Статья «Формирование двигательной активности на уроках физической культуры»
Формирование двигательной активности
на уроках физической культуры.
Эта тема актуальна, т.к. в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей.
Цель работы: содействие формированию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.
Задачи работы:
Формирование гармонично развитой личности учащихся, бережного отношения к своему здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;
Укрепления здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой в школе и дома;
Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;
обучение самоанализу.
В юности мы мало думаем о том, как сохранить свое здоровье. Все вредности нам кажутся безвредными, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы развеять некоторые детские убеждения, связанные с питанием, его режимом, стрессами, сном, убедить в необходимости следить за осанкой своего тела, воспитать привычку к чистоте, сознательному выполнению санитарно – гигиенических правил, приобщение к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Для гармоничного развития ребёнка необходима двигательная активность. Из-за высокой учебной нагрузки на уроках, во внеурочной деятельности у большинства учащихся отмечается недостаточная двигательная активность, это может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Установлено, что двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти в два раза, она снижается от начальных классов к старшим. Двигательная активность в старших классах меньше, чем в среднем звене, а в среднем звене двигательная активность меньше, чем в начальной школе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики. Также изменяется двигательная активность в разных учебных четвертях. Зимой активность школьников особенно мала; весной и осенью она увеличивается. Учащимся также приходится длительное время сидеть за партой в неудобной позе, что тоже приводит к нарушению состояния здоровья.
Наблюдается нарушение функций организма школьника, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной систем, мышцы становятся слабыми. При ухудшении дыхания нарушается обмен веществ, происходит застой крови в конечностях, работоспособность всего организма уменьшается и особенно мозга: снижается внимание, ухудшается память, нарушается координация движений. Уменьшить отрицательное влияние на здоровье, возникающее у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, можно активным отдыхом от школы и организованной физической деятельностью. При занятиях физической культурой и спортом происходит совершенствование органов и систем в организме человека, происходит укрепление здоровья детей. А это есть самое главное для полноценного развития учащихся. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов,вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего улучшается подвижность грудной клетки, полное расправление лёгких приводит к тому, что застойные явления уменьшаются, также уменьшается скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Занятия физическими упражнениями также вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение.
Работа школы по физическому воспитанию детей направлена на осуществление важной задачи - формирование интереса к физкультуре и спорту, желания совершенствовать свое физическое здоровье. Мотивирую школьников на занятие физической культурой не только в школе, во внеурочной деятельности но и дома, с родителями, с семьёй.
Здоровый образ жизни, принятый в семье, формирует не только физическое здоровье, он воспитывает нравственность, а значит, определяет саму судьбу человека, потому что закладывает такие черты личности, как трудолюбие, доброжелательность, честность, милосердие.
Свои уроки я стараюсь строить так, чтобы каждый обучающийся мог совершенствовать свои умения и навыки. Как известно в классе все ученики разные, поэтому я должна знать о состоянии здоровья каждого ученика индивидуально. Это делается для того, чтобы более результативно построить учебный процесс, правильно организовать работу с учениками, не навредить здоровью учащихся. К началу учебного года ученики проходят медосмотр, с результатами которого я обязательно знакомлюсь. Затем в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности школьников дозирую нагрузку на уроке. Стараюсь, чтобы в учебный процесс включались не только сильные ученики, но и те кто слабее, медлительнее. Это способствует поднять уровень двигательных умений и навыков. Учу, чтобы ребята стремились к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию своих возможностей. Достижение более высокого результата вызывает положительные эмоции от уроков физической культурой, способствует движению вперед и развитию ребенка. Таким образом интерес к урокам увеличивается. Дети с удовольствием идут на уроки, на дополнительные занятия и мероприятия.
В своей работе я также применяю групповые, игровые технологии, интегрированное, личностно – ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии. Формы работы на уроке: групповые, метод индивидуальных заданий (дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями), при этом учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности.
Большое значение для здоровья имеет бег. О его оздоровительной пользе говорили и в древности, и современные медики. Научить школьников правильно бегать, рационально используя свои силы и возможности, - трудно. Но научить бегать быстро – задача вдвое сложнее. Чтобы научить бегать быстро, важно в первую очередь привить детям любовь к бегу, так чтобы ребёнок испытывал потребность в нём. В своей практике по развитию скоростных качеств я использую систему подводящих и специальных упражнений, в основе которой лежит дидактический принцип «от простого - к сложному». Одни упражнения направлены на развитие мышц ног, на их растягивание и расслабление. Другие - скоростно-силового характера, для развития быстроты реакции и быстроты движений. При этом часто применяю игровой метод.
Дополнительная работа по предмету: различные соревнования, конкурсы, кросс нации, лыжня России, биатлон, весёлые старты, президентские игры все это повышает интерес учеников к предмету. Мы живём на севере, в республике Коми. Очень много внеклассных уроков у меня посвящено зимнему виду спорта - лыжам. Ребятам очень нравится биатлон. Здесь сочетаются лыжные гонки со стрельбой из винтовки. На внеклассных занятиях каждый должен получить возможность активно, с интересом овладевать знаниями и умениями. Содействуют воспитанию активности и инициативы такие методы организации учебного труда на уроке: индивидуальные задания отстающим ученикам, выполняемые ими на уроке самостоятельно, а также с помощью более подготовленных ребят.
Используемые источники:
2.
Разработал учитель: Уляшева Ю. М.
Ольга
Михаил