. В связи с этим было решено попробовать использовать нетрадиционные техники рисования, а именно рисование пальчиками. Но, когда дети стали опускать пальчик в краску, то начинали громко кричать и плакать. Через некоторое время им стало интересно наблюдать, как оставляются разные следы на бумаге, и они с интересом и удовольствием начинали выполнять инструкции учителя. Когда они поняли, увидев свои рисунки, что все их хвалят, они успокоились и с удовольствием стали заниматься при частичной, значительной помощи учителя.

Нетрадиционные техники рисования можно разделить па следующие виды:

1. Рисование пальчиком, макая его в гуашь;

2. Рисование косметически палочками, делая пинцетный захват;

3. Рисование пластилиновыми шариками различного размера;

4. Рисование кулачками (например, букет роз);

5. Рисование ладошками (например, петушка, плакат «Мы за мир»);

6. Рисование по стрелочкам (например, иголки у ёжика, грива у льва);

7. Рисование восковыми мелками (например, гвоздику пионы);

8. Рисование из полосок бумаги (например, «Берёзка осенью);

9. Аппликации (например, овощи).

Это малая часть того, какие методики можно использовать при работе с красками; разукрашивать рисунок, штриховать, печатанье листьями, штампами из моркови и картофеля, кляксография, приём тычкования, тампонирования и другие.

В изобразительной деятельности можно использовать нетрадиционные методы рисования, которые являются наиболее простыми по технике применения и напоминают ребёнку игру. Это рисование не утомляет ребёнка, он активен на протяжении всего процесса, особенно реагирует на похвалу учителя и показ его работы другим детям. Пальчиковое рисование. Радостное и позитивное настроение. И самое главное в этом, что нетрадиционные техники являются наиболее доступны, особенно для детей с детским церебральным параличом. Хочется ещё раз подчеркнуть огромную пользу нетрадиционного рисования для этой категории детей.

Работая руками и пальчиками, ребёнок развивает мелкую моторику пальцев рук.

Научившись рисовать пальчиками, ему легче будет рисовать карандашом, ручкой.

При смешивании красок, ребёнок учится получать и запоминает различные оттенки.

Рисование пальчиками - это своеобразный рефлекторный массаж. Нетрадиционные техники рисования на занятиях вызывают у детей у детей радостное и позитивное настроение. У детей с ДЦП и другими тяжёлыми множественными нарушениями развития наблюдается положительный эмоциональный фон, особенно, если учитель постоянно детей хвалит, называет ласковыми словами.

Все это приводит к тому, что дети становятся активными, автоматически убираются негативные проявления, внимание, память, мыслительные процессы становятся более устойчивыми.

Таким образом, достигается главная цель работы учителя с «особенными детьми» – это развитие моторных функций, развитие мелкой моторики пальцев рук, у детей, находящихся в отделениях «Милосердие».

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации