Программа факультативного курса «Коррекция и развитие гностических и праксических функций у детей с интеллектуальными нарушениями в развитии»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области
«Специальная школа-интернат» г.Ельца
Адаптированная
рабочая программа коррекционных занятий
«Коррекция и развитие гностических
и праксических функций
у детей с интеллектуальными нарушениями в развитии»
Возраст детей: 8-9 лет (2 класс)
Срок реализации программы: 1 год
Учитель: Целыковская Светлана Анатольевна
Пояснительная записка.
В основу программы «Коррекция и развитие гностических и праксических функций у детей с интеллектуальными нарушениями в развитии» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения.
Программа «Коррекция и развитие гностических и праксических функций у детей с интеллектуальными нарушениями в развитии» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОУ, а также с учётом опыта работы школы-интерната по данной проблематике.
Актуальность.
Обучение письму – составляющая часть общей программы по русскому языку. Её нельзя рассматривать изолированно. Она тесно взаимосвязана с обучением чтению, с развитием устной и письменной речи, правописанием, изобразительной деятельностью, трудом. Письмо – комплексный вид учебной деятельности. Оно состоит из целого ряда структурных компонентов, многих правил и умений, овладение которыми представляет собой сложный, длительный процесс для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии. Школьник, обучаясь письму, по существу должен овладеть тремя основными группами навыков: а) техническими – правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения руки, придерживаться гигиенических правил; б) графическими – правильно изображать буквы, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определённой высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей строке, правильно соединять их; в) орфографическими – правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их написание.
Овладение этими группами навыков является основой грамотного письма и хорошего почерка.
Опыт обучения детей с умственной отсталостью письму показывает, что письмо для них является наиболее трудным в обучении. При этом учитель должен учитывать физиологические особенности обучающихся начальных классов и связанные с возрастными возможностями трудности в овладении письмом. У детей с умственной отсталостью часто наблюдается нарушение обобщённого восприятия и называния букв, происходит смешение букв по оптической близости, расположению элементов букв, зеркальное восприятие букв. Из-за этого распадается и навык чтения. Аналогично нарушается и цифровой гнозис.
Процессы зрительного и зрительно-пространственного восприятия являются базовыми для многих видов деятельности, включая учебную. Без них не могут быть усвоены чтение, счёт, письмо, конструирование, рисование. Процесс зрительного восприятия и опознания предметов тесно связан с номинативной функцией речи. Нечёткость зрительных представлений, трудности распознавания существенных признаков предмета нарушают выбор значения нужного слова. Без зрительно-пространственного гнозиса не могут
быть освоены некоторые грамматические конструкции, и, следовательно, будет затруднено понимание речи при объяснении учителя.
Кроме того необходимо учитывать особенности самого процесса письма как сложного комплекса действий обучаемого, а также особенности системы знаков, которые ученику предстоит усвоить и приобрести навык самостоятельного пользования.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, мелкую моторику, конструктивный праксис. Упражнения на развитие навыков конструктивного праксиса являются эффективным способом коррекции и развития речи, тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук, пространственно-образного мышления и творческих способностей.
Всё это обуславливает необходимость проведения коррекционно-развивающих занятий, позволяющих укрепить мелкую моторику рук, преодолеть недостатки зрительного и пространственного восприятия. В процессе коррекционно-развивающих занятий у учащихся формируется положительное отношение и интерес к учению, навыки организации познавательной деятельности.
Целью программы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через развитие зрительно-пространственного, буквенного, цифрового гнозиса и конструктивного праксиса как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как счёт, чтение и письмо.
Задачи:
Активизация познавательной и игровой деятельности учащихся.
Совершенствование коммуникативных навыков.
Развитие когнитивных процессов.
Развитие звукового аналитико-синтетического навыка.
Развитие автоматического графического навыка.
Развитие зрительного восприятия.
Углубление и расширение приобретённых на уроках знаний.
Развитие эмоциональной регуляции поведения детей.
Принципы коррекционной работы
Принцип приоритетности интересов обучающегося.
Принцип системности.
Принцип непрерывности.
Принцип вариативности.
Принцип единства средств.
Принцип сотрудничества с семьей.
Коррекционно-развивающая работа проводится с детьми, имеющими нарушения речи, специфические нарушения навыков письма и чтения.
Основные направления работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;
уточнение и расширение объёма зрительной памяти (развитие зрительного мнезиса);
формирование пространственного восприятия и представлений;
развитие зрительного анализа и синтеза;
формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
совершенствование и развитие навыков конструктивного праксиса.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Программа рассчитана на 68-70 занятий в год (по 30- 40 мин.), 2 раза в неделю для обучающихся 1- 3 классов. На занятиях предусматривается фронтальная, групповая и индивидуальная форма организации учебной деятельности.
Ожидаемые результаты внедрения коррекционной программы
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися коррекционной программы является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с психофизическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматривается динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению программного материала.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Возможные предметные результаты освоения программы включают следующие умения:
умение перекодировать звуко-фонемную форму слова в графическую и наоборот;
умение в процессе письма слов и предложений (под диктовку учителя, по памяти, при списывании) воспроизводить буквы и их соединения на основе изученных алгоритмов;
умение ритмично чередовать напряжения пишущей руки с расслаблениями под соответствующий счёт;
умение писать связно и правильно все буквы и цифры;
умение использовать три вида соединения букв;
выполнять санитарно-гигиенические нормы письма.
Возможные личностные результаты освоения программы включают:
умение работать в группе в процессе общения и совместной познавательной деятельности;
развитие памяти, внимания;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных графических и творческих заданий;
развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.
2 класс
Календарно-тематическое планирование
2 часа в неделю
№ |
Кол-во часов |
Дата |
Тема занятия |
Планируемые результаты |
1 |
1 |
|
Упражнения в обводке по шаблону геометрических фигур с последующей штриховкой. |
Укрепление длинных мышц руки; развитие пространственной ориентировки; знать геометрические фигуры |
2 |
1 |
Разлиновка тетради. Узкая и широкая строка. |
Иметь понятие о широкой строке (междустрочье) и узкой (рабочей) строке, развитие пространственной ориентировки. |
|
3 |
1 |
|
Упражнение в рисовании бордюров (заборчик). |
Уметь рисовать бордюр «заборчик»; развитие зрительного восприятия. |
4 |
1 |
Упражнение в рисовании бордюра из ломаных линий. Игра «Опасные виражи» |
Уметь рисовать бордюры из ломаных линий; развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. |
|
5 |
1 |
21.09 |
Упражнение в рисовании бордюров из волнистых линий. Игра «Опасные виражи» |
Уметь рисовать бордюры из волнистой линии; развитие мелкой моторики. |
6 |
1 |
Упражнение в письме коротких палочек. |
Уметь писать короткие палочки; развитие глазомера, зрительного восприятия. |
|
7 |
1 |
|
Упражнение в письме длинных прямых наклонных палочек. |
Уметь писать длинные прямые наклонные палочки; развитие мелкой моторики, зрительного восприятия. |
8 |
1 |
Упражнение в письме длинной и короткой прямой наклонной палочки. |
Уметь писать длинные и короткие прямые наклонные палочки; развитие мышления, мелкой моторики. |
|
9 |
1 |
|
Упражнение в письме длинной прямой наклонной палочки с закруглением внизу. |
Уметь писать длинную прямую наклонную палочку с закруглением внизу; развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. |
10 |
1 |
Упражнение в письме короткой палочки с закруглением внизу. |
Уметь писать короткие палочки с закруглением внизу; уметь писать палочки на одинаковом расстоянии друг от друга; развитие мелкой моторики. |
|
11 |
1 |
Упражнение в письме длинной наклонной палочки с закруглением вверху слева. |
Уметь чётко писать длинную наклонную палочку с закруглением вверху слева; развитие зрительной и пространственной ориентировки. |
|
12 |
1 |
Упражнение в письме наклонной короткой палочки с закруглением вверху слева. |
Уметь чётко писать короткую наклонную палочку с закруглением вверху слева; развитие зрительной и пространственной ориентировки. |
|
13 |
1 |
|
Упражнение в письме палочек с двумя закруглениями. |
Уметь писать палочки с двумя закруглениями на одинаковом расстоянии друг от друга; развитие мелкой моторики. |
14 |
1 |
Упражнения в письме длинной наклонной палочки с петлёй внизу. |
Уметь писать длинные наклонные палочки с петлёй внизу на одинаковом расстоянии друг от друга; развитие мелкой моторики. |
|
15 |
1 |
Упражнение в письме полуовала открытого слева. |
Уметь писать полуовал – элемент буквы э; подготовка к чёткому письму букв. |
|
16 |
1 |
Упражнение в письме полуовала открытого справа |
Уметь писать правый полуовал; формирование графического навыка. |
|
17 |
1 |
|
Упражнение в письме овалов |
Уметь писать овал; развитие речи, мелкой моторики. |
18 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Аа. |
Уметь чётко прописывать букву Аа, знать приёмы нижнего соединения букв в словах; развивать память и речь. |
|
19-20 |
2 |
|
Упражнение в прописывании буквы Бб. |
Уметь чётко прописывать букву Бб, знать приёмы соединения букв в словах, уметь списывать слова с печатного текста. |
21-22 |
2 |
|
Упражнение в прописывании буквы Дд. |
Уметь графически правильно писать букву Дд, знать приёмы соединения букв, развивать речь. |
23-24 |
2 |
|
Упражнение в прописывании буквы Вв. |
Уметь графически правильно писать букву Вв, знать приёмы соединения букв, развивать фонематическое восприятие. |
25-26 |
2 |
Упражнение в прописывании буквы Гг. |
Уметь графически чётко прописывать букву Гг, знать приёмы верхнего соединения букв, уметь списывать с печатного текста; развитие мелкой моторики. |
|
27-28 |
2 |
Упражнение в прописывании буквы Рр. |
Уметь графически чётко прописывать букву Рр, знать приёмы верхнего соединения букв, уметь списывать с печатного текста; развитие мелкой моторики. |
|
29-30 |
2 |
Упражнение в прописывании букв Ее и Ёё. |
Уметь графически чётко прописывать буквы Ее и Ёё, знать приёмы соединения букв, уметь списывать с печатного текста; развитие мелкой моторики. |
|
31 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Жж. |
Уметь графически чётко прописывать букву Жж, знать приёмы соединения букв, уметь списывать с печатного текста, уметь писать имена; развитие конструктивного праксиса. |
|
32 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Хх. |
Уметь графически чётко прописывать букву Хх, знать приёмы верхнего соединения букв, уметь списывать с печатного текста; развитие мелкой моторики. |
|
33 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Зз. |
Уметь графически чётко прописывать букву Зз, знать приёмы верхнего соединения букв, уметь списывать с печатного текста; развитие мелкой моторики. |
|
34 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Ии. |
Уметь графически чётко прописывать букву Ии, знать приёмы верхнего соединения букв, уметь списывать с печатного текста; развитие мелкой моторики. |
|
35 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Шш. |
Уметь графически чётко прописывать букву Шш, знать приёмы верхнего соединения букв, уметь списывать с печатного текста; развитие мелкой моторики. |
|
36 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Цц. |
Уметь графически чётко прописывать букву Цц, знать приёмы верхнего соединения букв, уметь списывать с печатного текста; развитие мелкой моторики. |
|
37 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Щщ |
Уметь графически чётко прописывать букву Щщ, знать приёмы верхнего соединения букв, уметь списывать с печатного текста; развитие фонематического восприятия |
|
38 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Кк |
Уметь графически чётко прописывать букву Кк, знать приёмы верхнего соединения букв, уметь списывать с печатного текста; уметь выполнять звуко-буквенный разбор слова |
|
39 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Нн |
Уметь графически чётко прописывать букву Нн, знать приёмы верхнего соединения букв, уметь списывать с печатного текста; развитие мелкой моторики. |
|
40 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Оо |
Уметь графически чётко прописывать букву Оо, знать приёмы верхнего соединения букв, уметь списывать с печатного текста; развитие мелкой моторики. |
|
41 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Мм |
Уметь графически чётко прописывать букву Мм, знать приёмы верхнего соединения букв, уметь списывать с печатного текста; развитие мелкой моторики. |
|
42 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Лл |
Уметь графически чётко прописывать букву Лл, знать приёмы верхнего соединения букв, уметь списывать с печатного текста; развитие мелкой моторики. |
|
43-44 |
2 |
Упражнение в прописывании буквы Пп |
Уметь графически чётко прописывать букву Пп, знать приёмы верхнего соединения букв, уметь списывать с печатного текста; развитие мелкой моторики. |
|
45-46 |
2 |
Упражнение в прописывании буквы Тт |
Уметь графически чётко писать букву Тт, знать приёмы соединения букв, уметь правильно писать слова после звуко-буквенного анализа; развитие мелкой моторики. |
|
47-48 |
2 |
Упражнение в прописывании буквы Уу |
Уметь графически чётко писать букву Уу, знать приёмы соединения букв, уметь правильно писать слова после звуко-буквенного анализа; развитие мелкой моторики. |
|
49-50 |
2 |
Упражнение в прописывании буквы Чч |
Уметь графически чётко писать букву Чч, знать приёмы соединения букв, уметь правильно писать слова после звуко-буквенного анализа; развитие мелкой моторики. |
|
51 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Фф |
Уметь графически чётко писать букву Фф, знать приёмы соединения букв, уметь правильно писать слова после звуко-буквенного анализа; развитие мелкой моторики. |
|
52 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Сс |
Уметь графически чётко писать букву Сс, знать приёмы соединения букв, уметь правильно писать слова после звуко-буквенного анализа; развитие мелкой моторики. |
|
53 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Фф |
Уметь графически чётко писать букву Фф, знать приёмы соединения букв, уметь правильно писать слова после звуко-буквенного анализа; формировать кинестетический контроль тонких движений руки. |
|
54 |
1 |
Упражнение в прописывании цифры 9 |
Уметь чётко прописывать цифру 9; знать состав число 9; развивать цифровой гнозис. |
|
55 |
1 |
Упражнение в прописывании цифры 8 |
Уметь чётко прописывать цифру 8; знать состав число 8; развивать цифровой гнозис. |
|
56 |
1 |
Упражнение в прописывании цифры 6. |
Уметь чётко прописывать цифру 6; знать состав число 6; развивать цифровой гнозис. |
|
57 |
1 |
Упражнение в прописывании цифры 3 |
Уметь чётко прописывать цифру 3; знать состав число 3; развивать цифровой гнозис. |
|
58 |
1 |
Упражнение в прописывании цифры 5. |
Уметь чётко прописывать цифру 5; знать состав число 5; развивать цифровой гнозис. |
|
59 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Ъ |
Уметь графически чётко писать букву Ъ, знать приёмы соединения букв, совершенствовать технику письма; формировать кинестетический контроль тонких движений руки. |
|
60 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Ь |
Уметь графически чётко писать букву Ь, знать приёмы соединения букв; формировать буквенный гнозис. |
|
61-62 |
2 |
Упражнение в прописывании буквы Ээ |
Уметь графически чётко писать букву Ээ, знать приёмы соединения букв; формировать кинестетический контроль тонких движений руки. |
|
63-64 |
2 |
Упражнение в прописывании буквы Юю |
Уметь графически чётко писать букву Юю, знать приёмы соединения букв, уметь правильно писать слова после звуко-буквенного анализа; формировать кинестетический контроль тонких движений руки. |
|
65 |
1 |
Упражнение в прописывании буквы Яя |
Уметь графически чётко писать букву Яя, знать приёмы соединения букв; формировать буквенный гнозис. |
|
66 |
1 |
Упражнение в прописывании цифры 1 |
Уметь чётко прописывать цифру 1; развивать цифровой гнозис, зрительное восприятие и пространственную ориентировку. |
|
67 |
1 |
Упражнение в прописывании цифры 4 |
Уметь чётко прописывать цифру 4; знать состав числа 4; развивать цифровой гнозис. |
|
68 |
1 |
Упражнение в прописывании цифры 2. |
Уметь чётко прописывать цифру 2; развивать цифровой гнозис, мелкую моторику рук. |
|
69 |
1 |
Упражнение в прописывании цифры 0. |
Уметь чётко прописывать цифру 0; развивать цифровой гнозис, мелкую моторику рук. |
|
70 |
1 |
Упражнение в прописывании цифры 7. |
Уметь чётко прописывать цифру 7; развивать цифровой гнозис, мелкую моторику рук. |
|
71 |
1 |
Упражнение в записи коротких предложений, составленных с помощью учителя из букв разрезной азбуки. |
Уметь записывать короткие предложения, составленные из букв разрезной азбуки, знать и применять правило раздельного написания слов в предложении, развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку. |
|
72 |
1 |
Упражнение в списывании предложений с печатного текста. |
Уметь списывать предложения с печатного текста, знать и применять правило раздельного написания слов в предложении, развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, зрительную память. |
Элементы занятий
Тема: Упражнение в обводке по шаблону геометрических фигур с последующей штриховкой.
Цель: способствовать развитию оптико-пространственного гнозиса; закреплению знаний геометрических фигур.
Оборудование: шаблоны геометрических фигур, карандаши.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Коррекционное упражнение на соотнесение картинок «Назови животных, что они любят».
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Пальчиковая гимнастика.
II. Работа по теме.
1.Обводка треугольника с последующей горизонтальной штриховкой.
2. Выкладывание квадрата из спичек. Выяснить, сколько нужно спичек для квадрата. Сравнить с количеством спичек для треугольника.
3. Пальчиковая гимнастика.
- бежали мимо речки смешные человечки («человечки» - пальчики бегут по «дорожкам» - рукам детей, стоящих друг против друга);
- прыгалки-скакали (пальчиками «попрыгать» по плечам друг друга);
- солнышко встречали (ласково приложить ладони к щекам друг друга);
- забрались на мостик (сложить мостик из рук);
- и забили гвоздик (постучать кулачками);
- потом – бултых! в речку (наклониться и свободно покачать руками);
- где же человечки? (спрятать руки под мышки друг друга).
4. Выкладывание прямоугольника из спичек (сравнить с квадратом).
5. Обводка квадрата с последующей штриховкой наклонными линиями.
Рефлексия
Тема: Упражнение в рисовании бордюров из ломаных линий.
Цель: способствовать развитию оптико-пространственного гнозиса; учить рисовать бордюры из ломаных линий.
Оборудование: рис, счётные палочки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Дыхательное упражнение.
Вдох – выдох – пауза.
2. Артикуляционное упражнение.
Покусаем язычок.
3. Коррекционное упражнение «Что изменилось?»
4. Упражнения на развитие моторики рук.
вращение кистями влево-вправо;
«замок»
«шалаш»
самомассаж пальчиков
II. Работа по теме.
1. Выкладывание дорожки рисом.
Игра: надо проехать домой так, чтобы не зацепить ни один из бордюров.
2. Пальчиковая гимнастика «Гости».
Стала Маша гостей созывать
И Иван приди,
И Степен приди,
И Матвей приди,
И Сергей приди,
А Никитушка – ну, пожалуйста!
3. Рисование дорожки из ломаных линий
4. Выкладывание заборчика из палочек.
Сад забором оградили,
Чтоб деревья дольше жили,
Дождь сейчас в лесу пойдёт,
Всё водой своей зальёт.
К ёлочке скорей беги,
От дождя себя спаси.
Тема: Упражнение в прописывании буквы Аа.
Цель: способствовать развитию гностических функций; учить графически правильно прописывать букву Аа.
Оборудование: образец буквы, гречка, шерстяная нитка, картинка с изображением доктора Айболита.
