Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка
Статья на тему: «Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка»
Подготовила:
учитель начальных классов
Ильина Л.А.
В последнее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определено содержание ключевых задач, которые отражают направления формирования качеств личности и в совокупности определяют результат обучения.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащимся для овладения знаниями, умениями, навыками, способностью к обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
В начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Познавательное развитие обозначено как способ формирования у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью. Исследовательская деятельность – составная часть проектной деятельности в будущем.
Целью исследовательской деятельности младших школьников является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
Задачи:
- развивать интерес к познанию мира (науки, техники, искусства, природы ит.п.);
- создать положительную мотивацию учения;
- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить.
Начинать проводить подготовительную работу по развитию исследовательских навыков можно с 1-го класса. Специфика исследовательской работы заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
В 1 классе под руководством учителя ведется работа по развитию исследовательских умений:
- проблемное, частично-поисковая обучение;
- кратковременные исследования-наблюдения с описанием.
Во 2 классе работа по следующим направлениям:
- Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности.
- Коллективные исследования по заданному плану по различным темам.
- Кратковременные исследования в контексте изучения материалов различных дисциплин.
- Работа со словарями и другими источниками информации.
На занятиях выполняют задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и решение логических задач. Выполняется работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.
В 3 классе работа строится следующим образом:
на уроках используются игровые методы, путешествия.
По следующим направлениям:
- Коллективные исследования на заданную тему.
- Самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Обсуждается ход исследования.
К концу года большая часть учащихся может самостоятельно выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять несколько основных задач, находить материал, представлять результат работы с показом и предоставлением результатов опросов, анкетирования.
В 4 классе большое внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать ее, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.
Младший школьный возраст является первым этапом развития творческих способностей ребёнка и его самореализации. Формирование у учащихся способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности формируется на уроках русского языка. Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения. Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. Возможности уроков русского языка по развитию познавательных задач безграничны. Исследование проводится в несколько этапов по определённому плану:
Первый этап - подготовительный
· выбор темы
· формулирование целей, задач
· составление плана исследования
Второй этап - основной
· сбор материала
· обобщение полученных данных
Третий этап - заключительный
· представление результатов исследования
· обмен мнениями
На первом этапе определяется область исследования, формируются цели и задачи под руководством учителя. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д. На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Далее самостоятельно учащиеся самостоятельно обобщают полученные данные и представляют результаты. После чего вместе с учителем анализируют проделанную работу.
Исследовательская работа необходима в начальной школе. Она способствует развитию учебной самостоятельности, развитию творческого начала в познавательной деятельности младшего школьника.
Источник: