Мастер-класс «Развитие интереса и творческих способностей у детей младшего школьного возраста путем использования нетрадиционных техник рисования на занятиях Изостудии»
«Развитие интереса и творческих способностей у детей младшего школьного возраста путем использования нетрадиционных техник рисования на занятиях Изостудии»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А.Сухомлинский.
В учреждениях дополнительного образования имеются большие возможности для развития познавательного интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей детей младшего школьного возраста, так как занятия проводятся в самых разнообразных, более свободных формах, нежели в школе.
Чтобы развить интерес учащихся к изобразительной деятельности, следует учесть те моменты, которые привлекают внимание детей, заставляют их мыслить, переживать, творчески овладевать знаниями и умениями.
Но, в то же время, нужна строгая дозировка технических средств, наглядных пособий и занимательного материала. К.Д. Ушинский, например, выступал против того, чтобы весь учебный процесс с детьми младшего школьного возраста строился только на интересе и занимательности. «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в учении, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает…». На своих занятиях я стараюсь научить детей умело сочетать в работах нетрадиционные техники рисования с традиционными.
Развитию интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей способствуют занятия по изучению различных техник: печатание сухими и живыми листьями (оказывается, что обычный, казалось бы лист (клена, тополя, дуба или березы) может превратиться в инструмент для художественного творчества не хуже, чем кисточка), пальцами и кистями рук (удивительное использование пальчиков и ладошек для рисования восхищают детей, тем самым вызывают стремление заниматься таким интересным делом), кляксография (оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят), монотипия (это один из самых волшебных жанров рисования, нечто среднее между живописью и графикой, она дает ребенку уникальную возможность свободы самовыражения), живопись мятой бумагой (это презанятная нестандартная техника рисования, сродни печатанию штампиками), граттаж (или техника царапанья, это французская техника рисования )и техника отпечатка с гладкой поверхности. Дети с удовольствием создают маленькие сувенирные открытки, пользуясь только гуашью, кистью и ватными палочками. Именно этому я сегодня научу и вас.
МАСТЕР-КЛАСС.
A. На любой поверхности, которая не впитывает краску (например, обычном протвине), сделайте прямоугольную рамку (под размер листа бумаги) из скотча или изоленты.
B. Нанесите на поверхность ровным слоем краску. Нарисуйте ватной палочкой какой-нибудь рисунок. Снимите скотч.
C. Приложите лист бумаги. Отпечаток готов!
Благодарю вас за плодотворную работу. А сейчас я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.