Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

0
0
Материал опубликован 1 May 2020

Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Известно, что незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов возбуждения и торможения, трудности в построении сложных условных связей, отставание в формировании систем межфункциональных связей) обусловливает специфику нарушений речи детей с ЗПР, преимущественно носят системный характер и входят в структуру дефекта. Выделяют общее недоразвитие речи - это особая форма аномального речевого развития, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетической и лексико-грамматической. У детей с ЗПР наблюдается значительное расхождение между величиной активного и пассивного словаря, особенно это касается слов, обозначающих качества и отношения. Небольшая часть слов употребляется необоснованно, часто, в то время как другие имеют низкую частоту употребления. Большинство слов, помогают дифференцированно обозначать свойства окружающего мира, в речи ребенка отсутствуют.

Недостаточно слов, обозначают общие понятия, и в то же время мало слов, которые конкретизируют те понятия, раскрывающие их сущность. Осложнена активизация словарного запаса, дети испытывают трудности в произвольном оперировании словам, даже с относительно простыми значениями. Особая сложность возникает при использовании существительных с абстрактными значениями и относительных прилагательных. Она проявляется в переосмыслении или преобразовании этих слов в более конкретные, придумывании с ними бессмысленных словосочетаний.

Грамматический состав речи также отличается рядом особенностей: ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи; ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение. Основные проблемы касаются формирования связной речи: дети не могут перевести небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных рисунков, описать наглядную ситуацию, им не доступен творческий рассказ. При ЗПР отмечается слабость словесной регуляции действий. Поэтому действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало влияет на его деятельность. Ребенок не может последовательно выполнить те или иные интеллектуальные операции, не замечает своих ошибок, теряет смысл конкретной задачи, легко переключается на побочные, несущественные раздражители, не может затормозить побочных ассоциаций.

Кроме общего недоразвития речи выделяют задержку речи, при которой обычно не предусматриваются выраженные морфологические изменения в ЦНС. Нарушение часто имеют обратный нейродинамический характер.

Многочисленные исследования показывают, что у детей с ЗПР имеют место отставание во всех компонентах структуры мышления. Определено, что при ЗПР наблюдается мозаичная дефицитность отдельных корковых и подкорковых функций: гнозиса, праксиса, речи. В наглядно-образном мышлении заметные трудности при оперирование образами-представлениями, несовершенство пространственной ориентации, недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности. Эти исследования дают основания предполагать, что наглядно-образное мышление у детей с ЗПР формируется с задержкой и даже с учетом потенциальных возможностей развития не достигнет нормы вследствие недостаточной ориентировочно-исследовательской деятельности, умение устанавливать существенные ситуационные связи между предметами и развитием речи.

Наглядно-действенное мышление у детей с задержкой психического развития наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте, что имеет место и при нормальном развитии, однако несколько отстает, и это проявляется при решении относительно сложных задач наглядно-действенного типа.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что эта деятельность связана с решением проблемной ситуации, той или иной задачи. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны.

В большинстве дошкольников с задержкой психического развития прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимого для успешного решения поставленного перед ними интеллектуального задания.

Аналогичная картина выявляется при изучении процесса обобщения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой развития отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Здесь проявляется трудность усвоения ими специальных терминов. Это относится и к видовым понятиям. В некоторых случаях дети с ЗПР хорошо знают объект, но не могут вспомнить его название.

В общем виде можно сказать, что родовые понятия у детей с ЗПР носят диффузный, плохо дифференцированный характер. Большинство детей хорошо владеют элементарными формами классификации. Распределение по группам простых геометрических фигур на основе выделения одного из признаков (цвета или формы) не представляет для них особого труда, они справляются с этой задачей почти так же успешно, как и дети, нормально развивающиеся. Незначительное число ошибок, допускаемых ими, объясняется недостаточным вниманием и недостаточной организованностью в процессе работы.

При классификации сложного геометрического материала продуктивность выполнения работы несколько снижается. Лишь немногие выполняют такое задание безошибочно.

Уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в большинстве своем такой же, как и в норме; исключение составляют дети с выраженной задержкой психического развития. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них нужно стимулирующую помощь, а другим нужно просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. В целом же развитие этого уровня мышления идет наравне со сверстниками, нормально развивающимися.

Словесно-логическое мышление - самый высокий уровень умственного процесса, и здесь показатели успешности резко падают. И все же среди этих детей есть такие, в которых уровень развития этого вида мышления соответствует норме. В большинстве случаев детям мешает бедность понятийного словаря и неумение устанавливать логическую связь или понять взаимоотношение предметов и явлений. Словесно-логическое мышление у этих детей еще не развито, можно сказать, что оно только начинает свое развитие.

Затруднения, которые испытывают дети, связаны прежде всего с тем, что к началу школьного обучения они еще не обладают в полной мере теми интеллектуальными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Речь идет о анализе, синтезе, сравнении, обобщение и абстрагировании (отвлечении). Так, при самостоятельном анализе предложенных им для описания объектов дети с задержкой психического развития выделяют значительно меньше признаков, чем их сверстники, нормально развивающиеся.

Аналогичная картина наблюдается и при выполнении заданий на обобщение различных объектов, а также на абстрагирование какого-то заданного признака предметов.

Ход самостоятельного выполнения предложенных детям с ЗПР заданий на обобщение существенно отличается от того, который наблюдается у учащихся как массовой, так и вспомогательной школы. Различия между детьми с задержкой психического развития и их сверстниками, которые нормально развиваются, выступают особенно ярко при сопоставлении используемых теми и другими способов действия, например, при выполнении задания на распределение по группам множества картинок с изображенными на них предметами.

Дети с задержкой психического развития, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, к 4 классу начинают решать задачи наглядно-действенного характера на уровне их сверстников, которые нормально развиваются. Что касается задач, связанных с использованием словесно-логического мышления, то они решаются детьми данной группы на гораздо более низком уровне.

Таким образом, одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание проявляется в наибольшей степени при решении задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Меньше в них отстает в развитии наглядно-действенное мышление.

Такое значительное отставание в развитии мыслительных процессов убедительно говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.



Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации