Доклад «Познавательная активность на уроках физической культуры»

0
0
Материал опубликован 16 February 2019

Познавательная активность на уроках физической культуры

          Здоровье обучающихся всегда было и остается приоритетным направлением государственной политики в сфере образования.

         Но наблюдения специалистов, результаты статистических исследований говорят о том, что современное состояние здоровья школьников, как физическое, так и психоэмоциональное, год от года ухудшается.  Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа обучающихся, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания,  отклонения в психике. Сегодня мы вынуждены  наблюдать некую  двигательную  пассивность со стороны подрастающего поколения. Подросток всё больше времени предпочитает проводить за экраном монитора, а не в спортивном зале. Он ведет малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на его общем физическом развитии, состоянии здоровья, уровне физической подготовленности.

          Конечно,  косвенной причиной  такого явления можно назвать и слабую постановку физкультурно-массовой работы по месту жительства, и отсутствие положительных примеров со стороны учителей, родителей. Но более вероятная причина непонимания роли физической культуры в сохранении и укреплении собственного здоровья, неприятия ее как личной ценности в повседневной жизни - это недостаток знаний в этой образовательной области.   

          Именно поэтому  одной из главных задач школьного  физкультурного образования  на сегодняшний день  является формирование системы  ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечение мотивационной, функциональной и двигательной готовности к нему.

         В современном физкультурном образовании физическое воспитание позволяет разносторонне воздействовать на личность.

          Но до последнего времени, более значимым результатом школьного физкультурного образования остается физическая подготовленность. А образовательные задачи, связанные с овладениями знаниями, методическими умениям и навыкам, решаются, как правило, недостаточно эффективно. Это является следствием исторически сложившегося «нормативного» подхода к физкультурному образованию, при котором норматив, отражающий уровень физической подготовленности, является основным критерием эффективности школьного физкультурного образования. А ведь физическая подготовленность - это только один из социально значимых результатов. Он быстро утрачивается после завершения учебы, если его не поддерживать самостоятельно. А если учесть, что с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается, то подростки с окончанием обучения в школе оказываются не подготовленными к самостоятельному использованию средств физической культуры для саморазвития,  формирования нравственного поведения.

      Проблема усугубляется тем, что сегодняшние школьники – завтрашние родители, от которых будет зависеть физическое, психическое, интеллектуальное развитие наших будущих учеников. Не секрет, что и сегодня в подавляющем большинстве семей родители не готовы к полноценному физическому воспитанию детей. Это свидетельствует о наличии проблемы, и она не нова. А причина ее заключается в несоответствии полученного физкультурного школьного образования тем требованиям, которые предъявляет им жизнь в дальнейшем.   Поэтому одной из основных задач обязательного физического воспитания считаю обеспечение именно познавательной активности обучающихся, направленной на самообразование по предмету.

         Мотивация обучения, побуждающая к приобретению знаний и умений многообразна. Это и необходимость хорошо учиться, и чувство долга, и ответственности перед коллективом и родителями. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету, так как он осознается обучающимися раньше других.

           Основными условиями, способствующими развитию познавательного интереса к занятиям физической культуры и осознанному отношению к собственному здоровью, являются:

     -  пробуждение интереса к изучаемому предмету, посредством вовлечения их в самостоятельный поиск знаний;

     -    разнообразие видов деятельности на уроке;

     - осознание обучающимися важности, необходимости и целесообразности освоения намеченных действий на уроке;

     -   связь нового материала с ранее изученным;

     - доступность учебного материала, характеризующегося определенной степенью трудности, сложности;

     - своевременность контроля и оценки результатов деятельности обучающихся;

     - яркость, эмоциональность учебного материала, создание положительного эмоционального фона.

         При подготовке к каждому уроку необходимо  соблюдать вышеуказанные условия: анализировать содержание изучаемого материала, соотносить  его с задачами воспитания, с уровнем развития обучающихся, психологическим состоянием и жизненным опытом отдельных школьников. Необходимо помнить, что именно урок физкультуры открывает путь к занятиям в различных кружках и секциях, обеспечивая единство урочной и внеурочной работы.   А его эффективность и полноценность  можно значительно повысить, если, наряду с другими задачами, умело решать и задачу формирования у школьников физкультурной образованности, тем более, что образовательной программой это предусмотрено.

         Необходимо также понимать, что если урок вызывает у школьников интерес и чувство удовлетворения, то он становится основным фактором формирования у него потребности к дальнейшим занятиям, а далее — и воспитания устойчивой привычки к ним.

          Созидательной активной деятельности и поддержанию интереса к предмету, бесспорно, способствует  создание положительного эмоционального фона. Существуют различные приемы и методы, способствующие его повышению и вызывающие положительные эмоции у обучающихся. Например: использование музыкального сопровождения, игровых и соревновательных методов, приемов релаксации и пр. Таким образом, в условиях атмосферы сотрудничества, благоприятного эмоционального фона и стиля общения повышается не только двигательная, но и познавательная активность обучающихся.

         Очень важным условием в повышении познавательной активности школьников является доведение  до его  осознания цели урока. Принятие цели – это первый шаг на пути, ведущий ее к достижению. Для этого используются различные приемы целеполагания. В одном случае учитель сообщает и разъясняет  цель урока. В другом случае, чтобы активизировать обучающихся и мобилизовать их внимание, задает ряд вопросов-ориентиров, помогающих подвести школьников к самостоятельному формулированию и принятию цели.

         Одной из главных задач физического воспитания является формирование у школьников потребности в физическом самосовершенствовании.

     Но чтобы подготовить их к самостоятельным занятиям, необходимо дать  достаточно широкий круг знаний, сформировать необходимые умения и навыки. Помимо этого каждый обучающийся должен уметь анализировать полученный результат, измерять уровень развития основных двигательных качеств, подсчитывать изменения частоты сердечных сокращений и дыхания. В соответствии с ФГОС процесс физического воспитания школьников предполагает овладение обучающимися определенным объемом теоретической информации, включенной  в раздел «Основы знаний». Наряду с другими важными темами, в нем нашли отражения формы и методы самостоятельных занятий.

     Развивая познавательную активность обучающихся, после их ознакомления с новой темой, необходимо задавать вопросы на понимание, чтобы по характеру ответов сделать  выводы об уровне усвоения ими данного материала, умении сравнивать, анализировать, обобщать.

      Важно научить школьников планировать самостоятельные занятия, пользоваться иллюстрациями, таблицами, организовывать подвижные и спортивные игры, осуществлять судейство.

     Одной из форм развития познавательного интереса являются реализация  межпредметных связей  на уроке.

С определёнными математическими понятиями обучающиеся знакомятся уже на начальном этапе обучения: при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг (окружность) и т.д. Так, обучая прыжкам в высоту с разбега, помимо основных знаний по предмету (значение прыжков в жизни человека, основные способы преодоления высоких препятствий, способы развития скоростно - силовых качеств и другие) опираемся на законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия. Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ.

         Жизненный опыт школьников, приобретаемые ими знания и умения по другим дисциплинам позволят осознать взаимосвязь предмета «Физическая культура» с другими образовательными областями, значительно расширить их общий кругозор, повысить интерес к изучаемому, а значит дополнительно мотивировать на  более глубокое изучение предмета.

         Учитывая часто демонстрируемое школьниками заниженное чувство самосахронения, очень важно научить их правилам безопасного поведения, приемам страховки и самостраховки.  Знание и понимание важности следования инструкциям по технике безопасности, анализ видов, причин травм и способов их устранения, умение определять и по возможности избегать травмоопасные места, помогут каждому в обеспечении собственной здоровьесберегающей  среды.

         С этой целью во время занятий физическими упражнениями, проведения подвижных и спортивных игр обучающимся  необходимо давать возможность анализировать возможные травмоопасные места демонстрировать  приемы страховки и самостраховки на станциях, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами. Полученные знания, творческие  и организаторские способности обучающиеся всегда могут проявить, выполняя отдельные задания: оборудовать полосу препятствий, выбрать безопасный склон для спуска с горы на лыжах, подобрать и провести подвижную игру, соответствующую цели урока и прочие.

          Действенными приемами поддержания познавательного интереса к занятиям являются осуществление самоконтроля (работа по карточкам, тестирование) и взаимооценки (комментирование выбора способа или техники выполнения упражнения, оценка результата, осуществление судейства).

         Огромный всплеск познавательного интереса у обучающихся вызывает использование на уроках продуктов информационных технологий  (презентаций, видеоматериалов, учебных фильмов). Особую значимость приобретает использование ИКТ на уроках у учителей, которые в силу возраста, состояния здоровья или физической подготовленности не могут правильно показать особенности техники или тактики при обучении двигательным действиям.    

В настоящее время урок физической культуры как был, так и остался главным звеном в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех обучающихся обязательной формой занятий.

    Но с приходом сети Интернет у учителя появилась реальная  возможность стимулировать познавательную активность обучающихся путем  вовлечение их в участие в предметных дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах. Как оказалось,  они содержат в себе большие резервы для активизации и развития познавательных интересов школьников. Особенно это важно для детей, имеющих низкий уровень физической подготовленности и слабое здоровье. Для них  участие в дистанционных олимпиадах является, чуть ли не единственным способом создания «ситуации успеха» в данной предметной области, что является дополнительным стимулом  к самосовершенствованию. 

         К сожалению, не все дети имеют возможность участвовать в платных олимпиадах. Но по заданиям дистанционных олимпиад можно провести школьную олимпиаду, подвести итоги, а победителей простимулировать грамотами, а их родителей -благодарственными письмами.

          Сегодня в России проводятся Всероссийская Олимпиада школьников по физической культуре, Президентские Соревнования, Президентские Игры, что так же способствует расширению и углублению знаний школьников по предмету, повышению их уровня самооценки и престижа предмета в целом.

         Нет необходимости доказывать, что овладевая достаточно широким кругом знаний по предмету, обучающиеся получают возможность более грамотно и осмысленно заниматься физическими упражнениями сегодня, чтобы завтра это стало жизненной необходимостью.

         Конечно, уделяя больше внимания активизации познавательной деятельности школьников на занятиях, мы снижаем их двигательную активность. Но вместе с тем снижается и динамическое напряжение, и как следствие, укрепляется эмоциональное и психическое здоровье, изменяется отношение ученика к занятиям, приобретаются практические навыки поддержания собственного здоровья, формируется положительное отношение к физкультурной деятельности в целом и осознанной потребности в систематическом физическом усовершенствовании в частности.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации