Развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях современной информационной среды

0
0
Материал опубликован 28 September 2020



Азизова Ольга Александровна ,учитель информатики высшей квалификационной категории, МБОУ «Школа №101» Советского района г. Казани, 420075 г.Казань, ул.Правды д.11 кв.1,olga.azizova.65@mail.ru,89179324543



Развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях современной информационной среды

В МБОУ «Школа №101» г.Казани педагогический коллектив реализует идею взаимосвязи базового содержания образования по предметам с дополнительным на основе внедрения современного исследовательского метода. При определенных условиях учебно-воспитательный процесс с активным использованием исследовательского метода может быть преобразован в учебно-исследовательский процесс при создании малых и больших проектов на уроках информатики. «Погружение» учащихся в собственное исследование осуществляется в последовательности выполнения учебных задач.

Деятельность любого школьника на уроках необходимо организовать с его личным интересом получения знании. Отсюда чрезвычайно важно преподавателю заинтересовать учащихся в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема , взятая из реальной жизни, знакомая для учащегося, решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Исследовательская работа всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени. Она предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей и умение анализировать. Результаты выполненных исследований должны быть , что называется "осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема , то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни. Реализация исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Учителю важны как знания самых сложных и комплексных общеучебных умений школьников, так и сам процесс их освоения. Необходимо специально и целенаправленно обучать учащихся к умению выполнять исследовательскую и поисково-исследовательскую деятельность в частности:

- умению ставить вопросы в различных вариантах;

-развитию у учащихся вопросно-ответного мышления;

-умению рассуждать, овладевая знаниями разных логических ходов умственных операций, выводя ,таким образом ,учащихся на поиск и разработку новых знаний на основе старых;

-регулированию процесса мыслительной деятельности учащихся ,зная их индивидуальные особенности в мышлении.

Исследовательский метод выстроен на проблемах уже решенных,однако требующих ,как правило, большего углубления в освоении знаний. Активное использование творческих заданий (вопросов, упражнений, задач, направленных на развитие у учащихся творческой самостоятельности) со стороны учителя в помощь учащимся. При этом степень помощи им с каждым этапом развития уменьшается. Очень важно на каждом уроке давать материал школьникам высокого,скрытого и повышенного уровня заданий, требующих прохождения всего цикла исследований. При этом необходимо специальное обучение школьников поиску и выявлению закономерностей, зависимостей и на основе их выявление тенденций в ходе исследований.

Для полноценного обучения учащегося предусматриваются практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны, одна из них — лабораторные работы.

Лабораторные работы играют важную роль в выработке у учащихся навыков применения полученных знаний для решения практических задач вместе с преподавателем, они проводятся после лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции. Лабораторные работы призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции, в обобщённой форме, и содействовать выработке навыков при изучении компьютерного делопроизводства. Они развивают научное мышление, позволяют проверить знания учащихся и выступают как средства оперативной обратной связи.

Наше время характеризуется огромным объемом научной информации, которую преподаватель не в силах усвоить, переработать и передать учащимся. Именно поэтому учащийся должен уметь проводить самоанализ, ставить цели, планировать свою деятельность, организовывать и контролировать ее. Преподаватель перестает быть источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности учащихся.

В этой связи целесообразно применение лабораторных работ по информатике и информационным технологиям не на стадии закрепления пройденного материала, а в процессе усвоения новой темы. Специфика предмета позволяет это сделать. Главной моей задачей в этом случае становится подготовка материала для самостоятельного исследования и усвоения учащимся новой темы. Для работы с учениками мною разработаны методические рекомендации по выполнению практических работ по следующим разделам:

 использование системы управления базами данных Microsoft Access для проектирования базы данных;

использование текстового редактора Word для создания деловых документов;

Microsoft Excel - как средство решения задач.

использование графического редактора Paint для рисования простых и сложных компьютерных рисунков;

5.использование графического редактора Adobe Photoshop для редактирования и моделирования изображений

Применение лабораторных работ на уроках информатики и информационных технологий приводит к нетрадиционным образовательным результатам.
Учащимся предоставляется возможность:

индивидуальной исследовательской работы с компьютерной моделью, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности; 

индивидуального темпа обучения;

приобретают навык оптимального использования персонального компьютера как обучающего средства.

Преподаватель получает возможность: 

провести быструю индивидуальную диагностику результативности процесса обучения;

освободить время на индивидуальную работу с учащимися (особенно с отстающими), в ходе которой он может корректировать процесс познания.

Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта учащихся и желания достичь ими личностно-значимого.

Становление и развитие проектно-исследовательского процесса в школе должно быть связано с целенаправленным обучением учащихся многообразию умственных действий, получаемых в процессе комбинировования ,конструирования мыслительных операций на фоне большого объема информации, выстраивая их в логические модели. Об эффективности работы с позиций развития умений на практике использовать полученные знания свидетельствует высокий уровень качества знаний. Многие учащиеся, активно занимающиеся исследовательской деятельностью, в дальнейшем связывают свою деятельность с компьютерными технологиями








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации