Статья «Развитие элементарных математических представлений старшего дошкольника средствами агрообразования»
Кутанова Екатерина Николаевна, воспитатель
Суздальцева Анастасия Владимировна, воспитатель
Сироткина Юлия Николаевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька» г.Мичуринска Тамбовской области
«Развитие элементарных математических представлений
старшего дошкольника средствами агрообразования»
На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и федеральной образовательной программой дошкольного образования, возрастает роль интеллектуального развития дошкольника.
Одной из центральных задач современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, обучение и воспитание интеллектуально-развитых детей.
Поэтому возникла необходимость обратить пристальное внимание специальному, целенаправленному развитию интеллектуальных функций, обучению детей дошкольного возраста технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска. Недостаточное внимание многих авторов к периоду дошкольного детства как первоначальной ступени интеллектуального развития личности, является, на наш взгляд, неоправданным, поскольку, как доказывают современные исследования, уже в дошкольном возрасте создается благоприятный фон для интеллектуального развития детей, а возраст 5-7 лет особо важен в плане развития способности к осмыслению причинно-следственных связей и к логическому мышлению.
В нашем дошкольном образовательном учреждении приоритетными направлениями являются агрообразование и финансовая грамотность дошкольника. Осуществляют деятельность региональные и муниципальные инновационные площадки. В группах для детей старшего дошкольного возраста реализация данного направления проходит через различные образовательные области. Особое внимание уделяется развитию элементарных математических представлений средствами агрообразования.
Воспитательно-образовательный процесс организуется таким образом, чтобы дошкольник смог самостоятельно решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту. Особое внимание уделяется овладению дошкольником универсальным предпосылкам учебной деятельности. При этом роль несложного занимательного материала выполняют различные продукты деятельности дошкольников. На базе детского сада имеются экспериментальные лаборатории, огороды, фруктовый сад. Блоки занятий по образовательной области «Познавательное развитие» проводятся с элементами агроэкологии.
В качестве эксперимента, дошкольники не только проводят трудовую и исследовательскую деятельность, но и подводят арифметические итоги деятельности. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Дошкольникам нравится вести подсчет использованного материала, подводить итоги своего труда. Например: «При посадке рассады (определено количество) было получено такое-то количество продуктов» и т.д. Дети, совместно с педагогами, ведут специальные дневники, в которых прописывают размеры и количество полученного урожая, зарисовывают образцы, наблюдают за развитием растений и их изменениями. Такие экспериментальные занятия проходят с высокой активностью и заинтересованностью дошкольников.
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Под его влиянием внимание дошкольников становится целенаправленным, более устойчивым, совершенствуется память, мышление, формируется правильное употребление математических терминов.
Основная цель методики развития элементарных математических представлений – разработка и применение такого содержания, методов и приёмов, которые обеспечили бы в условиях развивающей предметно-пространственной среды интеллектуально-творческое развитие детей до школы. Для современной методики характерно освоение детьми разнообразных геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи. Дети овладевают способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счётом, делением целого на части и объединением частей в целое.
Реализуя программы инновационных площадок, ставили перед собой следующие задачи: создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в едином образовательном пространстве на основе экспериментальной и исследовательской деятельности; обеспечение комплексного подхода к ребенку со стороны всех служб дошкольного образовательного учреждения и участников образовательного процесса; разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; развитие способности к самостоятельной исследовательской работе; формирование первичных представлений о сельскохозяйственном труде; развитие социального партнерства с учреждениями образования, науки; развитие социальной активности воспитанников и родителей (экологические акции, трудовые десанты по благоустройству и озеленению территории и т.д.).
Результатом деятельности стало: углубленное развитие общих и специальных интеллектуальных способностей дошкольников; развитие навыков интеллектуального действия и обучения; развитие умений самостоятельного добывания знаний; сформированность агроэкологических компетенций; создание технологического инструментария процесса интеллектуального развития детей по формированию агроэкологических компетенций дошкольного возраста.
«Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.
Литература:
1.Агажданян Н.А. Экология души человека и природы / Издательство Российского Университета дружбы народов., 2006.
2. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста/ З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова,А.М.Вербенец.-СПб.:Детство-ПРЕСС,2008.