Методический материал «Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы»
Развитие словесного творчества в игре у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы
Общеизвестно, что роль воздействия художественной литературы на развитие речи ребенка очень велика. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительность средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Дошкольник первоночально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц. На основе анализа литературного произведения дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.
Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе поэтического слуха. Но само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений детей.
Словесные игры занимают особое место в жизни ребенка. Такие игры требуют богатого воображения, творчества, мыслительной дерзости. Но ведь не зря К.И.Чуковский называл детей «гениальными лингвистами». Такие известные поэты как С.Я.Маршак, Б.Заходер, И.Токмакова, М.Яснов дарят детям радость интеллектуального торжества: «Я знаю, как правильно!»; «Я знаю, так нельзя, и поэтому смешно!». Велика польза от чтения смешных стихов со словесной и звуковой путаницей: развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической и лексической норме, воспитывается чувство юмора.
Дети – великие имитаторы и великие творцы, поэтому им очень нравится словообразовывать слова с подражаний. Поэт Михаил Яснов написал об этом стихи.
Можно пригласить детей к сотворчеству: придумать продолжение стихов или сочинить свои собственные.
Я придумываю фамилии.
Утенок – Уточкин!
Цыпленок – Курочкин!
Щенок – Собачкин!
Жеребенок – Клячкин!
Барашек – Овечкин!
А я? – Человечкин!
Я учу котенка.
Мой котенок – черноушка.
Назову его – Чернушка.
Мой котенок – рыжеспинка.
Назову его – Рыжинка.
Белый хвостик как кудряшка,
Назову его Беляшка.
Мой котенок так старается,
Имя учит – и мяучит!
Игра.
Ерш – ершится,
Петух – петушится,
Лайка – лает,
Змея – змеится…
Что ж получается:
Лягушка – лягается?
Про мамонтов.
Мамонт и папонт гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт лежали на печке.
А внучонт сидел на крылечке
И свертывал хобот в колечки.
И, взяв на колени тетрадь и пенал,
Пыхтел и стихи сочинял.
У поэта С.Погореловского есть стихи, после прочтения которых детям можно предложить сочинить стихи про свою любимую еду.
Воронята – у ворон.
У слонов – слонята.
А у наших макарон
Есть макаронята.
И побольше, и поменьше,
И мальчишки –макаронцы,
И девчонки – макаронши.
Макаронников папаша
Их в дорогу снаряжает.
Макарониха – мамаша
Их в тревоге провожает:
- Вы пройдитесь белым светом
По извилистой дорожке,
Только помните при этом,
Ребятишки – макарошки:
И гориллы, и гагары,
И барбосы, и вороны,
И Марины, и Макары
Обажают макароны!
В играх «Загадай рифму» предложение: «Назовите их словами с похожими «хвостами», - развивает у детей чуткость к слову, языковое чутье. На столе разложены различные предметы, игрушки, которые можно соединить попарно: Книжка – мишка, платок – молоток и т.д.
Погремушка – мушка, пушка,
И подружка-хохотушка,
И старушка-говорушка,
И кукушка, и лягушка,
И. наверно, колотушка,
Тушка, сушка, хрюшка, брюшко,
И, конечно же, ватрушка…
Вот такая вот петрушка!
А стихотворение И.Токмаковой помогает находить точное слово в построении высказывания. Смешные, неправильные слова не запутывают детей, а служат, по выражению К.И.Чуковского, «самоэкзаменом собственных умственных сил».
Путаница.
На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать – опять невпопад.
Держись, дорогой леопад!
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард!
Медвежонок.
Мишка в улей влез,
И вот – с лапы каплет сладкий мед!
Я над ним смеяться начал:
«Медвежонок насвинячил!»
- Что за шутки! – тот ответил. –
Я – медведь! Я – намедведил!
М.Яснов.
Игра «Достань слово из корзинки».
Прошла по городу молва,
Что будто новые слова
В корзинке этой есть.
Кто их найдет – тому и честь!
Вынимая из корзинки игрушку, предложить детям угадать новое слово, задуманное воспитателем, которое очень редкое, но встречается в сказках. Например, из корзины достать медведя. Дети называют слова: мишка, медвежонок, медведица. Но ответ: медведюшка. Затем предлагается детям по очереди самим задумывать редкое слово, вынимая игрушку из корзины и принимать ответы других детей.
Прекрасно, если ведущий владеет искусством импровизации. Оно украсит игру, поможет проявить находчивость, сообразительность тому, кто «по ту сторону» игры.
Литература.
«Занимательное азбуковедение.»,составитель Волина В.В., Москва
«Просвещение»1991г.
Любина Г. « Приглашение к творчеству»,журнал «Ребенок в детском саду», № 1, 2003г.,26 стр.
Пикулаева Н.В. «Слово на ладошке», Москва «Новая школа» 1994г.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой». Москва, «Сфера» 2004г.