Ход занятия.
I. Организационный момент
1. Речёвка.
Каждый день – всегда, везде.
На занятиях, в игре-
Смело, чётко говорим
И спокойно все сидим.
2. Дыхательное упражнение «Аромат».
Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Старайтесь вдыхать не только носом, но всем телом. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает аромат, на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.
3. Артикуляционная гимнастика.
II. Введение в тему.
Загадка
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его … (арбуз).
- Назовите первый звук в слове арбуз.
Фонетическая зарядка.
- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? Как девочка баюкает куклу? (а-а-а)
Изобразить букву А
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
III. Работа по теме.
1. Упражнение на формирование навыков конструктивного праксиса.
Выложить букву А по образцу из счётных палочек.
Выложить букву гречкой.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Письмо буквы А с дополнительным элементом
а / а/
Письмо буквы в соединении с другими буквами
ал, ам
Динамическая пауза «Аист».
Тема: Упражнение в прописывании цифры 9.
Цель: способствовать развитию цифрового гнозиса; учить правильно прописывать цифру 9.
Оборудование: образец цифры 9, палочки, фасоль, карточки с цифрами, таблички с крупной клеткой.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Артикуляционная гимнастика
«Толстушки, худышки»
«Прятки»
«Хоботок»
«Заборчик»
2. Коррекционное упражнение на развитие слухового восприятия.
Показать количество палочек соответствующих количеству хлопков учителем.
II. Работа по теме.
1. Посчитайте количество цыплят и определите цифру, которую сегодня будем писать.
Два цыплёнка стоят,
Два цыплёнка сидят,
Пять цыплят под крылом
У наседки лежат.
Посчитай поверней,
Отвечай поскорей.
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
2. Анализ цифры 9.
3. Выкладывание в квадрате цифры 9 из фасоли.
4. Речедвигательное упражнение.
- Как живёшь? Вот так! (большие пальцы обеих рук вверх, остальные собраны в кулак)
- А плывёшь? Вот так! (руками изображают движения пловца)
- Как бежишь? Вот так! (руки согнуты в локтях, движение вдоль туловища)
- Вдаль глядишь? Вот так! (поочерёдно прикладывают ладони ко лбу)
- Машешь вслед? Вот так! (энергичные движения кистями рук)
- Ночью спишь? Вот так! (ладони под голову)
5. Прописывание цифры 9.
Список литературы.
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.
2. Барт К. Трудности в обучении. Ранее предупреждение. – М.: Академия, 2006
3. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. – М.:Эксмо, 2009.
4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Тренируем пальчики, Учимся рисовать фигуры, Учимся находить одинаковые фигуры, Учимся рассказывать по картинкам, Азбука письма: Развивающие тетради.
5. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб.: КАРО, 2008.
6. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982 – 1985
7. Дети с проблемами в развитии / под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Академкнига, 2002.
8. Закожурникова М.Л. Синтаксис письменной речи учащихся нач.классов.- В кн: Речевое развитие младших школьников/под ред.Рождественского Н.С.-М.,1970.
9. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М., 2001
11. Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма // Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. - М., 1961
12. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003
13. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001.
14. Мастюкова Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи// Дефектология.-1976.-№1.
15. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: ГНОМиД, 2006.
16. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/ Е.В. Мазанова. –2-е изд., испр. - М.: Издательство «Гнои и Д», 2008 г.
17. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – С-Пб., 1995.
18. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
19. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – М., 1997
20. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под. ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969.
21. Цветкова Л.С. Пирцхалайщвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии//Дефектология.-1975.-№5.
Интернет-ресурсы:
1. www.prezentazia.ru
2. www.prezentazia.org
3. http://deti.spb.ru – Региональный сайт детских библиотек.
4. http://detskiy-mir.net/rating.php - Детский мир. Каталог детских ресурсов. Все сайты детской тематики.
5. http://kidsbook.narod.ru – Kidsbook: библиотека детской литературы.
6. http://nsportal.ru
7. http://www.develop-kinder.com