Среди актуальных вопросов, возникших в рамках модернизации всех уровней образовательной системы, пристальное внимание стало уделяться формированию и гармоничному развитию эмоционального интеллекта у современных детей.
Как общий конструкт ЭИ состоит из двух взаимосвязанных компонентов : внутреннего( регулирующего)- умение понимать (осознавать) и правильно выражать свои эмоции и внешний ( межличностный) который включает в себя распознавание чужих эмоций , а также эмпатию ( умение сопереживать и разделять эмоциональное состояние других ). Развитие этих двух компонентов эмоционального интеллекта гарантируют ребенку успешную социализацию с умением выстраивать продуктивные коммуникации по средствам которых ребенок оптимально может реализовать свои интеллектуальные, творческие и физические способности.
Педагогическая деятельность, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольников является одной из ведущих, поскольку, сопровождая практически все проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и ее внешнего проявления, поведения, а дошкольный возраст самый восприимчивый для формирования и проведения коррекции и профилактики отклоняющегося развития эмоционального интеллекта.
Данная проблема особенно актуальна в развитии современных детей. В век непрерывного прогресса, высокоскоростного развития науки и постоянной модернизации всей системы образования все чаще педагогические работники все чаще сталкиваться с проблемой слабого развития эмоциональной сферы детей, что проявляется в неумении выражать свои, и идентифицировать чужие эмоции. Низкий уровень эмпатии и не сформированный эмоциональный интеллект ведут к неумению выстроить продуктивную коммуникацию, и является основной причиной асоциального и агрессивного поведения детей. Так же вытеснение не желаемых эмоций и гипербализация эмоций востребованных и желаемых зачастую приводит к появлению различного рода патологий от постоянного психологического дискомфорта до клинических проявлений психических заболеваний .Сниженный интерес к обучению ,тревожность, скованность и даже нарушение общих моторных функций у детей могут быть следствием недоразвития или несформированности ЭИ.
Для преодоления описанных выше проявлений нами разработан и адаптирован коррекционно - развивающий комплекс мероприятий направленный на формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников. Данный комплекс включает в себя индивидуальные и групповые формы работы с целью коррекции и развития эмоциональной сферы детей. Образовательная деятельность проводилась в три этапа. Подготовительный этап- презентация комплекса и формирование плана работы, анкетирование ,сбор письменных соглашений родителей\ законных представителей на фото и видеосъемку детей. Нами был выявлен факт пониженного интереса детей к стимульному материалу (пиктограммы) используемые ранее в образовательной деятельности. Необходимо больше активности в том числе двигательной, больше действий для вовлечения детей в процесс. Для повышения уровня эффективности оказываемой нами психолого-педагогической поддержки в данной области были изготовлены следующие дидактические пособия: «Куб эмоций», «Карта эмоций», которые послужили дополнительными демонстративными средствами для наглядного представления детям динамики изменения базовых эмоций. Основной этап – коррекционно- развивающая деятельность, основная цель которой научить дошкольников соответствующему выражению своего эмоционального состояния и распознанию, а так же адекватному и конструктивному реагированию на эмоциональное состояние других.
Комплекс игровых занятий «Карта эмоций»- это увлекательное путешествие по миру эмоций в приятной компании сказочных персонажей. В рамках 15 занятий педагоги вместе с детьми заполняют «Карту эмоций» по средствам небольших, но очень емких рассказов знакомятся с основными эмоциональными состояниями и с ситуациями, в которых те или иные состояния человек испытывает. Кроме вышеуказанного в данном комплексе занятий предусмотрено пояснение и возможный алгоритм реагирования для ребенка на то или иное эмоциональное состояние других, что повышает общую компетентность эмоционального развития и способствует более успешной реализации ситуативного поведения. Каждое занятие завершалось фотосьемкой воспитанников, по итогам реализации программы у каждого участника был оформлен свой «Альбом эмоций». Главное преимущество фотографий над рисунком заключается в восприятии и запечатлении «живой» эмоции ,что способствует развитию навыка дифференциации эмоций с человеческих лиц непосредственно в момент их выражения в виде изменения мимики. Дома дети с помощью родителей придумывали необычные рассказы , мини истории или же фантастические сказки связанные с запечатленной на снимке эмоцией. На данном этапе в нашей работе были использованы элементы сказко-,музыко- и арт- терапии, присходраматические постановки, а так же работа с песком, тестом и глиной. Дети самостоятельно формировали каждую страницу своего «Альбома эмоций» , что явилось дополнительным стимулирующим фактором развития творческого развития. В рамках реализации данного комплекса мероприятий проводились семинары для педагогов, мастер-класс для повышения общей компетенции родителей по вопросам развития эмоциональной сферы, а так же отдельная консультация на тему « Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» , что было наиболее востребовано в рамках данной аудитории. Заключительный этап- определение способностей детей осознавать и дифференцировать эмоциональные состояния как свои так и окружающих людей , а так же лавировать свое поведение и выражение своих эмоций в соотношении с ситуацией и эмоциональным состоянием ее участников. Проведение завершающего мероприятия с участием родителей и вручением «Карты эмоций» и «Альбома эмоций». В результате реализации вышеуказанного комплекса мероприятий были отмечены следующие изменения: по средствам наблюдения специалисты отметили изменения в поведении детей. Воспитанники стали давать оценку своему эмоциональному состоянию и указывать причины его появления , а так же перечислять возможные факторы оказывающие влияние и способные изменить их эмоциональное состояние на наиболее комфортное. Отмечается приобретение навыков произвольной само регуляции , сопереживание сказочным героем, дети выносят на обсуждение возможность влияния на эмоциональное состояние других людей. Как косвенный результат отмечается совершенствование зрительно-моторной координации, развитие навыков изобразительного искусства, обогащение активного словаря детей. Использование дидактических пособий «Куб эмоций» и «Карта эмоций» активно способствовало повышению интереса к деятельности, послужило дополнительным «живым» источником наглядности, данный комплекс дидактических пособий планируется использовать ведущим в рамках данного направления работы. «Альбом эмоций» позволил закрепить эмоциональные состояния детей. Работа над составлением сказок, рассказов и мини историй, на основе запечатленных на фотографиях эмоций ,позволило обогатить активный словарь и развивать воображение и память ,соотносить эмоциональные состояния с различными ситуациями и находить конструктивные и наиболее продуктивные способы поведенческого реагирования. Родители уже на сегодня отмечают, что в семьях стало меньше конфликтов, а из многих ситуаций ребенок самостоятельно находит выход – компромисс с учетом интересов и эмоционального состояния других участников. Педагоги отмечают важность компетенций приобретенных ими на семинарах и консультациях в рамках данного комплекса. Разработанные нами методические пособия «Алгоритм поведения при агрессии» и «Алгоритм работы со страхом» активно используются педагогами в повседневной деятельности и успешно регулируют соответствующие поведение детей. Наибольшей трудностью стало , мы не получали желаемого отклика и обратная связь устанавливалась не стабильно. Некоторые родители игнорировали наши задания и не выполняли их. В выше указанных ситуациях совместно с ребенком задания выполняли педагоги нам было важно участие абсолютно всех воспитанников. Правильно организованная коррекционно-развивающая работа и индивидуально-личностный подход ,помогли не только повысить эмоциональную компетентность ,но и способствовать более продуктивному решению их личностных проблем в процессе адаптации и социализации.
Данный комплекс будет полезен:
Родителям (будущим родителям) для формирования и дальнейшего развития эмоционального интеллекта
Педагогам дошкольных организаций
Педагогам дополнительного образования
Практикующим детским психологам дефектологам
Учителям начальных классов и воспитателям ГПД
Специалистам (будущим специалистам) занимающимся развитие и обучение детей
Андреева И.Н. Азбука Эмоционального интеллекта СПБ: БХВ –Петербург ,2012 №3 с 280-288
Грозина В.А. Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников// Психологические исследования эмоций 2012, № 6 с 85-93