12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Едунова Любовь Михайловна2736
Россия, Рязанская обл., Скопин
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей-инвалидов. Из опыта работы

Одним из проявлений воли является

умение ребенка делать выбор и ждать

Примерно до трех-четырех лет у ребенка не наблюдается волевого поведения. Ребенок спонтанен, импульсивен, не может управлять своим поведением. Постепенно же малыш научается управлять собой. Одним из проявлений воли является умение ребенка делать выбор и ждать.

Когда дети приходят в мой кабинет впервые, их привлекает всё! Они бегают по кабинету и хватают все пособия. На первых порах я им не мешаю, даю возможность всё потрогать и пощупать. Однако оговариваю, что «…пока я тебе разрешу всё это потрогать, но потом придется выбирать, во что мы будем играть».

Если же на занятие приходят дети с сильной задержкой в развитии (УО, дети с РАС), то я беру их руки в свои, и мы начинаем исследовать кабинет вместе. С ребенком, который не видит, мы проходили по всему кабинету занятий пять, пока он не освоился на новом месте.

Некоторые детки вообще не могли остановиться и сесть на стул ни на первом, ни на последующих занятиях. С такими приходилось работать в позе «спина к животу». Я усаживала ребят себе на колени или на стул без спинки перед собой (в зависимости от возраста) и прижимала их спины к своему животу. Тогда дети на какое-то время успокаивались, и мы успевали позаниматься до следующей вспышки активности. Во время нее я давала ребятам побегать по кабинету, а потом снова усаживала их к себе спиной, лицом к столу. Постепенно эти детишки привыкали сидеть за столом.

Формирование воли – это очень долгий и сложный процесс у детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Также как и формирование эмоционального интеллекта.

Эмоциональным интеллектом называется способность человека распознавать свои и чужие эмоции, желания и мотивацию других людей, а также умение управлять своими эмоциями.

Особенностями развития детей с ОВЗ является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Таким детям свойственен повышенный уровень тревожности, зависимость от окружающих, обидчивость и ранимость, страхи. Поэтому в развитии эмоционального интеллекта у таких детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого.

Иными словами в развитии эмоционального интеллекта детей-инвалидов приоритетными задачами являются:

- создание атмосферы эмоциональной безопасности,

- переживание совместных эмоциональных состояний (радость, удивление),

- развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого,

- формирование позитивного образа своего «я»,

- содействие в оптимизации детско-родительских отношений.

Оt1628839560aa.jpg дно из коррекционного-развивающих занятий, посвященных развитию эмоционального интеллекта, я недавно выкладывала на сайте. При разработке таких занятий мне очень помогли книги Т.П. Трясоруковой «Развитие базовых эмоций» и «Развитие эмпатии» (на фото), а также сообщество в социальной сети ВКонтакте «Школа развития эмоций».

На своих занятиях я использую такие методы психокоррекции эмоционально-волевой сферы: игротерапия, сказкотерапия, релаксотерапия, изотерапия, куклотерапия, пескотерапия, гипсотерапия, нейрографика. Они же развивают и личностную сферу.

Сказкотерапия – с помощью этого метода ребенок может побороть свои страхи, скорректировать поведение.

Рt1628839560ab.jpg аньше я использовала в работе художественные сказки (традиционные в нашем понимании фольклорные и авторские). Но в последнее время заинтересовалась психотерапевтическими.

Они помогают разобраться в событиях окружающего мира, часто очень проникновенны, направлены на личностный рост, позволяют увидеть положительные стороны и качества.

Мне здесь помогла книга «Философия для детей в сказках и рассказах» М.А. Андрианова (на фото). В ней в доступном формате представлены сказки о душе, любви и человечности. Сейчас много говорят о развитии эмоционального интеллекта. Ведь современные дети более чувственны и открыты миру, более раскрепощены. Эта книга научит их размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера.

Игротерапия - метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. У детей-инвалидов игра без соответствующего обучения развивается медленно и бывает однообразной, часто не имеет игрового содержания. Тут родителям и пригодится помощь психолога.

Особенно игровая терапия нужна детям с сильной задержкой в развитии. Начинать с такими ребятами нужно с сенсомоторных игр, а через некоторое время подключать предметные и сюжетно-ролевые. Возможно, у вас уйдет не один год на то, чтобы ребенок освоил хоть какие-то принципы игры. Но оно того стоит!

Иt1628839560ac.jpg зотерапия – это терапия творчеством, в первую очередь рисованием. Мы с детьми на занятиях часто рисуем. И карандашами, и красками, и пластилином, и даже пеной для бритья (на фото).

Ребята в процессе такой деятельности очень успокаиваются, оживляются. Даже если мы изучаем буквы или собираем пазлы (а наши детишки пазлы собирать не очень любят), я предлагаю им раскрасить любимую букву так, как им хочется. Или нарисовать картинку, изображенную на собранном пазле так, как им понравится.

Релаксотерапия – этот метод направлен на снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций.

На флеш-карте я храню много полезных для расслабления мелодий. В основном это классическая инструментальная музыка или спокойные мелодии современных композиторов (например, Евгения Соколовского или Поля де Сенневиль и Оливье Туссена).

Иногда я включаю аудиосказки. Как оказалось, многие детишки в возрасте от 3 лет не знают самые простые из них, например, «Репку» или «Теремок». С помощью аудиосказок дети на слух запоминают сюжет, потом же мы отыгрываем его в кукольном театре.

Куклотерапия – дети-инвалиды отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Им становится кукла.

Любимая кукла наших детей – это пупс. Мы его и одеваем, и кормим, и лечим, и укладываем спать. С его же помощью начинаются некоторые наши занятия. Я беру пупса в руки и говорю «Маша пришла ко мне в гости и хочет играть. А Милана (имя того ребенка, кто пришел на занятия, но не хочет заходить в кабинет) хочет поиграть с нами?» Иногда следует ответ «Нет». Тогда я продолжаю «Милана, может, ты просто зайдешь ко мне в гости и посидишь. А мы с Машей поиграем. Если тебе понравится, то ты сможешь к нам присоединиться». И так, ведя диалог с куклой и девочкой, пришедшей на занятия, я добиваюсь того, что ребенок заходит и начинает выполнять упражнения.

Пt1628839560ad.jpg ескотерапия – это, пожалуй, самый любимый метод наших деток. В отделении есть сухой кинестетический песок, многообразие фигурок животных и людей для моделирования различных ситуаций, а также природный материал и макароны для развития воображения при игре с песком.

Некоторые занятия я строю на основе таких сюжетно-ролевых игр, как «Мы на огороде» (на фото), «Мы на прогулке», «Мы идем в гости», «Мы в больнице», «Мы на стройке», «Мы в магазине». Многие дети очень живо включаются в игру, фантазируют, предлагают новые направления в сюжете.

Гипсотерапия (не путать с гипнотерапией) – работа с гипсом. Наверное, это моя авторская разработка. Во всяком случае, в Интернете такой терапии нет. Мы с детьми не просто раскрашиваем гипсовые фигурки, мы их создаем. Ребята сами замешивают гипс, сами пытаются рассчитать пропорции (постепенно добавляют в воду гипс и смотрят, насколько густым становится раствор), сами заливают раствор в гипсовые формочки, сами же и выбирают, в какую из форм они сегодня будут заливать гипс.

Нt1628839560ae.jpg аши коллективные поделки из гипса занимали первые места на городских выставках (на фото), ребят награждали, хвалили. Всё это очень поспособствовало повышению самооценки, формированию чувства уверенности в себе.

Кстати, по поводу самооценки и уверенности в себе. Нашла одну потрясающую статью в Интернете. Вот что пишет автор: «Очень часто на консультациях люди путают самооценку и уверенность в себе! И хотя связь между самооценкой и уверенностью в себе, безусловно, присутствует, но для меня это точно разные понятия. Аргументирую. Самооценка является одной из составляющих такого качества, как сенситивность. А сенситивность – это индивидуально-типологическая особенность личности, поэтому самооценка носит врожденный характер. Над повышением самооценки можно и нужно работать!»

Если заинтересовало, то продолжение вы можете прочитать в статье автора по ссылке - https://www.b17.ru/article/265632/.

Нейрографика – это изобразительный метод работы с подсознанием и эффективный способ изменить жизнь в лучшую сторону. Его разработал художник и психолог Павел Пискарев в 2014 г. Нейрографика сочетает набор психологических подходов с несколькими техниками графического изображения. На первый взгляд, такая графика выглядит абстрактной, но ее основа не просто эмоциональная — она нейрографическая; рисование нейрографики напрямую связано с изображением реальности. 

С этой методикой я познакомилась недавно. И пока могу предложить только одно упражнение – «Выброс». Оно используется для снятия эмоционального напряжения. Это упражнение описывали на одном из вебинаров.

Список использованной литературы

1. Эмоциональный интеллект. Развитие базовых эмоций: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова.– Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 32 с.

2. Эмоциональный интеллект. Развитие эмпатии: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 32 с.

3. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст/авт.-сост. Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Методкнига. – 153 с.

4. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия/сост. Т.В. Селищева. – Волгоград: Учитель. – 192 с.

5. Философия для детей в сказках и рассказах: пособ. по воспитанию детей в семье и школе/М.А. Андрианов. – Минск: Букмастер, 2012. – 280с.

6. Вебинар «Сенсорная интеграция детей с особенностями развития» - https://www.b17.ru/media/13965/#


Приложение 1. Техника "Выброс"
DOCX / 16.7 Кб

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (2)

Ильина Оксана Геннадьевна, 13.08.21 в 11:21 2Ответить Пожаловаться
Любовь Михайловна,спасибо за помощь коллегам!
Едунова Любовь Михайловна, 13.08.21 в 15:28 2Ответить Пожаловаться
Всегда рада помочь))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.