12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Спирюхина Елена Юрьевна37

t1635607219aa.gif


РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ младшего

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С НАРОДНОЙ

ИГРУШКОЙ.

Введение

В программе «От рождения до школы» говорится о необходимости приобщения детей к неприходящим общечеловеческим ценностям.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.

Игрушка – обязательный спутник детства. Народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетиями воспитывала ребенка.

В дошкольной педагогике выполнен ряд работ отечественных и зарубежных педагогов, посвященных исследованию проблемы народной педагогики (Т.И. Бабаева, Н.Д. Бартрам, Г.С. Виноградов, Т.С. Комарова, Е.А. Покровский и др.); определению роли игрушки в воспитании дошкольников (Н.С. Александрова, Г.Л. Дайн, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Л.Г. Оршанский, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, Т.Я. Шпикалова и др.)

Цель работы – изучение возможностей использования декоративно-прикладного искусства в развитии художественной культуры у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – процесс формирования художественной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – развитие художественной культуры у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с народной игрушкой.

Задачи исследования:

Теоретический анализ использования декоративно-прикладного искусства в развитии художественной культуры у детей младшего школьного возраста.

Эмпирическое описание использования декоративно-прикладного искусства в развитии художественной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе ГБОУ №172  г. Казань с детьми младшего  школьного возраста (8-9 лет).

1. Теоретические и методические основы декоративно-прикладного искусства в развитии художественной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Исследования отечественных педагогов истории

развития народных промыслов

Понятие культуры произошло от латинского слова culture, что означает возделывание, обрабатывание, образование, развитие. Современный словарь иностранных слов дают следующую характеристику культуры:

Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей в их взаимоотношениях, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностей; различают материальную и духовную культуру, в более узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни людей;

Степень совершенства, достигнутая в овладении той или иной отраслью знания или деятельности.

Используя материалы ФГТ и программу «От рождения до школы», можно интерпретировать понятие культуры как «совокупность производственных, общественных и духовных достяжений людей».

С точки зрения педагогики «культура есть … не что иное, как мир воплощенных ценностей» (Н.З. Чавчавадзе) [12].

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры.

«Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, – говорил А.С. Пушкин, – определяется отношением к прошлому».

Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности [20].

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков [13].

На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещетки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, кубики, дудки, свистульки, куклы.

В летописях относящихся к 12 веку, содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16-17в.в. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Дымковская слобода, Когрополь, Тула и др. Крупный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское, вотчине Троице – Сергиева монастыря [14].

Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.

Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю [14].


Дымковская игрушка.

В 1174 году в устье реки Хлыновца новгородцы основали город Хлынов, позднее переименованный в Вятку. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков. Вятичи чтили бога Солнца – Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели иметь: фигурки домашних животных и младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «Барыню». [11]

В Вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные.

Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».

Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов зигзагов и полос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого нанесенных по белому фону [14].

Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщенность, декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц – вкусы 19 века.

Гжельская игрушка.

Под Москвой, в Раменском районе, еще в 16веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве и в 18веке достигла наибольшего расцвета. Гжельский промысел сохранился до настоящего времени.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 сантиметров на тему народных сказок, сюжетных и бытовых сценок, а так же детские игрушки (кони, петухи, собаки, кошки и т.п.) [13].

Для гжельских игрушек характерны миниатюрные фигурки людей, птиц и животных с простой и обобщенной скульптурной формой, тонкой окраской и росписью. В них своеобразно сочетались черты реалистической выразительности с большой декоративностью и условностью художественного решения образа.

В городе Скопине Рязанской области вырабатывалось множество различных свистулек: коньков, птичек и кукольная гончарная посуда в виде миниатюрных горшочков, крыночек. Красивы и затейливы скопинские изделия. Скопинские мастера лепили из глины изделия сложной фантастической формы: сказочных птиц, драконов, львов. Причудливость формы и разнообразных лепных украшений при этом уживалось с практическим назначением изделий. Отличительной особенностью скопинской посуды была блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделие. Она получалась при обжиге в горячей печи свинцового порошка, которым покрывали вылепленное, но не обожженное изделие [14].

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, живущие в деревне Гринево Каргопольского района. Персонажи каргопольской игрушки – простые крестьяне, занятые полезным трудом, они пилят, шьют, рубят или отдыхают – пляшут, прогуливаются. С большой теплотой и юмором изображают мастера зверей – оленей, утушек, медведей, коней, собак. Искусство каргопольских мастеров отличается грубоватой, несколько примитивной лепкой фигурок. В них мастера промысла стремятся отобразить суровый характер Русского севера. В росписи по белому фону часто применяются контрастные тона – синий, темно-красный, черный, желтый, розовый [20].

Тематика филимоновских игрушек - свистулек – няньки, барыни, солдаты, всадники, коники, олени, бараны, медведи, птицы. Своеобразна их пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом. Роспись игрушек яркая, броская, обычно в два – три цвета. Излюбленными являются малиновый, зеленый, желтый, реже синий цвета, которые наносятся узкими полосами, елочками, кружками, волнистыми линиями, местами – сплошным покрытием [20].

Красочные фигурки барыни, кормилицы, монахов и другие игрушки производились в бывших Тульской и Курской губерниях. По сравнению с вятскими тульские «барыни» отличались большими размерами, более тонкой и изящной линией силуэта [20].

Тесную связь игрушечного промысла с другими видами художественного ремесла подтверждает тот факт, что в истории игрушки нередки случаи, когда игрушечный промысел возникал неожиданно, «между делом». Так было, например, в Нижегородской губернии с городецкими и семеновскими кустарями, которые издавна прославлялись своими веретенами, ложками, посудой, а среди этих изделий начали изготовлять игрушки.

Городецкие мастера славились конями. Одиночки. Пары. Тройки. Их называли пуреховскими, т.к. обычно продавали в селе Пурехе. Большое значение для сбыта этих игрушек имело то обстоятельство, что неподалеку открылась Макарьевская, а затем Нижегородская ярмарка [20].

Игрушки старались делать как можно наряднее, эффективнее, с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением птиц и коней.

Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещение крупных красочных пятен [12].

Более простые и дешевые кони-каталки изготовлялись кустарями селений Сумино, Яковлево, Лысово и других.

Кроме коней выпускались петухи, куры, утки, куклы, солдатики.

В селении Курцево развивался своеобразный промысел кукол и кукольной мебели, игрушечных прялок, стиральных приборов [12].

Село Богородское стоит на горе среди лесов. Места здесь живописные, вольные. Кругом, куда ни бросишь взгляд, бескрайние русские просторы. Веселые деревянные домики с резными наличниками прячутся среди деревьев, садов и огородов. А в каждом из этих домов можно увидеть забавные деревянные игрушки – фигурки людей и животных, которые заняты повседневными крестьянскими делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай, причем часто делают это вместе крестьянин и медведь, лиса и журавль. Игрушки эти вырезаны из мягких пород дерева: липы, ольхи и осины. Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют цвет натурального дерева, лишь иногда их слегка тонируют морилкой или лаком.

Формы у богородской игрушки резкие, даже немного угловатые, поверхность неровная – сразу видно, где мастер коснулся ее резцом. Однако это не мешает веселым фигуркам быть очень симпатичными и выразительными, глубоко реалистичными [14].

Есть у большей части богородских игрушек еще одна привлекательная особенность – это игрушки «с движением». Это значит, что курочки, стоящие на дощечке, умеют клевать зерно, а дровосеки двигают рукой, когда рубят дрова или пилят дерево. Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает еще более занимательной.

Богородские игрушки издавна были очень разнообразными. Часть из них – неподвижные фигурки, своеобразные небольшие скульптуры. В старину такие фигурки мастер делал из самого лучшего материала. Обычно это были изображения барышень, гусар, господ, купцов, монахов, солдат. Господ и монахов, как правило изображали с иронией. Это сразу видно по глупым или слишком хитрым, подчас карикатурным лицам и толстым животам деревянных скульптур. Правда, к женщинам-красавицам и удалым военным отношение у богородских мастеров было вполне доброжелательным. А вот когда изображали своего брата-крестьянина или умельца-ремесленника, он всегда получался очень симпатичным, даже если был грубоват и комичен.

Федосеевские игрушки получили свое название от имени села Федосеева в Нижегородской области. Оно находится не далеко от всем известной Хохломы. В Федосеево тоже занимались изготовлением деревянной посуды. При этом оставались отходы производства: деревянные болванки, дощечки, щепки. Выбрасывать их было жалко, и сметливые мастера стали делать из них игрушки.

Вырезанные топориком и ножом, федосеевские кроватки, столики, буфеты, пароходы, трамваи, лошадки с санями, ветряные мельницы окрашивали в ярко-лимонный цвет, и по нему наносили красные пятна цветов. В раскраске почти нет вариантов. Но у федосеевской игрушки есть то, что всегда, привлекает к ней детей: праздничность желтого цвета и приближенность ее к быту, к реальным формам предметов. Трамвай хоть и грубо отесан, но в нем есть окна и двери, у буфета открываются дверки, у меленки проворачиваются крылья.

В федосеевской «топорщине» предметы сколочены из отесанных дощечек и лучинок. Формы предметов – квадратные и прямоугольные с прямыми или скошенными стенками. Жесткие формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей острые углы.

Федосеевский игрушечный промысел относительно молод по сравнению с дымковским и богородским промыслами: он возник около 150 лет назад, но и сегодня продолжает существовать и развиватся.

Загорские изделия.

В Сергиевом Посаде промысел художественной обработки дерева существовал еще в 17 веке. Игрушки, вырабатываемые народными умельцами Сергиева Посада, – братины, «красные» ложки, потешные возки – забавляли русских царевичей. В конце 19 века промысел усиленно развивается.

Далее мастера Сергиево Посада значительно расширяют ассортимент игрушек, в том числе налаживают массовое изготовление деревянной точеной матрешки.

Первая матрешка появилась в России в конце 19 века. Она состояла из семи кукол, изображающих девочку в ситцевом сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. Изготовляют мастера матрешку и с выжиганием. В цветовой гамме росписи – красные, синие, зеленые, желтые тона. В узоре – мелкие и крупные цветы, горох, рисунок «турецкие огурцы»; встречаются и скромные геометрические узоры, ягоды малины, вишни или маленькие корзиночки с ягодами в руках у матрешки.

Современные возможности ознакомления старших дошкольников с народной игрушкой. Художественная организация среды в дошкольном учреждении при ознакомлении детей с народной игрушкой

Наличие художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Цель программы «От рождения до школы» – развитие художественно-творческих способностей детей 8-9 лет средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Название программы «От рождения до школы » выбрано не случайно. Исследования материалов ФГТ свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид; снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития детей и способствуют их умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию.

Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство.

Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь. Эти качества, так ярко выступающие в русской народной игрушке, требуют от нас внимательного ее изучения, возрождения народной игрушки, широкого ее использования в педагогической практике.

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир.

Создавая эстетическую развивающую среду как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты, необходимо помнить, что должна включать эта среда:

- Внутреннее убранство помещений учреждения, где живут и воспитываются дети (окраска всех поверхностей: стен, потолков, пола) должна быть спокойных тонов; не создавать яркого цветового фона, с которым бы не вступали в спор мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества;

- Соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей: все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий должны быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом;

- Произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства как важного фактора формирования личности и эстетического отношения [14].

Все больше и больше в наш быт входит народное искусство, искусство рукотворное, облагораживающее быт, делающее его радостнее, уютнее, приятнее для глаза. Детский интерьер, кроме того, должен обогатиться изделиями самодеятельного ремесла воспитателей и, конечно, детей. В этом большая воспитательная сила народного прикладного искусства. Народному, традиционному искусству сейчас придается особо большое значение.

Народные игрушки из дерева и глины уже давно используются как национальные сувениры, как элементы украшения интерьера. Это и понятно, так как для малышей сейчас выпускается огромный ассортимент более легких, красочных небьющихся, оригинальных игрушек. Игрушка из дерева и глины в основном служит дидактическим целям на занятиях, но нередко украшает уголок народного искусства в группе, в зале, методическом кабинете. Если игрушка-образец хорошо видна ребенку, если она с выдумкой, грамотно сочетается с другими (в сюжетной композиции), хорошо освещена, ее эстетическая роль высока. В оформлении уголка народного искусства используются родственные изделиям материалы – ткани (ситец народной набойки, холст, лен), дерево, керамика, соломка и другой природный материал в сочетании с изделиями народного искусства данной местности.

Взрослые и дети должны по-хозяйски создавать и поддерживать эстетику своего быта. Важно приобщать детей к организации интерьера, обращать их внимание на целесообразность и красоту размещения произведений искусства и обстановки. Дети участвуют в уборке помещения, сервировке стола, ухаживают за растениями и животными, следят за порядком и чистотой. В целом программные требования предусматривают воспитание у детей культуры поведения и быта, знакомят с материалами, из которых выполнены вещи, их социальной значимостью и бережным к ним отношением. Но этого мало для полноценного эстетического воспитания.

Важно, чтобы дети и воспитатели умели выполнять оригинальные, красивые и полезные предметы, предназначенные для интерьера.

Декоративно-оформительская работа детей требует соответствующего обеспечения материалами и инструментами.

Включение в среду изобразительных материалов вызывает творческую активность детей; эстетически организованная среда должна включать экспозицию произведений изобразительного искусства (репродукции картин художников, произведения народного искусства, книжной графики, народные игрушки, произведений детского творчества). Последние должны стать неотъемлемой частью интерьера группы, музыкального зала, изостудии, холлов [14].

В групповой комнате должны быть созданы условия для самостоятельной художественно-творческой деятельности – уголок, центр, мастерская и т.д.

Прежде всего, это наличие разнообразных материалов, оборудование места работы. Разнообразие видов деятельности требует широкого ассортимента материалов.

Материал для рисования: бумага, простые карандаши, цветные карандаши, ластик, восковые мелки, пастель, фломастеры, акварель, гуашевые краски, палитра, кисти, баночки для воды, салфетки, подставка для кисти.

Материал для лепки: глина, пластилин, стеки, доска для лепки, печатки для украшения работ, салфетка.

Материал для аппликаций: бумага разной фактуры, картон, клейстер, кисть, клей, ножницы, простой карандаш.

Каждое дошкольное учреждение с учетом рекомендаций создает свою предметно-развивающую среду в силу своих материальных возможностей, в зависимости от склонностей и интересов педагогов и детей. Эстетическая среда должна создавать у детей радостное настроение и способствовать их художественно-творческому развитию.

2. Эмпирическое описание педагогического опыта по использованию декоративно-прикладного искусства в развитии художественной культуры у детей старшего дошкольного возраста


В настоящее время существует множество вариативных программ, пособий, методик по ознакомлению детей с народным и декоративно-прикладным искусством.

В своей педагогической практике по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой, мы использовали программу «От рождения до школы». Данная программа может использоваться как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Цель программы «От рождения до школы» – развитие художественно-творческих способностей детей 6-7 лет средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Основные задачи программы:

Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить с приемами работы народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

Формировать эстетический вкус. Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д.

Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов.

Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.

Представленная в пособии система занятий построена в соответствии с концепцией эстетического воспитания и развития дошкольников. Основные положения данной концепции заключаются в следующем:

Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства;

Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

Создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;

Индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных предпочтений, склонностей интересов; индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий;

Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;

Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;

Использование разнообразных (в том числе игровых) методов и приемов в работе с детьми.

Программа «От рождения до школы» рассчитана на два года обучения. Программа для детей 5-6 лет включает 8 тем: «Знакомство с работой студии», «Народное искусство», «Волшебная Дымка», «Русские народные потешки», «Филимоновские свистульки», «Рисуем отгадки к народным загадкам», «Городецкие цветы» и «Русские национальные сказки».

Программа для детей 6-7 лет включает 11 тем: «Русская народная песня», «Русская вышивка», «Русский народный костюм», «Голубая Гжель», «Русские народные игры», «Пословицы, поговорки и скороговорки русского народа», «Золотая хохлома», «Русская матрешка», «Жостово», «Народные промыслы родного края» и «Сказки».

Для проведения практических занятий нами были выбраны некоторые темы.

1. Тема «Волшебная Дымка» состоит из занятий:


t1635607219ab.jpg

Дымковские игрушки»,

«Рисование дымковских узоров»,

«Лепка и роспись дымковской уточки»,

«Лепка и роспись дымковского коня»,

«Лепка и роспись дымковской барышни».

Программное содержание. Познакомить детей с дымковской игрушкой. Рассказать детям о происхождении данного промысла (г. Вятка). Закреплять знания детей о декоративных элементах дымковской росписи: точки, круги, полосочки, прямые и волнистые линии. Учить украшать бумажные силуэты элементами дымковской росписи в соответствии с формой предмета. Формировать умение лепить дымковские игрушки из глины и пластилина. Учить расписывать объемные игрушки, вылепленные из глины или пластилина. Развивать умение выполнять сюжетные композиции.

t1635607219ac.png


2. Тема «Филимоновские свистульки» состоит из занятий:

«Знакомство с творчеством филимоновских мастеров»,

«Рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов»,

«Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек»,

«Лепка и роспись филимоновской красавицы»,

«Лепка и роспись курицы-свистульки».

Программное содержание. Познакомить с филимоновской игрушкой. Рассказать детям о происхождении промысла (д. Филимоново Тульской области). Закреплять знания о декоративных элементах филимоновской росписи: точки, круги, полосочки, елочки, солнышко. Закреплять знания о цветовой гамме филимоновской росписи: желтый, зеленый, синий, красный и малиновый цвета. Учить украшать бумажные силуэты элементами филимоновской росписи в соответствии с формой предмета; называть отличительные особенности филимоновской и дымковской игрушки. Формировать умение лепить филимоновские игрушки из глины и пластилина. Учить расписывать объемные игрушки, вылепленные из глины или пластилина; выполнять сюжетные композиции.


t1635607219ad.jpg

3. Тема Городецкие узоры состоит из занятий:

- «Ознакомление с городецким промыслом»,

«Рисование купавки, розана и листочка»,

«Рисование городецких птиц»,

«Рисование городецкого коня».

Программное содержание. Познакомить с городецким промыслом. Рассказать детям о происхождении данного промысла (г. Городец Нижегородской области). Расширять представления об элементах городецкой росписи: листики, купавки, розаны и т.д. Учить выделять характерные особенности данного промысла (цветы, листья, птицы украшаются «оживкой»). Формировать умение выполнять декоративные элементы городецкой росписи. Учить расписывать бумажные силуэты. Закреплять навыки работы с палитрой и умение составлять оттенки цветов, смешивая цветную гуашь с белилами. Формировать представления о стилизованных формах народной росписи.

Художественно-творческая деятельность детей 6-7 лет.

4. Тема «Голубая Гжель» состоит из занятий:

t1635607219ae.jpg

«Ознакомление с гжельской керамикой»,

«Рисование элементов гжельской росписи»,

«Лепка и роспись гжельских изделий».

