Развитие эмоционального интеллекта обучающихся

5
1
Материал опубликован 20 December 2020 в группе

Развитие эмоционального интеллекта обучающихся Республиканского волонтерского педагогического отряда «Свет» БОУДО УР РЦДОД

Автор-составитель: педагог дополнительного образования БОУДО УР РЦДОД,

руководитель республиканского волонтёрского

педагогического отряда «Свет» - Лаврова Елена Евгеньевна

                                                              «В моей работе важно чувствовать сердцем!»

Способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные – важное условие успешной и благополучной жизни современного человека.

В ходе обучения подростков основам волонтерской деятельности, эмоциональный интеллект имеет первостепенное значение. Волонтёры должны уметь чувствовать, сопереживать, управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Члены Республиканского волонтерского педагогического отряда «Свет» обучаются по трем дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам: «Школа компетенций» «Профессиональные пробы в вожатском мастерстве», «Академия волонтеров».

Эмоциональный интеллект – продукт личной и социальной компетентности. Личная компетентность полностью сосредоточена на внутреннем мире человека, умении его понимать себя и владеть собой, социальная – на взаимодействии с другими людьми, с внешним миром.

Обучение членов волонтерского общественного объединения «Свет» направлено на развитие внутренней личной компетентности (самопознание и умение управлять собой) и внешней социальной компетентности (осознание состояния других и формирование эффективных отношений).

Подростки приобретают навыки четырех категорий. 

Первая категория навыков - важная для современного человека - умение работать в команде, ясно и внятно общаться с другими, объяснять ожидания, активно слушать, влиять и вдохновлять, улаживать конфликты. Люди, которых можно назвать великолепными командными игроками, способны создавать атмосферу общности, показывать другим пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям, что укрепляет моральный дух и чувство единства коллектива.

Вторая категория навыков  - это способность понимать и видеть, что происходит в психологическом плане с другими людьми. Это отклик на чувства и состояние других, способность к сопереживанию, оказанию поддержки и помощи. Стремясь к результативной командной работе, очень важны комфортное самоощущение и общая эмпатия, владение умением распознавать невербальные проявления других членов команды.

Третья категория навыков, которой подростки овладевают в объединении – это знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, а также хорошее знание личных эмоций и их влияния на жизнь.

Четвертая категория навыков  — умение управлять эмоциями, ограничивать их разрушительное влияние на себя, способность выполнять взятые на себя обязательства, поддерживать долгосрочные отношения и меняться в соответствии с обстоятельствами и средой.

Разделы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, которые осваивают обучающиеся, выстроены в определенной логической последовательности, которая предполагает, прежде всего, развитие умений и навыков подростков распознавать, управлять своими эмоциями и чувствами и благоприятно воздействовать на эмоциональное состояние других. Позитивные эмоции и чувства – это «плодородная почва», на которой впоследствии появляются всходы разумного, доброго, общечеловеческого.

Прежде чем, подростки овладеют комплексом умений и навыков волонтерской деятельности, им важно стать принятыми и признанными в своей команде, научиться общаться с членами коллектива, понимая свои сильные и слабые стороны, находя свое сходство и различие с другими людьми.

Программа «Школа компетенций» ознакомительного уровня содержит следующие разделы. Первый раздел - «Рождение коллектива», который включает в себя шесть основополагающих элементов, влияющих на создание работоспособной и сплоченной группы: знакомство, доверие, общение, сотрудничество, готовность учиться, удовольствие. В ходе обучения в рамках данного раздела, подростки, знакомятся, познают индивидуальные и уникальные особенности друг друга, открывают для себя понятия «признание», «различие», «сходство».

Следующий раздел программы – «Формирование команды», в ходе которого обучающиеся учатся ощущать общность, отдавать предпочтение сотрудничеству вместо конкуренции, творчеству вместо стереотипных действий и работать на общий результат. Получить желаемый результат помогают разнообразные психологические упражнения: «Магия нашего имени», «Уникальность каждого», «Найди сходство», «Разговор в двойном кругу», «Учимся понимать друг друга», «Привлекательная группа», «Различия, которые объединяют».

Развитию эмоционального интеллекта способствует и следующий раздел программы - «Навыки эффективной коммуникации», главной целью которого является обучение особенностям взаимодействия с окружающими, исследование процесса «общение». В ходе раздела обучающиеся узнают о функциях вербального и невербального общения, исследуют типичные ошибки в первичном восприятии людей, факторы, играющие роль при формировании впечатления о человеке, овладевают техниками активного слушания, манипулятивной защиты.

В ходе раздела следующего раздела программы – «Личностный рост» с подростками ведется большая работа по самораскрытию и открытию в себе сильных сторон, развитию умения самоанализа и преодоление психологических барьеров, закрепление навыков самоанализа и самовыражения, отработку навыков понимания других людей. Данный раздел предполагает выполнение большого количества упражнений, направленных на тренировку эмоционального интеллекта: «Рисунок музыки», «Мои сильные стороны», «Интервью», «Автопортрет», «Без маски», «Мои слабые стороны», «Я - глазами группы», «Я тебя понимаю» и другие.

Только после громадной работы, направленной на развитие личной и социальной компетентности, начинаются разделы «Лидерство», «Валеологический», «Азы волонтерства», «Актерская грамота», «Волонтерская практика». Другие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы базового и продвинутого уровней устроены по такому же принципу, сначала глубокая психологическая работа над собой, а потом работа по овладению необходимым инструментарием для волонтерской деятельности.

Формами и методами организации занятий обучающихся РВПО «Свет» являются тренинговые занятия, включающие в себя дискуссии, упражнения на взаимодействие в группах через моделирование жизненных ситуаций, «мозговые штурмы», сюжетно-ролевые игры.

Каждое занятие волонтерского общественного объединения «Свет» традиционно начинается и завершается с исследования своего собственного эмоционального состояния. Для этого, обучающиеся посредством разнообразных приемов, игровых технологий учатся транслировать его окружающим. Давая себе отчет в своих эмоциях и чувствах, подростки осознают причину данного состояния и способны отстраниться от них и не углубляться в разрушительные и бесплотные мысли.

В бешеном темпе современного мира обязательств, дел, планов у современного подростка, порой, нет возможности остановиться и задуматься о себе, о причинах негативных эмоций, тревожных мыслей, спонтанных действий.

Отсюда – психологические срывы, конфликтные ситуации, суицидальные намерения. К сожалению, во многих семьях родители не уделяют должного времени работе с состоянием ребенка, акцентируя внимание лишь на формальные результаты учебы в школе.

В обучении членов волонтерского общественного объединения «Свет», напротив, особое внимание уделяется отслеживанию своего эмоционального состояния и умению работать над ним.

На что влияет эмоциональный интеллект и почему без него не обойтись?

Прежде всего, это осознание себя. Подростки с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и учебные показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложных ситуациях. Подростки, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своем состоянии, давая точную самооценку, знают свои сильные стороны и осознают пределы своих возможностей. Они относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о себе.

Эмоциональный интеллект также влияет на способность человека к саморегуляции. Данное умение позволяет подростку брать ответственность за свою жизнь, держать под самоконтролем негативные эмоции, понимая как с ними можно справиться, не обрушивая их на окружающих, и что послужило причиной их появления. Они находят способы контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и даже использовать их на пользу делу. Даже в условиях сильного стресса они остаются невозмутимыми, способны сохранять спокойствие и рассудительность.

Эмоциональный интеллект тесно связан с мотивацией и умением адекватно реагировать на перемены, объединять людей, представлять чужие интересы, делегировать власть и внушать людям веру в лучшее.

Эмоциональный интеллект почти всегда связан с рациональным распределением ресурсов и инициативностью, что очень успешно работает в деятельности системы самоуправления подросткового объединения.

В широком смысле эмоциональный интеллект влияет на способность понимать, что чувствуют и думают другие. Эмпатия — это настроенность на других в любом их состоянии, принятие их настроения, понимание языка и считывание невербальных знаков. Первое, на что влияет эмоциональный интеллект, — на умение опознавать эмоции других и делать из этого выводы. Люди, обладающие способностью прислушиваться к чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет им понимать невысказанные чувства, как отдельных людей, так и целых групп. Такие люди участливо относятся к окружающим и способны мысленно встать на место другого человека.

Осознание себя, саморегуляция, мотивация, эмпатия это социальные навыки,  которые помогают нам лучше понимать людей, направлять их поведение в желаемом направлении, не требовать от себя и других больше, чем в наших силах, не становиться заложниками эмоций, не поддаваться групповому влиянию.

Эмоциональный интеллект помогает объединять людей и инициировать перемены в группе, не вызывая ни у кого негативных чувств, видеть плюсы всех по отдельности, когда требуется достижение общих целей, обмениваться опытом и обучать друг друга.

Эмоциональный интеллект как навык социальный можно совершенствовать всю жизнь. Понимать сложный и неупорядоченный мир, в котором каждый может найти то, что ему нужно, — важный шаг для урегулирования конфликтов, выстраивания гармоничных отношений и управленческого роста.

Эмоциональный интеллект имеет отношение к долгосрочному планированию: выстраиванию приоритетов и целей, стратегическому распределению ресурсов и тактике ближайших действий, к успешной и благополучной жизни современного человека.


Литература

1.HR-Portal, Психология: личность и бизнес.- Режим доступа https://hr-portal.ru/article/emocionalnyy-intellekt-pochemu-opredelyaet-nashu-zhizn-i-kak-nad-nim-rabotat (Дата обращения 13.05.2020)

2.Психологические игры и упражнения/Г.Н. Бояринцева, авт-сост.-Пермь, 2012

3.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие/М.Генезис, 2010

4.Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие/М.Генезис, 2010

5.Программа тренинга эмоционального интеллекта подготовлена педагогом-психологом МБОУ СОШ №34 г.Иркутска Рожковой Н.А.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезную информацию!

22 December 2020