Л.В. Латыпова
к.э.н., доцент кафедры менеджмента
Сургутский государственный педагогический университет
Развитие и размещение лесного сектора экономики
Реализация общенациональных целей развития и размещения лесного сектора экономики во многом определяется правами собственности на лесной фонд. Фактически в настоящее время сложилось три категории собственности на лесные земли: государственная собственность, частная собственность (лесные угодья, полученные фермерами в качестве земельного пая) и общедоступные ресурсы. Государственная собственность предполагает исключительное право государства распоряжаться лесным фондом либо путем использования его государственными предприятиями, либо путем передачи его в аренду. Теоретически государственная собственность на лесные ресурсы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами собственности. К преимуществам относятся разработка и реализация единой государственной программы развития лесного хозяйства: удовлетворение спроса населения на коллективно потребляемые функции лесов (средозащитные и социальные услуги лесного хозяйства); финансирование проектов по улучшению качественного состава и повышению продуктивности лесов, которые характеризуются длительным сроком окупаемости.
Государственное управление лесами всегда остается основой реализации лесной национальной политики. Значительная часть функций лесов не может стать объектом частной собственности или собственности групп населения, а должна принадлежать обществу и управляться государством. Это относится к недревесным полезностям леса (побочное пользование, рекреация), права, на использование которых население не уступит частникам.
Применительно к государственным лесам происходит определенное отчуждение владельца от объекта собственности. Заинтересованность собственника и его ответственность за долгосрочные результаты лесохозяйственной деятельности составляют главную проблему при формировании системы рыночных отношений в сфере воспроизводства лесных ресурсов. В настоящее время набирает силу процесс сдачи лесов в долгосрочную аренду. При этом, мы считаем, необходим жесткий контроль со стороны властей за деятельностью арендаторов: за качеством работы при вырубке леса, очистке лесосек, за восстановлением лесов на пройденных рубкой площадях, за деятельностью по охране от пожаров. Обсуждается вопрос о предоставлении лесов в концессию. Многообразие форм собственности на лес теоретически может обеспечить баланс интересов различных социальных слоев, что является важнейшей предпосылкой устойчивого развития лесных ресурсов.
Обеспечение рационального размещения производства является более сложной задачей в рыночных условиях, чем при плановой экономике. С целью объединения усилий в преодолении экономического кризиса и перехода к устойчивому развитию лесопромышленного комплекса стали создаваться вертикально-интегрированные структуры, включающие лесозаготовительные, деревообрабатывающие, целлюлозно-бумажные предприятия. В качестве таких структур в лесопромышленном комплексе появились вертикально-интегрированные, их деятельность в значительной степени влияет на рациональное размещение предприятий. К наиболее крупным, занимающимся заготовкой и переработкой древесины в Российской Федерации, относятся: «Илим Палп Энтерпрайз»; «Континенталь Менеджмент»; «Группа Титан»; «Национальная Лесоиндустриальная Компания»; Группа компаний «Свеза»; Группа компаний «Фокс».
Новые условия хозяйствования существенным образом отражаются на методике размещения производства. Такой переход, с одной стороны, требует всемерного учета накопленного в советской экономике опыта размещения производства, притом как положительного, так и отрицательного. С другой стороны, включение предприятий лесной промышленности в мировое экономическое пространство в значительной степени способствуют изменению приоритетов в размещении производства.
В этой связи важно учитывать, что для рыночной экономики характерен преимущественно децентрализованный характер размещения производства, основанного на частной собственности на средства производства. Ведущая роль частного сектора в рыночной экономике, как правило, выражается в его наибольшей доле в объеме производимых жизненных благ. Частному сектору присуща коммерциализация деятельности, т. е. ориентация на получение прибыли в размере, достаточном для нормального развития предприятий. При этом ответственность за риск и всевозможные потери, прежде всего связанные с нерациональным размещением производства, в рыночной экономике несет не государство, а собственник или собственники предприятия.
В таких условиях предпринимателям важно знать и тем более не игнорировать, традиционные факторы производства. Однако важно и другое: частная собственность в демократическом, гражданском обществе является неприкосновенной. Россия ориентируется на создание такого общества. Вот почему никто не вправе использовать волевые методы для размещения частных предприятий там, где их собственники не считают размещение целесообразным.
Следует, однако, учитывать, что в размещении производства на тех или иных территориях страны может быть заинтересовано общество в лице государства. В таких случаях в рыночной экономике находит применение совокупность стимулирующих мероприятий. К ним, как правило, относятся различные средства косвенного воздействия на производство: налоговые льготы и стимулирующая налоговая практика, система законодательных мер, направленных на предпринимательство, и другие.
В случаях, когда государство применяет стимулы размещения производства на территориях, не имеющих статуса свободных экономических зон, потенциальным инвесторам необходимы надежные гарантии в сохранении особых благоприятных условий предпринимательской деятельности на достаточно длительную перспективу. Вот почему собственники капитала, являющиеся будущими инвесторами, обычно заинтересованы в стабильности экономического курса страны и политической ситуации в ней.
Процесс размещения производства всегда порождает проблему обеспечения сбалансированности различных групп общественных интересов. К таковым можно отнести, например, помимо интересов собственников предприятий, интересы регионов, государства, конкретных групп населения, общества в целом. Важную роль в обеспечении сбалансированности интересов по поводу размещения производства должно играть государство. Оно обязано создавать правовую основу размещения производства и контролировать ее соблюдение.
Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечить большую эффективность производства, получить максимальную массу прибыли при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. Особенно большое значение имеют комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива.
Комплексность хозяйства регионов обеспечивает укрепление экономических связей между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и сферой услуг. Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий является необходимым условием эффективного размещения производства в условиях рыночной экономики. Регионы страны имеют различные экономические, природно-ресурсные и исторические условия и особенности, разные уровни экономического развития. Поэтому каждый регион может формировать свою, присущую только ему рыночную специализацию экономики и на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами.
На современном этапе экономического развития в условиях становления и развития рынка особенно важно дальнейшее совершенствование разделения труда между регионами путем объединения и согласования их трудовых усилий, правильного сочетания интересов государства с интересами каждого региона любого ранга. Вопросы создания новых крупных хозяйственных объектов требуют рассмотрения в масштабе всех субъектов Российской Федерации, утверждения специальных программ.
С нашей точки зрения недостаточно разработана в региональном разрезе методика размещения лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, не отработаны рыночные механизмы, что ведет к ухудшению использования лесов как с эколого-экономической, так и с социальной точки зрения. Научное решение перечисленных проблем позволит улучшить размещение предприятий лесной промышленности в регионе.
Литература
Воевода И.Н. Лесная и лесоперерабатывающая промышленность Сибири. – Новосибирск: Наука, 1980. – 320с.
Экономическое развитие России: региональный и отраслевой аспекты. Вып. 4. Под ред. Е.А. Коломак, Л.В.Машкиной. – Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2003. – 288с.
Писаренко А.И., Страхов В.В. О лесной политике России. – М.: Юриспурденция, 2001.- 160с.
Писаренко А.И., Страхов В.В. Лесное хозяйство России: От пользования – к управлению. – М.: ИД «Юриспурденция», 2004.- 552с.