Статья «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей-инвалидов. Из опыта работы»
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей-инвалидов. Из опыта работы
Одним из проявлений воли является
умение ребенка делать выбор и ждать
Примерно до трех-четырех лет у ребенка не наблюдается волевого поведения. Ребенок спонтанен, импульсивен, не может управлять своим поведением. Постепенно же малыш научается управлять собой. Одним из проявлений воли является умение ребенка делать выбор и ждать.
Когда дети приходят в мой кабинет впервые, их привлекает всё! Они бегают по кабинету и хватают все пособия. На первых порах я им не мешаю, даю возможность всё потрогать и пощупать. Однако оговариваю, что «…пока я тебе разрешу всё это потрогать, но потом придется выбирать, во что мы будем играть».
Если же на занятие приходят дети с сильной задержкой в развитии (УО, дети с РАС), то я беру их руки в свои, и мы начинаем исследовать кабинет вместе. С ребенком, который не видит, мы проходили по всему кабинету занятий пять, пока он не освоился на новом месте.
Некоторые детки вообще не могли остановиться и сесть на стул ни на первом, ни на последующих занятиях. С такими приходилось работать в позе «спина к животу». Я усаживала ребят себе на колени или на стул без спинки перед собой (в зависимости от возраста) и прижимала их спины к своему животу. Тогда дети на какое-то время успокаивались, и мы успевали позаниматься до следующей вспышки активности. Во время нее я давала ребятам побегать по кабинету, а потом снова усаживала их к себе спиной, лицом к столу. Постепенно эти детишки привыкали сидеть за столом.
Формирование воли – это очень долгий и сложный процесс у детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Также как и формирование эмоционального интеллекта.
Эмоциональным интеллектом называется способность человека распознавать свои и чужие эмоции, желания и мотивацию других людей, а также умение управлять своими эмоциями.
Особенностями развития детей с ОВЗ является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Таким детям свойственен повышенный уровень тревожности, зависимость от окружающих, обидчивость и ранимость, страхи. Поэтому в развитии эмоционального интеллекта у таких детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого.
Иными словами в развитии эмоционального интеллекта детей-инвалидов приоритетными задачами являются:
- создание атмосферы эмоциональной безопасности,
- переживание совместных эмоциональных состояний (радость, удивление),
- развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого,
- формирование позитивного образа своего «я»,
- содействие в оптимизации детско-родительских отношений.
О дно из коррекционного-развивающих занятий, посвященных развитию эмоционального интеллекта, я недавно выкладывала на сайте. При разработке таких занятий мне очень помогли книги Т.П. Трясоруковой «Развитие базовых эмоций» и «Развитие эмпатии» (на фото), а также сообщество в социальной сети ВКонтакте «Школа развития эмоций».
На своих занятиях я использую такие методы психокоррекции эмоционально-волевой сферы: игротерапия, сказкотерапия, релаксотерапия, изотерапия, куклотерапия, пескотерапия, гипсотерапия, нейрографика. Они же развивают и личностную сферу.
Сказкотерапия – с помощью этого метода ребенок может побороть свои страхи, скорректировать поведение.
Р аньше я использовала в работе художественные сказки (традиционные в нашем понимании фольклорные и авторские). Но в последнее время заинтересовалась психотерапевтическими.
Они помогают разобраться в событиях окружающего мира, часто очень проникновенны, направлены на личностный рост, позволяют увидеть положительные стороны и качества.
Мне здесь помогла книга «Философия для детей в сказках и рассказах» М.А. Андрианова (на фото). В ней в доступном формате представлены сказки о душе, любви и человечности. Сейчас много говорят о развитии эмоционального интеллекта. Ведь современные дети более чувственны и открыты миру, более раскрепощены. Эта книга научит их размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера.
Игротерапия - метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. У детей-инвалидов игра без соответствующего обучения развивается медленно и бывает однообразной, часто не имеет игрового содержания. Тут родителям и пригодится помощь психолога.
Особенно игровая терапия нужна детям с сильной задержкой в развитии. Начинать с такими ребятами нужно с сенсомоторных игр, а через некоторое время подключать предметные и сюжетно-ролевые. Возможно, у вас уйдет не один год на то, чтобы ребенок освоил хоть какие-то принципы игры. Но оно того стоит!
И зотерапия – это терапия творчеством, в первую очередь рисованием. Мы с детьми на занятиях часто рисуем. И карандашами, и красками, и пластилином, и даже пеной для бритья (на фото).
Ребята в процессе такой деятельности очень успокаиваются, оживляются. Даже если мы изучаем буквы или собираем пазлы (а наши детишки пазлы собирать не очень любят), я предлагаю им раскрасить любимую букву так, как им хочется. Или нарисовать картинку, изображенную на собранном пазле так, как им понравится.