Программное содержание. Познакомить детей с историей гжельского промысла. Рассказать детям о происхождении данного промысла (п. Гжель Раменского района Московской области). Воспитывать уважение к народным мастерам. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы гжельской росписи: точки, тонкие и широкие линии, капельки, цветы, птицы и т.д. Учить расписывать гжельскими узорами различные бумажные силуэты. Знакомить со способом лепки скульптуры малых форм. Закреплять умение украшать глиняные изделия гжельскими узорами.

5. Тема «Русская матрешка» состоит из занятий:

- «Путешествие с матрешкой»,

- «Копирование матрешек сделанных в Сергиевом Посаде (Загорске)»,

- «Копирование матрешек сделанных в городе Семенове»,

- «Роспись полхов-майданских игрушек-тарарушек».

Программное содержание. Знакомить детей с разнообразием русской матрешки. Показать характерные особенности сергиевопосадской, семеновской и полховмайданской матрешки. Формировать эстетическое отношение к русскому сувениру – матрешке. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.


Заключение


Проделанная нами опытно-экспериментальная работа позволяет сделать следующие выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческое деятельности, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

В процессе работы с детьми мы стремились к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

В работе мы большое внимание уделяли формированию критериев эстетической значимости объекта. Это дало в итоге сформировать у детей умение следовать канонам, традициям в изображении и умение привносить элементы нового в художественную деятельность. Предложенный художественный материал понятен и доступен детям.

За время работы опыт детей в изобразительной деятельности обогатился новыми средствами создания художественного образа. Рисунки детей стали ярче, выразительней, композиционно более законченными, благодаря умению применять в своих работах характерные черты стилевой народной росписи. В работе с детьми было видно, что объем, содержание конкретных знаний об особенностях той или иной народной росписи влияют на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности. Например, чем полнее, детальнее проводит ребенок сравнение, находя сходства и различия между дымковской и филимоновской игрушкой, тем больше его узор насыщен характерными деталями этих росписей. И тем более он свободен в проявлении творческой активности, тем смелее привносит новые вариации в стилевой орнамент.

Дети вообще с большим интересом откликаются на предложение выполнить рисунок, вылепить игрушку и подходят к выполнению задания с интересом и всей детской ответственностью. Вкладывают в свой труд все свои знания, умение, все старание, проявляют фантазию.

Предлагая детям на выбор различные материалы, свободу действий с ними, ничем не ограничивая самостоятельность детей, лишь помогает, поддерживает интерес к творчеству, показывает разнообразные возможности применения знаний. В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа.

От этой работы дети получали большое эмоциональное удовлетворение, потому что детский рисунок приобретает нарядный праздничный вид и выглядит эстетически привлекательно.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Русская народная игрушка – яркая, самобытная; тесно связана с народным искусством.

Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

Игрушка несет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа.

Игрушка учит видеть и понимать окружающую жизнь.

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Проделанная нами опытно-экспериментальная работа позволяет сделать следующие выводы:

1) народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческое деятельности, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

2) расширился спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.

Знакомство с народной игрушкой, разнообразие художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволило с успехом решить задачи развития личностных качеств и художественной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы​​​​​​​

Антонова А.В. Дошкольное детство. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сборник научных трудов – М., 2005.

Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской. – М., 2000.

Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей дошкольников. – М., 1999.

Жилкова В.Ф. Проблема воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста : Квалификационная работа. – М., 2003.

Закон РФ «Об образовании». – М., 1992, 2000.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1997, 1999.

Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М., 2000.

Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. – Шуя, 1994.

Курандина А.В. Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей 5-6 лет : Квалификационная работа. – М., 2003.

Маерова К., Дубинская К. Русское народно-прикладное искусство. – М., 1990.

Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 1997, 2000.

Нудженко Т.В. Возможности народной игрушки в математическом развитии ребенка дошкольника : Квалификационная работа. – М., 2003.

Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – М., 1895.

Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2005.

Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М., 2003.

Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994.

Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования. – М., 2006.

Широкова Е.И. История игрушки (историко-педагогический анализ) : Квалификационная работа. – М., 2003.

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М., 1996.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2002.


Приложение 1


Студия оформлена для проведения интегрированного развлечения «Веселая ярмарка». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских»:

1-я группа – филимоновские мастера;

2-я группа – дымковские мастера;

3-я группа – хохломские мастера;

4-я группа – городецкие мастера;

5-я группа – полхов-майданские мастера;

6-я группа – гжельские мастера;

7-я группа – мастера по изготовлению матрешек.

В горнице сидит хозяйка и поет песню «На улице дождик…». Входят дети в русских костюмах и встают около хозяйки, затем здороваются и низко кланяются.

П е д а г о г . Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Х о з я ю ш к а . Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба простая, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

В е д у щ а я . Да, мы специально пришли помочь. Правда, ребята? Давайте приниматься за работу. Делу время, потехе час.

Звучит русская народная мелодия. Дети проходят в «мастерские», садятся за столы и начинают работать; вспоминают и произносят пословицы и поговорки о труде, загадывают загадки.

Была бы охота, заладится любая работа.

Что посеешь, то и пожнешь.

Не будет скуки, когда заняты руки.

Делаешь наспех – сделаешь на смех.

Птицу узнают в полете, а человека в работе!

Недаром говориться, что дело мастера боится.

Упорство и труд – все перетрут.

Кто первый в труде, тому слава везде.

Труд человека кормит, а лень портит.

Ремесло не коромысло, плеч не тянет.

Без труда не вынуть рыбку из пруда.

Каков мастер, такова и работа.

Дети приступают к росписи изделий.

В е д у щ а я . Вот мы сейчас посмотрим, как работают наши мастера (подходит к филимоновским мастерам).

П е д а г о г .

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Нравились ребятам.

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

1 - й р е б е н о к .

С переливами поет, утром будит весь народ.

Золотистый гребешок гордо носит …

(Петушок)

2 - й р е б е н о к .

Вот индюк нарядный.

Весь такой он складный.

У большого индюка.

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

3 - й р е б е н о к .

Конь бежит – вся земля дрожит,

В поле травушка-муравушка ничком лежит.

В е д у щ а я . А что нам расскажут про свои игрушки дымковские мастера?

П е д а г о г .

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

А затем пустимся в пляс.

1 - й р е б е н о к .

Хороша игрушка расписная,

Вся поет бесхитростно светла.

И видна мне радость молодая

Ставшего искусством ремесла.


2 - й р е б е н о к .

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету

В фигурки яркие вложил?

Сегодня игрушек сверкающий ряд

Выходит на свет показать свой наряд.

3 - й р е б е н о к .

Конь домчит до карусели.

На седло залез Емеля.

Влез, встал, засвистал –

Засвистал, поскакал.

4 - й р е б е н о к .

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

В е д у щ а я . А вот и хохломские мастера.

П е д а г о г .

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши –

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала словно память:

Зорь червонные лучи,

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

1 - й р е б е н о к .

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Бочата, ложки, самовары,

Поставцы, розетки, чаши.

Покупайте хохлому нашу!

2 - й р е б е н о к .

На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь!

Ложки золоченые, узоры крученые!

3 - й р е б е н о к .

Налетайте, налетайте, покупайте, покупайте!

Нет изделий краше хохломы нашей!

В е д у щ а я . Послушаем, что скажут нам мастера, которые делают матрешек.

П е д а г о г .

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую –

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

В ней живет шестая.

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд.

Сестры-куколки стоят.

Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы: – «Восемь!»

1 - й р е б е н о к .

Мы матрешки, мы кругляшки.

Мы все лаковые, одинаковые.

Как плясать пойдем –

Только пыль столбом.


2 - й р е б е н о к .

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

3 - й р е б е н о к .

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

4 - й р е б е н о к .

Словно репка она крутобока.

И под алым платочком для нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

5 - й р е б е н о к .

Подходите, подходите.

На товары поглядите.

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка.

И не кольца, и не брошки,

А веселые матрешки.

В е д у щ а я . А что нам скажут про свои изделия гжельские мастера?

1 - й р е б е н о к .

Синие птицы по белому небу.

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

2 - й р е б е н о к .

Синяя сказка – глазам загляденье.

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье.

Русская звонкая Гжель!

В е д у щ а я . А чем занимаются полхов-майданские мастера?

1 - й р е б е н о к .

Взял я в руки кисть и краски,

Стал волшебником из сказки.

На матрешке яркий сарафан

Расписал под Полховский Майдан.

2 - й р е б е н о к .

На кургане пышно маки расцвели.

Украшение для всей родной земли.

А на Полховском Майдане детвора

Мастерит игрушки с самого утра.

В е д у щ а я . А в этой мастерской работают городецкие мастера. Послушаем, что они расскажут о своем промысле.

1 - й р е б е н о к .

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

2 - й р е б е н о к .

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают.

И кувшинки расцветают.

В е д у щ а я . Вот и закончили свою роспись народные умельцы. Кончил дело – гуляй смело! Солнце разгорается, наша ярмарка открывается. Всех на ярмарку зовем!

Звучит русская народная мелодия «Хоровод», дети проходят в ворота на ярмарку и садятся на стульчики. Выходят Фома и Ерема.

Ф о м а . Здравствуй, брат Ерема.

Е р е м а . Здравствуй, брат Фома.

Ф о м а . Куда путь держишь?

Е р е м а . На ярмарку иду.

Ф о м а . На работу так позади последних, а как на ярмарку – наперед первых. А кто же тебе про ярмарку-то сказал?

Е р е м а . Кума сказала.

Ф о м а . А кума откуда знает?

Е р е м а . Кума все знает, что на свете делается. Другой раз дело еще не сделалось, а кума куме уж о том на ухо шепчет. А нашепчутся две кумы, весь мир узнает. А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?

Ф о м а . Бывал…

Е р е м а . Велика?

Ф о м а . Не мерял.

Е р е м а . Сильна?

Ф о м а . Не боролся.

Е р е м а . А кого ты на ярмарке видел?

Ф о м а . Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у ней узенькие, а лоб широкий.

Е р е м а . Это ведь медведь был.

Ф о м а . Какой там медведь? Я прежде медведя знавал, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Е р е м а . Да это же волк.

Ф о м а . Все ты, брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает, от собак убегает.

Е р е м а . Это заяц.

Ф о м а . Какой там заяц. Я прежде зайца видал. Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетывает да почирикивает.

Е р е м а . Да это горностай. И байки, брат Фома, сказывать-то перестань. Давай лучше небылицу споем и вместе на ярмарку пойдем.

Фома и Ерема поют небылицу «Как у нашего овса». Затем проводятся аттракционы: «Кто сильнее?», «Кто скорее?», «Гири-гантели», «Перетягивание каната» и «Тачка» (соревнуются дети, разделившись на две команды: «Соловушки» и «Веснушки»). Затем ведущая приглашает детей исполнить песню с движениями «Купим мы, бабушка…»

В е д у щ а я .

Вдоль ярмарки во конец

Шел удалый молодец.

Не товар продавать.

Себя людям показать.

В это время звучит народная мелодия «Коробейники» и входит коробейник.

К о р о б е й н и к .

Ложки, ложки, расписные ложки,

Кто хочет поиграть немножко?

Коробейник раздает детям деревянные ложки. Оркестр ложкарей исполняет русскую народную мелодию.

В е д у щ а я . Собирайся, народ, мастер торговать идет!

Дети предлагают гостям купить у них народные изделия. После этого коробейник предлагает свой товар для продажи. На вырученные «деньги» дети покупают у него баранки, петушков на палочке, пряники. В заключении праздника проводится общая пляска под песню «Россеюшка моя» («Золотое кольцо»). Дети приглашают взрослых на пляску.

В е д у щ а я .

Солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась.

Дети прощаются с гостями и под музыку уходят из зала.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.