Статья «Роль педагога в развитии эмоционального интеллекта дошкольника»
РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА
Пестрикова Надежда Валерьевна, педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» г. Чебоксары
kirka9999@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена изучению роли педагога в развитии эмоционального интеллекта дошкольника. В работе обосновывается необходимость развития данного личностного качества, а также его значение для успешной социализации личности. В статье описаны десять основных шагов успешного развития эмоционального интеллекта ребенка.
Ключевые слова: интеллект, эмоциональный интеллект, развитие эмоционального интеллекта.
Жизнь современных детей уже совсем невозможно представить без таких вещей, как компьютеры, смартфоны, планшеты и другие новомодные гаджеты. Проблема детей XXI века заключается в том, что им трудно общаться со взрослыми и со сверстниками. Они менее способны реагировать на чувства и эмоции своих друзей и сверстников. А ведь без чувств и эмоций они не смогут полноценно познать окружающий мир.
Л.С.Выготский утверждает, что эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются важным звеном в духовной жизни человека, особенно в жизни ребёнка. Поэтому одним из требований российского дошкольного образования, отражённых в ФГОС ДО, является развитие у дошкольников социального и эмоционального интеллекта, эмоционального реагирования и эмпатии.
Так, что же входит в понятие «эмоциональный интеллект»?! К эмоциональному интеллекту относятся способности понимания эмоций, оценивания и выражения их, умение применять знания об эмоциональной сфере человека в практической деятельности, умение регулировать эмоции. Все это способствует эмоциональному и интеллектуальному росту личности ребенка[1].
В дошкольном возрасте когнитивные процессы в межличностном общении протекают более активно. Это время, когда у детей развивается способность взаимодействовать с другими людьми через общение с близкими людьми и через игру со сверстниками.
У детей дошкольного возраста уже развито несколько эмоций, включая зависть, гнев, страх, испуг, стыд, радость, любовь, смущение и застенчивость. В этот благоприятный для развития эмоционального интеллекта период можно обучить навыкам, связанным с получением и проявлением эмоциональных состояний. [2].
Воспитатели детских садов занимают важное место в жизни детей дошкольного возраста. Это происходит потому, что они присутствуют при ежедневном выборе, который делают дети, иногда удачно, иногда неудачно. Прежде всего, у воспитателя есть возможность управлять развитием эмоционального интеллекта ребёнка. Он своим поведением, терпеливым и внимательным отношением к ребёнку завоёвывает у него авторитет, и сам становится ярким примером для самого ребёнка.
Педагоги, которые обращают внимание на лучшие качества своих воспитанников, с большей вероятностью преуспеют в развитии эмоционального интеллекта и будут постоянно улучшать качества своих воспитанников.
Личность ребёнка накапливает не только положительный опыт, но и отрицательный, поэтому педагоги должны постоянно контролировать коммуникативные особенности детей в своей профессиональной деятельности. В результате положительные стороны общения усиливаются за счет развития индивидуальных качеств, способствующих более эффективному общению.
Воспитание ребенка в детском саду включает следующие задачи [4]:
- научить детей распознавать и открыто выражать свои эмоции;
- помочь детям в осознании собственных потребностей и потребностей других людей;
- привить детям навыки культурного общения.
Педагоги должны выбрать оптимальный способ взаимодействия с детьми, который наилучшим образом соответствует их потребностям и ожиданиям. В первую очередь воспитатель должен стать образцом чуткого отношения к каждому ребёнку, а дети, подражая своему наставнику, относиться друг к другу тепло и с пониманием. Поэтому от взрослых зависит, в каком направлении развивается эмоциональная зрелость воспитанника.
Конечно, процесс развития эмоционального интеллекта ребёнка требует сотрудничества родителей. Только совместно работая над личностью ребёнка, мы можем добиться успеха. А это возможно только в атмосфере взаимного доверия и плодотворного сотрудничества.
Традиционно, выделяются десять основных шагов успешного развития эмоционального интеллекта ребенка.
1. Принятие своего ребенка таким, какой он есть. Весь его физический облик, индивидуальный мир, особенности характера и духовно-нравственные качества – это та данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви [2].
2. Развитие пяти основных чувств ребёнка. Этот метод помогает раскрыть ребёнку весь мир во всем его многообразии. Для этого можно использовать коробочки эмоций, содержащие различные предметы, вызывающие определённые реакции, переживания и воспоминания. Дети не понимают природу многих эмоций, но могут, например, слышать звуки счастья, запахи и вкусы. Ребёнку легче понять собственную ассоциацию.
3. Спорт. Физические упражнения способствуют развитию речевых навыков, умственных способностей, улучшают настроение ребёнка. Исследователями установлено, что занятия спортом повышают физическую выносливость, восстанавливают кровообращение, повышают иммунитет детей. Нагрузки детям очень полезны, т. к. в природе ребёнка заложена готовность к двигательной активности, в процессе которой познаётся окружающий мир.
4. Приключения. Дети любят необычные ситуации, новые приключения. Поэтому создавайте им необычный мир, ломая стереотипы. В приключениях важным компонентом являются моменты с позитивной окраской: важны приятные знакомства, интересные игровые пространства. В такой атмосфере более успешно проходит социализация, а также, развитие символического мышления, с помощью которого понимаются намерения и мотивация других людей.
5. Музыка. Слушайте с ребёнком классическую музыку, которая общается с человеком исключительно через чувства. Для её понимания не нужно знать язык музыканта или видеть его движения. Поэтому для ребёнка музыка является самым простым и действенным способом знакомства с миром эмоций.
6. Чтение. Чтение формирует нравственно здорового человека. Детям дошкольного возраста нужны сказки, воодушевляющие и эмоционально насыщенные. Взрослым необходимо прививать детям любовь к чтению книг.
7. Игра. Ребёнок дошкольного возраста развивается в игровой деятельности. Поэтому взрослым необходимо принимать участие в играх, проявляя всю гамму чувств на примерах разных персонажей. Важным моментом является показ как положительных, так и отрицательных эмоций, обращая внимание на их взаимосвязь с поступками. В будущем это послужит детям примером взаимодействия в реальном мире.
8. Сон. Сон важен для восстановления сил любого человека, а для ребёнка он является жизненной необходимостью. В процессе сна дети расслабляются, что способствует их физическому развитию, развитию мышления и памяти. Как пример расслабленного состояния, наше сердце, которое постоянно сжимается и разжимается.
9. Социализация. Дети усваивают нормы и правила общения в процессе взаимодействия с другими людьми: со взрослыми и сверстниками. Поэтому особое значение имеют коллективные занятия: в семье, в детском саду и в других ситуациях. Нельзя игнорировать получение негативных чувств, т. к. это позволит в дальнейшем правильно ориентироваться в реальной действительности, которая изобилует отрицательными эмоциями. [3].
10. О любви. Будьте открыты со своим ребенком. Не скрывайте того, что чувствуете негативное отношение к его проступкам. Но самое главное –говорите ребенку о своей любви к нему, о важности его появления в семье. Обнимайте, целуйте своего малыша и не уставайте говорить о том, как вы счастливы рядом с ним!
Эмоции оказывают большое влияние на жизнь каждого человека, непосредственно влияя на всю его повседневную деятельность. Их развитие связано с созданием специальных условий воспитания. Поэтому воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.
Список литературы:
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб.: БХВ- Петербург, 2012. - 288 с.
2. Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018 – 272 с.
3. Шиманская В. А. Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми / В. А. Шиманская. – М.: Бомбора, 2017. - 128 с.
4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я / О. В. Хухлаева.- М.: Генезис, 2001. – 280 с.