Мастер-класс «Развитие текстовой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС»

3
0
Материал опубликован 5 December 2017

Пояснительная записка к презентации

  Слайд№1

Приглашаю вас принять активное участие в работе педагогической мастерской

« Развитие текстовой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС» и надеюсь, что его материалы будут вам интересны и полезны.


 Слайд№2

Сама по себе предлагаемая тема, конечно, не является новой. Все вы, без сомнения, организуете работу с текстом на своих уроках. Однако модернизация российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Сегодня на уроках актуальным становится исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ученик «открывает» знания, а не получает их в готовом виде. Только в этом случае можно говорить о создании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей каждому ученику реализовать свои возможности. Немаловажную роль в решении этой задачи играет освоение стратегии работы с текстом. (Зачитать слайд)

Слайд №3

Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать цели: образовательную, развивающую и воспитывающую, коммуникативную.

Слайд №4

(Зачитать слайд) На уроки русского языка отводится больше часов, часы на уроки литературы сокращены. Это не справедливо. Работа с текстом имеет определённые трудности, о главной из которых образно сказал писатель Михаил Пришвин: «С детства на зелёный росток нашего таланта, как сухие листья осени в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зелёный росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную».  В современном учебном процессе в условиях постоянного информационного взрыва ученику действительно сложно сохранить и прорастить свой собственный зелёный росток мысли. В подобных обстоятельствах продуктивность учебной деятельности зависит от умений ориентироваться в информационных потоках, справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания для достижения поставленных целей – умений, которых так не хватает нашим обучающимся. Поэтому текст и стратегия работы с ним должны занять приоритетное положение в обучении на уроках различных школьных предметов, а тем более на уроках русского языка и литературы.

Слайд №5

(Зачитать слайд)

Слайд №6

(Зачитать слайд) Текстоориентированный подход на уроках русского языка, анализ языка изучаемых художественных произведений не позволяют обучение русскому языку сделать формальным, а содержание литературных произведений оторвать от языковой формы, без которой они немыслимы

Слайд №7№8 зачитать


Презентация
PPT / 325 Кб

Методические рекомендации для учителей
DOCX / 37.48 Кб

Предварительный просмотр презентации

РАЗВИТИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС.

Модернизация образовательной школы  предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Другими словами, школа должна формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учащихся. Модернизация образовательной школы  предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Другими словами, школа должна формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учащихся. Основное требование ФГОС основного общего образования: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции, развитие у обучающихся стремления к речевому самосовершенствованию»

ТЕКСТ это основа создания на уроках развивающей речевой среды, основной компонент структуры учебника, текст –база всех школьных предметов именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ напрямую зависит от умения работать с текстами

Работать с текстом необходимо не только на уроках русского языка и литературы, формирование у учащихся читательской грамотности, соответствующих компетенций - задача всех учителей-предметников Без знания основ работы с текстом современный выпускник школы не сможет справиться с теми требованиями, которые к нему предъявляются в курсе изучения различных общеобразовательных предметов.

Чтобы   использование   текста   на уроках   было   максимально эффективным, он должен соответствовать определенным требованиям. При выборе текста для работы на уроке придерживаюсь следующих критериев: 1) текст должен быть интересным; 2) текст должен соответствовать  возрастным особенностям школьника; 3) текст должен способствовать духовному развитию ученика; 4) текст должен быть актуальным для решения учебной задачи.

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы будет эффективной, если она проводится в определённой системе, а не однократно. Опыт практической деятельности в школе позволяет сделать вывод о том, что ребята даже 5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, более того им это очень нравится. Значение же такой работы велико, так как воспитывается любовь к родному слову, расширяется кругозор учащихся, отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора; формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации