Проект на тему «Повышение интереса обучающихся к предметам естественно-научного цикла через внеурочную деятельность»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алексеевская средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.С. Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Разработка проекта на тему: «Повышение интереса обучающихся к предметам естественно-научного цикла через внеурочную деятельность»
Матвеев Николай Владимирович учитель физики и математики первой квалификационной категории
Цель проекта: Профилактика наркотической и алкогольной зависимости подростков через вовлечение в техническое творчество.
Угроза распространения наркомании необходимо рассматривать с нескольких сторон и выделять основные отрицательные моменты. Первая и основная на мой взгляд – это угроза «здоровому» обществу, т.е. сохранению тех моральных и этических устоев в нашем государстве, которые складывались веками, спокойствие за свою жизнь и жизнь окружающих тебя людей. Вторая причина – это здоровье самого подростка, а следовательно здоровый генофонд страны.
Идея проекта – получение подростками базовых навыков в инженерных специальностях, мотивацией выступит уверенность и желание в хорошем будущем для себя и своих близких, потому что основной причиной «трудных» детей является сложное настоящее и неуверенность в завтрашнем дне.
Применительно к проблеме употребления психоактивных веществ подростками и молодежью это означает, что перед специалистами стоит задача выявления несовершеннолетних группы риска – то есть тех, кто в высокой долей вероятности может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками. Начальным этапом проекта выявляются подростки, которых необходимо взять на контроль. Используются методики, которые применимы в условия любой школы РФ
Кто в группе риска? Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения.
Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это термин «группа риска».
Применительно к проблеме употребления психоактивных веществ подростками и молодежью это означает, что перед специалистами стоит задача выявления несовершеннолетних группы риска – то есть тех, кто в высокой долей вероятности может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками.
С помощью каких методов можно выявить возможную склонность учеников к развитию зависимости от психоактивных веществ?
Чаще всего в условиях образовательного учреждения к «группе риска» принято относить тех учащихся, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам: например, учащихся, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских. К «группе риска» относят и тех учеников, которые проживают в неблагополучных семьях – например, в семьях, где кто-то из родителей злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями.
Такой подход в некоторой степени оправдан: действительно, школьная неуспеваемость и нарушения поведения часто бывают «прелюдией» к более серьезным проблемам – таким, как правонарушения и злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Вот как описывают этот процесс специалисты: «Серьезные нарушения адаптации у таких детей возникали уже в младшем школьном возрасте, происходили неудачи в осуществлении ведущей для младших школьников учебной деятельности, в результате чего страдали самооценка, самоуважение, ребята отделялись и выпадали из школьного коллектива; миновала их и внешкольная воспитательная работа, поэтому при наступлении подросткового кризиса они легко и без особых раздумий в качестве подходящего предмета новых возрастных потребностей выбирали «уличную» компанию, в которой обязательным, существенным, а затем и стержневым моментом групповой жизни становились регулярные выпивки со всеми вытекающими последствиями, вплоть до возникновения алкогольной болезни».
Еще один подход в выявлении детей и подростков группы риска зависимого поведения заключается в оценке их вовлеченности в употребление психоактивных веществ. В данном случае делаются попытки выявить опыт проб алкоголя и наркотиков, оценить частоту употребления и сделать выводы о степени риска развития зависимости. Как правило, в этих целях проводится анкетирование учащихся; анкеты могут включать вопросы на следующие темы:
- Опыт табакокурения (возраст начала курения, регулярность курения, отказы от курения);
- Опыт употребления алкогольных напитков (возраст первой пробы алкоголя, вид предпочитаемого напитка, оценка привлекательности алкогольного опьянения, регулярность употребления алкоголя, дозировка и ситуации употребления, мотивация употребления алкоголя);
- Опыт употребления наркотических веществ (осведомленность учащихся о различных наркотических веществах, возраст первой пробы и вид наркотического вещества, ситуация приобщения, регулярность употребления).
Также могут исследоваться представления учащихся о вреде оценка риска отрицательных последствий употребления психоактивных веществ, отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками и т.п.
При составлении подобным анкет, педагогам следует быть особенно осторожными: важно не допустить вопросов, провоцирующих любопытство и не соответствующих возрасту и жизненному опыту учащихся. Кроме того, достоверность подобных анкет в условиях образовательного учреждения достаточно сомнительна: учащиеся часто склонны давать социально желательные ответы из-за опасений последующих санкций со стороны педагогов. Другие подростки, напротив, могут преувеличивать свой опыт употребления психоактивных веществ и даже бравировать им. Большей достоверности можно достичь при анонимном анкетировании независимыми специалистами при проведении массовых исследований с большим охватом учащихся. Ежегодно в школе проводится социально- психологическое тестирование с целью выявления «группы риска». В этом случае можно получить общую картину степени приобщения учащихся к употреблению психоактивных веществ в образовательном учреждении, однако, задача выявления подростков «группы риска» таким образом не решается.
При доверительных отношениях со специалистом, занимающимся профилактикой зависимого поведения в школе и при условии соблюдения конфиденциальности, ученикам старших классов могут быть предложены специальные тесты, направленные на выявление степени их вовлеченности в употребления алкоголя или наркотиков.
Следующим этапом будет вовлечение этих подростков в дополнительные занятия через игру. Любой ребенок остается ребенком и желание испытать, что-то новое интересное заставит его первое время увлечься радиоуправляемыми моделями автомобилей, кораблей и самолетов. Третий этап – основной, увлечь подростка не только играть, но и пробовать выезжать на соревнования, на которых 99% радиоуправляемые модели будут поломаны или выведены из строя. Необходимость ремонта, подготовки к следующим соревнованиям, поддержка со стороны учителей и нового круга общения придаст желание к самосовершенствованию и овладению новыми знаниями в новой «стихии»
Основной целью проекта была выделена задача – развитие свободной творческой личности и развитие понимания у учащихся межпредметных связей. Обучение ориентировано на развитие технических и творческих способностей, формирование логического мышления, умения анализировать и конструировать. Помимо навыков в определенной сфере управления автомоделями, необходима постоянная подготовка к соревнованиям, а здесь и появляется необходимость в углубленном изучения технических предметов — физики, математики, информатики. К задачам проекта можно отнести: изучение технической литературы, создание 3d моделей на компьютере и последующее их изготовление на 3d принтере, вовлечение учащихся в коллективную, взаимопомогающую деятельность, развитие взаимопонимания при участии на соревновании и представления себя как части команды, направленной на достижение определенной цели. Весь проект разбит на несколько больших этапов: Вовлечение учащихся по методам игры: На первом этапе детям просто предлагается попробовать свои силы в гонках на скорость на радиоуправляемых моделях. Так как в настоящее время компьютерные игры захватили умы молодежи, желающих «погонять на машинках» будет предостаточно. На этом же этапе можно сразу увидеть кому необходимо начать прививать уважение к товарищам, а кому уважение к технике с которой он работает, пусть даже эта техника - игрушечная модель автомобиля. Второй этап – изучение правил автомодельного спорта в Российской Федерации, рассмотрение основных правил поведения на соревнованиях. Подготовка к выступлениям на соревнованиях. На данном этапе и начинается скрытое привлечение детей к изучению школьных предметов, а именно, изучение технической литературы, основных узлов и механизмов автомодели. Каждый механизм работает по законам физики и химии: Скорость вращения шестеренок – движение по окружности; Цепь, ремень – цепные и ременные передачи; Быстрота машинки – ускорение и перемещение, равномерное движение тела, масса, инерция, законы Ньютона; Сцепление колес автомодели с различным дорожным покрытием, использование различных смазок для подшипников – сила трения, сила скольжения и качения; Электрические двигатели и аккумуляторы – школьный курс электричества; Аппаратура (пульт управления) и приемник – волны и колебания; И многое-многое другое, и всё это изучается в процессе подготовки к соревнованиям в школе, дома, в гараже, а не на «скучном» по мнению детей уроке. Сами соревнования так же заставят детей стать одной командой, научиться работать в коллективе, но помимо этого любые соревнования – это поломанные детали, которые дети воссоздают копию на 3D принтере. Весной 2014 года, наши учащиеся вместе с научным руководителем приняли участие в республиканском конкурсе проектов на региональном технологическом мастер-классе «Мейкертон 3D принтер для школьников». Победа в котором, принесла для школы новый 3D принтер, собранный руками наших учеников и используемый в различных направлениях. Изучение работы 3d принтера, для создания запчастей на автомодель, вносит свой вклад в изучение школьных предметов. Т.к. технология 3d печати довольно новая, и развивается действительно очень быстро, ознакомление с технологией послойного наращивания будет крайне важна и актуальна. Изучение принципа работы 3d принтера, основных узлов и механизмов, технология послойного наращивания, заставит учащихся более уважительно отнестись к предметам химия, физика и математика. Заставит очень глубоко изучить тепловые процессы, различные рычаги и механизмы, а так же механические передачи, которые не входят в курс школьной программы. Цифровое видео, фотографии и вебинары, не говоря уже о сканировании документов – стали привычной и неотъемлемой составляющей сегодняшнего информационно-коммуникационного социального пространства. А то, что нечто материальное можно каким-то образом «вытащить» из компьютера, если не брать в расчёт печать документов и изображений – до недавнего времени, оставалось исключительно привилегией фантастических фильмов, которые ученики сами будут реализовывать и поэтому интерес ко всему новому будет неисчерпаем. После изучения механической работы 3d принтера, необходимо ознакомить учащихся с электронной «начинкой», а именно с компьютерной программой «Cura», которая идет в комплекте с 3d принтером и так же свободно и бесплатно распространяется в сети Интернет, её внутренними возможностями, достоинствами и недостатками. После данного этапа дети смогут самостоятельно на компьютере задавать время, скорость и температуру печати деталей, основываясь не только на субъективном мнении или мнении учителя, а руководствуясь достаточно хорошими знаниями в области плавки пластика из химии, и поступательными движениями из физики. Данный этап научит детей отстаивать своё личное мнение, вести спор, аргументируя правилами и законами. Распечатанные на 3d принтере и доработанные своими руками запчасти уже во всю будут проходить проверку качества на соревнованиях, т.е. в «боевых» условиях. Все ошибки будут выявлены и, соответственно, исправлены в последующие занятия, т.к. проигрывать на соревнованиях никому не охота, а это опять подталкивает учащихся к углубленному изучению физики. Химии, информатики. Занимаясь в игровой форме, но с желанием, каждый ребенок может сделать собственное открытие: придумать что-то полезное, новое и творческое, изобрести и продемонстрировать, объяснить и доказать, а главное он будет стараться изучить, что-то новое для него, но мы то с вами понимаем, что изучать ему придется всё те же законы физики и химии, но это будет с интересом, без трудностей и ему это не будет казаться ежедневной рутиной. |
Новизна проекта |
Ознакомление и работа учащихся школ с новейшими технологиями, изучение предметов технической направленности с желанием и удовольстием.
|
Текущая стадия реализации проекта |
Проводится работа в рамках внеурочной деятельности при реализации ФГОС ООО, ведется изучение литературы и освоения компьютерных программ. Участие в республиканских соревнованиях по автомодельному спорту в г.Казань и г.Альметьевск. |
Перспективные цели проекта |
Результаты дополнительных занятий, которые можно отнести к инновационным в образовании, развитию межпредметных связей и профилактики наркотической зависимости: - Вовлечение большого количества учащихся в проектную деятельность и последующее выступление на конкурсах, выставках, мероприятиях района и республики - Развитие умений, знаний и навыков в работе с новейшими технологиями и достаточно сложными компьютерными программами, такими как: Blender, Cura, 3D-Max, Компас-3D. - Вовлечение учащихся в углубленное изучение научно-технических предметов в школе и дома. - Развитие коллективной работы и увеличение собственной ответственности при работе с техникой. - Профилактика наркотической зависимости, т.к. учащиеся будут заняты более «интересными вещями» |
Мальчики подростки с трудом могут представить, что их ждет завтра, отсутствие перспективного будущего и непонимание со стороны родителей приводит к тому, что ребята хотят выделится из общей массы по средством наркотиков, алкоголя и табакокурения.
Инновационность заключается в комплексном подходе:
1) Отвлечение от «беды» происходит через формирование уверенности в собственном будущем, через получение базовых инженерных навыков, которые приобретаются на кружке.
2)Изменение круга общения и формирование узкого круга «друзей» натсроенных на победу в соревнованиях.
3) Появление четких жизненых профессиональных целей.
Ожидаемые результаты проекта.
1) Расширение у подростка кругозора, понимание того что не только улица может решить все накопившиеся проблемы
2) Приобретение первичных базовых навыков, а следовательно увеличение заинтересованности учащимися в школьных дисциплинах естественных наук
3) Наличие у детей четких жизненных и профессиональных целей
4) Уменьшение количества детей ориентированных на употребление наркотиков, алкоголя и т.д.
Смета на период финансирования проекта
№ |
Мероприятия |
Предполагаемые затраты (руб.) |
1 |
Работа психолога по выявлению детей группы риска |
Бумага А4: 1упХ350руб=350руб |
2 |
Показательные выступления детей, которые уже занимаются в данном техническом направлении |
Аренда спортзала: Батарейки ААА: 30штX20руб=600 руб |
3 |
Первые и последующие тренировки перед соревнованиями |
Батарейки ААА: 30штX20руб=600 руб Аккумуляторы LiPo 2S: 5штX3500руб. = 17500 руб |
4 |
Выезды на соревнования |
400 руб. на учащегося |
5 |
Изучение принципа работы узлов и механизмов радиоуправляемой модели |
Набор инструментов (отверток): 3штХ1200руб=4600руб |
6 |
Изучение работы 3D принтера и изготовление поломанных деталей моделей |
Пластик PLA 3мм: 3штХ1000руб=3000руб |
7 |
Изучение компьютерных программ 3D моделирования |
- |
8 |
Изучение законов физики для изучения работы электродвигателей, аккумуляторов, радиоаппаратуры |
- |
9 |
Восстановление радиоуправляемых моделей перед соревнованиями. Ремонт поломанных деталей либо полная их замена новыми из магазина(По мере износа или поломок моделей) |
Эл.двигатель 17,5V : 2штХ5000руб=10000руб Эл.двигатель 13,5V : 2штХ5000руб=10000руб Эл.регулятор: 4штХ4000руб=16000руб Радиоапаратура: 2штХ7000руб=14000руб Текстолит листовой: 2кгХ300руб=600руб Клей момент: 10штХ40руб=400руб Паяльник: 2штХ500руб=1000руб Припой: 3штХ250руб=750руб |
|
|
Итого: 78500 руб.+400 руб. на каждого учащегося при выезде на соревнования. |
Источником финансирования:
1) Собственные средства организации: 8500 руб+ предоставляемое оборудование в виде радиоуправляемых моделей в количестве 5шт, кабинета с ПК и проектором.
2) Спонсорская помощь: 5000руб. для выездов на соревнования по РТ
3) Грант: 65000руб
Организационная устойчивость проекта.
№ |
Риски |
Меры по нейтрализации рисков |
1 |
Отсутствие первоначальной заинтересованности в дополнительных занятиях |
Показательные выступления с возможностью испытать свои способности. |
2 |
Пропуски занятий или игнорирование основных указаний преподавателя |
Работа психолога с учащимся и родителями. |
3 |
Получение травмы при работе с инструментами или на соревнованиях |
Постоянный инструктаж и внимание со стороны преподавателя. |
4 |
Отсутствие финансирования |
Поиск спонсоров, участие в грантах технической направленности самими учащимися и педагогом |
Данный проект можно реализовать в любом регионе, в любой школе Российской Федерации. Прямыми участниками будут являться дети, косвенными – все жители населенного пункта, а в дальнейшем и региона, и страны. Здоровое общество формируется на самом начальном этапе развития человека, который в будущем и будет характеризовать часть этого общества. Потенциалом дальнейшего развития проекта является более технически сложное ознакомление с техническим творчеством и инженерной индустрией, т.е. по ступеням развития: радиоуправляемая игрушка – картинг – автомобиль. Основная трудность дальнейшего развития проекта заключается в финансировании и наличие грамотных технически подкованных учителей и работающих с ними в паре психологов.