12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана42
Россия, Челябинская обл., Миасс
1

Особенности социального и эмоционального интеллекта у детей с РАС

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Учитель – дефектолог

Тарасова С.А.

Челябинская обл, г.Миасс

МАДОУ «Детский сад №101»


Согласно Э. Торндайку, социальный интеллект – это способность человека понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях, а также уметь распознавать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам [4]. Эмоциональный интеллект, по определению Дж. Майера, П. Саловея, – это группа ментальных способностей, способствующих осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих людей [7]. Изучением проблемы социального интеллекта занимались как зарубежные психологи (Г. Олпорт [3], Э. Торндайк [4] и др.), так и отечественные (Ю. Н. Емельянов [1], Д. В. Ушаков [5] и др.). Обобщая взгляды зарубежных и отечественных исследователей, можно сделать вывод о том, что основой эмоционального интеллекта являются способность адекватно понимать эмоции других людей, осознавать собственные чувства, находить средства их вербализации и внешнего выражения.

И. А. Конева и К. А. Куликова занимались проблемой распознавания эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра и определили, что в младшем школьном возрасте у таких детей наиболее распознаваемыми являются такие эмоции, как радость и грусть, а определение эмоции «гнев» вызывает трудности. Самая сложная в опознавании эмоций, по мнению авторов, является эмоция испуга. И. А. Конева и К. А. Куликова пришли к выводу, что социальный и эмоциональный интеллект необходимы для взаимодействия людей друг с другом, для понимания и распознавания эмоций, а также для умения ориентироваться в различных проблемных ситуациях в социуме [2].

Нами была сформулирована следующая цель исследования: изучить уровень и особенности развития социального и эмоционального интеллекта детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В исследовании участвовало 8 детей с РАС в возрасте 5-8 лет. Мы предположили, что у детей с РАС имеет место недостаточность развития как социального интеллекта, так и эмоционального интеллекта; при этом социальный и эмоциональный интеллект страдают в одинаковой степени, а в структуре эмоционального интеллекта менее развит межличностный интеллект в сравнении с внутриличностным.

Для проверки данного предположения был использован диагностический комплекс:

методика изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний (разработка Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой), цель которой – изучение способности к эмпатии как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений [6];

методика «Анимационный тест» (разработка Л. Ф. Фатиховой, С. А. Таасовой), цель которой – изучение умения детей дошкольного и младшего школьного возраста определять эмоциональные состояния по мимике и пантомимике героя мультфильма, изучение понимания эмоциональных состояний героев по тону голоса, выявление способности сопереживать персонажам мультфильмов, изучение умения перенимать эмоциональные состояния героев на себя;

методика «Сказка» (разработка Л. Ф. Фатиховой), направленная на выявление способности ребенка к интерпретации и оценке поступков других, умения идентифицировать себя с другими (животными), умения прогнозировать ситуацию в зависимости от совершенного поступка, изучение степени сформированности нравственных инстанций [6];

методика Я и школа (разработка Л. Ф. Фатиховой), цель которой – изучение осознания ребенком школьной жизни, уровня сформированности нравственного сознания, умения фиксировать нарушение школьных правил и корригировать неправильное поведение [6].

Изучение способности детей с РАС к распознаванию эмоциональных состояний посредством методики Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой (методика № 1) показало, что большая часть обследованных детей с РАС хорошо опознают и различают такие эмоции как «грусть» и «радость». Сложнее детям с РАС даются задания на распознавание на портретных картинках таких эмоций как «страх», «удивление», «злость», «спокойствие» (внутриличностный интеллект), возникают проблемы в выполнении заданий на определение указанных эмоциональных состояний у героев сюжетной картинки (межличностный интеллект).

Исследование умений детей с РАС определять эмоциональные состояния по выражению лица героя посредством методики «Анимационный тест» (методика № 2) показало, что у всех детей не возникло трудностей определить эмоциональные состояния грусти и радости у героев мультфильмов. Однако, у детей наблюдаются трудности в определении таких эмоций героев мультфильмов как «злость», «страх», «удивление».

Изучение умения детей с РАС оценивать поступки других людей, умения прогнозировать ситуацию в зависимости от совершенного поступка (методика № 3) показало, что дети с РАС затрудняются в понимании смысла сказки, оценивают поведение героев с помощью экспериментатора. При этом дети способны к называнию некоторых эмоциональных состояний героев при наводящих вопросах экспериментатора.

Анализ данных исследования социального интеллекта детей с РАС посредством методики «Я и школа» (методика № 4) позволило сделать вывод, что у детей с РАС наблюдаются трудности в понимании соответствия или несоответствия поступков персонажей ситуации, школьным правилам. Большинство детей не могут идентифицировать себя с персонажем картинки.

Для проверки истинности поставленной гипотезы исследования нами было проведено центрирование баллов по всем полученным экспериментальным данным (рис.1).

t1633686405aa.gif

Рис. 1 Средние значения изучения социального и эмоционального интеллекта детей с РАС


Анализ результатов исследования социального и эмоционального интеллекта детей с РАС показал, что гипотеза исследования о том, что у детей с РАС имеет место недостаточность развития социального интеллекта и эмоционального интеллекта получила свое подтверждение. Положение гипотезы о том, что социальный и эмоциональный интеллект у детей с РАС страдают в одинаковой степени также получило подтверждение, а положение о том, что в структуре эмоционального интеллекта менее развит межличностный интеллект, чем внутриличностный не подтвердилось.


Список литературы

Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: ЛГУ, 1985. – 265 с.

Конева И.А., Куликова К.А. Эмоциональные особенности младших школьников с расстройствами аутистического спектра // Нижегородский психологический альманах. - 2015. - № 1. - С. 23-27.

Психогимнастика в тренинге/ Под редакцией Н. Ю. Хрящовой. СПб.: Речь, Институт тренинга, 2002. – С. 85-88.

Торндайк Э.  Принципы обучения, основанные на психологии // Бихевиоризм / Э. Трондайк, Дж. Б. Уотсон. – М.: АСТ, 1998. – С. 9-250.

Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 11-28.

Фатихова Л. Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Фатихова Л. Ф. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с.

Jose, C. M., Tiago, F., Sousa, A.A. and Orvalho, V.C. 2011, Interactive technology: Teaching People with Autism to Recognize Facial Emotions, Autism Spectrum Disorders – From Genes to Environment, Prof. Tim Williams (Ed.). P. 299-312.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.