Статья «Рисование как способ восстановления двигательных функций руки при моторной афазии»
Рисование как способ восстановления двигательных функций руки при моторной афазии
Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. В основе любой формы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка, например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т. п., которая ведет к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счета. Кроме этого, у больных с афазией, возникшей в результате перенесенных инсульта или травмы мозга, отмечается нарушение движений (параличи и парезы) и как правило, с одной стороны — правой. Отсутствие или ограничение двигательных функций в правой руке и ноге носит название правостороннего гемипареза (или паралича). Методы восстановления гемипараличей и гемипарезов сложны и в значительной мере отличаются от методов, направленных на разработку движений вообще. В своей практике я столкнулась с этой проблемой. Ко мне поступил мальчик 8 лет после перенесенной черепно-мозговой травмы с моторной формой детской афазии. Как я в дальнейшем определила – эфферентной. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма и апраксия.
Если методы восстановления речи при афазии подробно описаны в пособиях Е.В. Исаевой, М.К. Шохор-Троцкой, Л.С. Цветковой, В.В. Оппель, И.С. Зайцева, В.М. Коган, А.Я. Кожевникова, А.Р. Лурия, В.М. Шкловского, В.М. Визель, то рекомендаций относительно восстановления двигательных функций правой руки очень мало. Зачастую они сводятся к перечню способов развития моторики больной руки, таких как, упражнения с мелкими предметами — кубиками, пирамидами, пластилином, игры в лото, рисование, перелистывание страниц, закручивание и раскручивание гаек из пластмассовых детских конструкторов, застегивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка и т.п.
Из специальной литературы я собрала все способы восстановления двигательной функции больной руки и попыталась определить их последовательность.
Этап 1. Как только больной начинает сидеть в постели с опущенными ногами, начинаем комплекс лечебной гимнастики, в которую включаются упражнения для укрепления мышц ног. В это же время начинают применять упражнения для больной руки. Надо учитывать, что нарушение активных движений в руке бывает обычно выражено сильнее, чем в ноге, а восстановление силы в руке протекает медленнее. При этом параличи могут сопровождаться нарушением мышечного тонуса (сохраняющегося в покое напряжения мышц). Мышечный тонус может быть снижен или повышен. В последнем случае возникает избыточное напряжение мышц пораженной руки и ноги. Такое повышение мышечного тонуса называют спастикой или спастичностью. Мышечный тонус повышается в разных мышцах в различной степени. Это приводит к тому, что рука при спастическом параличе приобретает устойчивую позу со сгибанием в локтевом суставе, в лучезапястном суставе и в пальцах кисти, при этом разогнуть ее становится трудно не только самому больному, но и помогающему ему человеку. Здесь используются так называемые общетонизирующие и дыхательные упражнения (способствующие улучшению общего состояния организма); упражнения для улучшения координации и равновесия; упражнения для восстановления силы парализованных мышц, а также упражнения и специальные приемы для уменьшения спастичности.
Этап 2. Вводятся лечебные упражнения для восстановления произвольных контролируемых движений. Здесь в первую очередь следует вернуть двигательную активность верхней части туловища и плеча, а также нижней части туловища и бедра. В конце программы занятия физическими упражнениями следует сосредоточить внимание на восстановлении контролируемых движений кисти. Ее точные движения можно воссоздать только после восстановления произвольных контролируемых движений в плечевом и локтевом суставах. Обязательным условием для восстановления полноценных произвольных движений в кисти является отсутствие в ней специфического хватательного движения. Все движения пострадавших конечностей следует выполнять в такой последовательности: пассивные движения, активные движения с посторонней помощью и просто активные движения. После этого пациент сможет сам перемещать свои руку и ногу и удерживать их в пространстве.
Этап 3. Если второй этап пройден успешно, можно приступать к упражнениям с сопротивлением. Постоянное внимание уделяется специальным упражнениям для спастически напряженных мышечных групп: медленное и плавное растягивание мышц, пассивные движения, элементы расслабляющего точечного массажа, волевое расслабление мышц.
Этап 4. Далее переходим на упражнения с крупными предметами — кубиками, пирамидами, пластилином. Рекомендуется собирать и разбирать пирамиды, детские конструкторы с крупными деталями, поднимать различные фигуры из кубиков, а затем опускать их. Если больной еще не может удержать в руках предметы, то можно предложить ему задание - тянуться рукой к какому-либо предмету, катать по столу мяч, попадать своей рукой по руке логопеда и т. д. Затем постепенно переходим к более мелким предметам: лото, домино, шашки, игры с прищепками, на пианино.
Этап 5. Наконец переходим к этапу проводится восстановления функциональной активности кисти и пальцев рук. Так в пособии Оппель В.В. «Восстановление речи при афазии» даны конкретные указания по восстановлению первым приемам письма с помощью карандаша, который закрепляется двойной петлей тонкой резины между большим и указательным пальцами. Там же приводится прием, описанный В. М. Смирновым - «штемпельная проба».
Я в своей практике применила способ для восстановления функциональной активности кисти руки и пальцев - рисование.
Во-первых, кисть и карандаш можно держать в рука по-разному.
Во-вторых, учитывая методические разработки В.В. Оппель, в которых автор выделяет четыре основных элемента письма - это характер движения: прямые и закругленные линии, его направление, амплитуда и ритм. В рисовании гуашью эти элементы можно отработать за более короткий срок и с большим удовольствием. Здесь, главное, подобрать правильную тематику для творческой работы.
Первую работу М. выполнял на тему «Море». Я эмоционально описала сюжет картины: «Ярко светит солнце, под его лучами играют волны. Одна волна набегает на другую, высоко поднимается вверх, плещутся, кувыркаются». Таким образом дала понять, что мазки, изображающие волны, могут быть разные: прямые и круглые, горизонтальные, вертикальные и наклонные, короткие и длинные. Как получится, все будет хорошо. Акцент был сделан на цвет. Предлагаю последовательность работы над этим сюжетом, которую выполнял М.
Вторую работу М. выполнял на тему «Плакучая ива». Набросок сюжета выполнила я. Перед М. поставила задачу: выполнять как вертикальные линии, так и горизонтальные. Уверенность в проведении линий у мальчика повысилась, он уже мог проводить конкретные линии, но иногда рука «срывалась».
Эту работу мы представили на Всероссийский конкурс рисунка для детей с ОВЗ и М. был награжден Дипломом Победителя (3 место). Его радости не было конца.
Третью работу выполняли на тему «Подводное царство». Здесь полностью доверила автору выбор техники исполнения своей работы.
Эту работу тоже представили на Международный конкурс детского рисунка, но среди здоровых детей. М. был награжден Дипломом - лауреата.
После этой работы М. доступна стала шнуровка, мозаика. Смог брать пальцами картинки, плоские геометрические фигуры, скрепки, пуговицы, фломастер, ручку и мы перешли к письму по тетради Останиной Е.В. «Буквы запоминаю сам….».
Считаю, что занятия рисованием для восстановления двигательных функций руки принесли положительный результат как в практическом, так и в эмоциональном плане.
Учитель-логопед центра ПМСС «Доверие»
Г. Мирный, РС(Я)
Шалимова Людмила Ивановна.
Ватолина Светлана Анатольевна