Релаксотерапия – этот метод направлен на снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций.
На флеш-карте я храню много полезных для расслабления мелодий. В основном это классическая инструментальная музыка или спокойные мелодии современных композиторов (например, Евгения Соколовского или Поля де Сенневиль и Оливье Туссена).
Иногда я включаю аудиосказки. Как оказалось, многие детишки в возрасте от 3 лет не знают самые простые из них, например, «Репку» или «Теремок». С помощью аудиосказок дети на слух запоминают сюжет, потом же мы отыгрываем его в кукольном театре.
Куклотерапия – дети-инвалиды отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Им становится кукла.
Любимая кукла наших детей – это пупс. Мы его и одеваем, и кормим, и лечим, и укладываем спать. С его же помощью начинаются некоторые наши занятия. Я беру пупса в руки и говорю «Маша пришла ко мне в гости и хочет играть. А Милана (имя того ребенка, кто пришел на занятия, но не хочет заходить в кабинет) хочет поиграть с нами?» Иногда следует ответ «Нет». Тогда я продолжаю «Милана, может, ты просто зайдешь ко мне в гости и посидишь. А мы с Машей поиграем. Если тебе понравится, то ты сможешь к нам присоединиться». И так, ведя диалог с куклой и девочкой, пришедшей на занятия, я добиваюсь того, что ребенок заходит и начинает выполнять упражнения.
П ескотерапия – это, пожалуй, самый любимый метод наших деток. В отделении есть сухой кинестетический песок, многообразие фигурок животных и людей для моделирования различных ситуаций, а также природный материал и макароны для развития воображения при игре с песком.
Некоторые занятия я строю на основе таких сюжетно-ролевых игр, как «Мы на огороде» (на фото), «Мы на прогулке», «Мы идем в гости», «Мы в больнице», «Мы на стройке», «Мы в магазине». Многие дети очень живо включаются в игру, фантазируют, предлагают новые направления в сюжете.
Гипсотерапия (не путать с гипнотерапией) – работа с гипсом. Наверное, это моя авторская разработка. Во всяком случае, в Интернете такой терапии нет. Мы с детьми не просто раскрашиваем гипсовые фигурки, мы их создаем. Ребята сами замешивают гипс, сами пытаются рассчитать пропорции (постепенно добавляют в воду гипс и смотрят, насколько густым становится раствор), сами заливают раствор в гипсовые формочки, сами же и выбирают, в какую из форм они сегодня будут заливать гипс.
Н аши коллективные поделки из гипса занимали первые места на городских выставках (на фото), ребят награждали, хвалили. Всё это очень поспособствовало повышению самооценки, формированию чувства уверенности в себе.
Кстати, по поводу самооценки и уверенности в себе. Нашла одну потрясающую статью в Интернете. Вот что пишет автор: «Очень часто на консультациях люди путают самооценку и уверенность в себе! И хотя связь между самооценкой и уверенностью в себе, безусловно, присутствует, но для меня это точно разные понятия. Аргументирую. Самооценка является одной из составляющих такого качества, как сенситивность. А сенситивность – это индивидуально-типологическая особенность личности, поэтому самооценка носит врожденный характер. Над повышением самооценки можно и нужно работать!»
Если заинтересовало, то продолжение вы можете прочитать в статье автора по ссылке - https://www.b17.ru/article/265632/.
Нейрографика – это изобразительный метод работы с подсознанием и эффективный способ изменить жизнь в лучшую сторону. Его разработал художник и психолог Павел Пискарев в 2014 г. Нейрографика сочетает набор психологических подходов с несколькими техниками графического изображения. На первый взгляд, такая графика выглядит абстрактной, но ее основа не просто эмоциональная — она нейрографическая; рисование нейрографики напрямую связано с изображением реальности.
С этой методикой я познакомилась недавно. И пока могу предложить только одно упражнение – «Выброс». Оно используется для снятия эмоционального напряжения. Это упражнение описывали на одном из вебинаров.
Список использованной литературы
1. Эмоциональный интеллект. Развитие базовых эмоций: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова.– Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 32 с.
2. Эмоциональный интеллект. Развитие эмпатии: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 32 с.
3. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст/авт.-сост. Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Методкнига. – 153 с.
4. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия/сост. Т.В. Селищева. – Волгоград: Учитель. – 192 с.
5. Философия для детей в сказках и рассказах: пособ. по воспитанию детей в семье и школе/М.А. Андрианов. – Минск: Букмастер, 2012. – 280с.
6. Вебинар «Сенсорная интеграция детей с особенностями развития» - https://www.b17.ru/media/13965/#
DOCX / 16.7 Кб
Ильина Оксана Геннадьевна
Едунова Любовь Михайловна