Статья «Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование сети интернет»
Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование сети интернет
Доля применения ресурсов сети интернет зависит от этапа обучения иностранному языку. Это обусловлено уровнем сформированности компетенции учащихся. Работа с ин-тернет ресурсами не требует установки лицензионных программ, стоящих довольно до-рого, к ресурсам, которые можно составлять самостоятельно, возможен доступ с несколь-ких компьютеров, существует возможность дистанционной работы с учащимися. Эти факторы позволят индивидуализировать и дифференцировать работу с детьми.
Использование интернета для формирования и развития языковой составля-ющей коммуникативной компетенции.
Овладение лексическими средствами языка происходит на основе тестовых и иг-ровых ресурсов с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и по-тенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки.
Возможны такие виды работы:
-упражнения на заполнение пропусков;
-упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается другим цветом;
-упражнения в виде игры на составление предложений, где нужно поставить пред-лагаемые слова в нужном порядке;
-упражнения в виде игры, которая может быть в таких вариантах- выбор произво-дится после аудирования слова по нужной дефиниции (картинке);
Установить пары синонимов или антонимов - предлагается соотнести 2 списка иностранных слов;
-соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой) – пред-лагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов;
- упражнение «Найди ошибку», в котором нужно исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией.
Примером может стать ресурс https://learningapps.org/
В нём учитель, зарегистрировавшись, может создать разнообразные упражнения (см рис 1,2)
Овладение орфографическими средствами языка может осуществляться посред-ством разгадывания кроссвордов. (рис 3)
Использование интернета при изучении грамматики возможно при изучении лю-бой темы на любом уровне изучения языка. При правильном подборе материала (анима-ция, видеолекция, грамматические таблицы, правило) и организации тренировочных упражнений он будет восприниматься легче и быстрее, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания учебного материала на доске. Этот же сайт используется для создания заданий, контролирующих уровень сформированности грамматических навы-ков: задания на прошедшее время глагола, задание на определение лишнего слова, зада-ние на соответствие. ИЗОБРАЖЕНИЕ
В практике использование сайта можно быстро и просто создать красочные упражнения, направленные на формирование языковой компетенции обучающихся. В них можно встраивать как графику, так и видео, и звук. Поэтому формировать можно любые языковые навыки.
С помощью данного интернет-ресурса всегда есть возможность дать новое зада-ние, направленное на закрепление одного и того же материала до тех пор, пока он не бу-дет освоен окончательно.
Ещё один сайт, который используется для создания упражнений на отработку лек-сических и орфографических навыков - https://quizlet.com/. Следует отметить, что он пол-ностью на английском языке. С его помощью можно создать упражнения следующего ха-рактера:
-flashcard - демонстрация изучаемых лексических единиц с озвучкой (картинка или надпись по выбору
-learn - учащиеся должны дать перевод слова, есть возможность озвучивания зада-ния. Ведётся подсчёт попыток и правильных и неправильных результатов.
-speller - функция похожа на предыдущую, но в случае ошибок диктор произносит слово по буквам, задача ученика - написать его правильно.
Здесь отличие заключается в возможности видеть свой прогресс - программа от-мечает слова, которые ученик знает полностью, частично и ещё не знает.
Функция test осуществляет проверку знаний лексики.
Возможные варианты заданий: подписать картинки, найти соответствие, множе-ственный выбор, правильно или неправильно.
Программа отмечает правильные и неправильные ответы, показывает правиль-ность в процентах и отметками.
Использование интернета для формирования и развития речевой составляю-щей коммуникативной компетенции.
На среднем и старшем этапах обучения английскому языку происходит смещение приоритета развития языковой составляющей коммуникативной компетенции к соб-ственно речевой и социокультурной.
В практике часто встречаются дети с низким уровнем мотивации к изучению ино-странного языка. Следовательно, одна из задач - организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировалась потребность в получении знаний, чтобы они видели результаты своей учебной деятельности и могли применять их на практике, в ре-альной жизни, в реальном общении.
Обучение говорению состоит в организации общения в парах и небольших груп-пах с использованием ролевых игр на базе аутентичной информации (меню ресторанов, предложения магазинов, расписание транспорта). Учащимся предлагаются сайты по определённой тематике, связанной с изучением в УМК темой.
Обучение аудированию состоит в совершенствовании фонетических навыков, контроле правильности понимания прослушанного текста, умении понимать аутентич-ную речь, которые достигаются путём прослушивания подкастов, при просмотре ви-деороликов.
Обучение чтению и письму осуществляется в рамках проектной деятельности, где, пользуясь предложенными источниками, ученики выбирают информацию из блогов и форумов, при обсуждении там каких-либо проблем. Незаменимым помощником в плане овладения умением чтения является онлайновая газета. Она позволит учащимся окунуть-ся в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий момент, увидеть происходящее с различных точек зрения. Можно предложить работать ученикам по двое и по трое и, исследовать интернет- статьи, охватывающие все стороны жизни: спорт, по-году, культуру. Преимущество такой работы заключается в полной вовлечённости всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться ис-следованием более трудного материала, в то время, как слабые ученики будут готовить отчёт о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.
В качестве примера развития навыков письменной речи можно использовать вари-анты работы с сайтом http://www.studentsoftheworld.info. Работать с ним можно начинать уже в 5 классе. Учащиеся могут прочитать рассказы их англоязычных сверстников о себе, заполнить регистрационную форму, чтобы найти друга, составив аналогичный рассказ. Кроме того, они могут общаться на форуме, темы которого соответствуют их возрасту и уровню владения иностранным языком. В разделе «Страны мира» можно познакомиться со страноведческой информацией. Представленная кратко и доступно, она даже на сред-нем этапе обучения становится основой для устного высказывания.
Использование Интернета для формирования и развития социокультурной со-ставляющей коммуникативной компенсации.
Социокультурная компетенция- приобщение к культуре, традициям, реалиям стра-ны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, инте-ресам, психологическим особенностям учащихся на разных этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения.
Раннее развитие данной составляющей коммуникативной компетенции было про-блематично, в учебниках не доставало не только иллюстративного, но и текстового мате-риала. На уроках было трудно рассказывают о достопримечательностях страны, об образе жизни её граждан, о традициях. С применением интернет технологий ситуация резко из-менилась в лучшую сторону. Дети получили новые источники информации по интересу-ющим их темам:
-из личной электронной переписки
-из статей интернет- ресурсов
-из статей электронных версий журналов и газет
-с помощью фотографий и видеороликов
-с помощью панорамного изображения высокой чёткости
-работая с аутентичными источниками –расписанием транспортного сообщения, меню, рекламными предложениями, буклетами.
Использование Интернета для формирования и развития учебно- познава-тельной составляющей коммуникативной компетенции.
Само определение учебно- познавательной компетенции гласит о том, что обуча-ющиеся должны знакомиться со способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур в том числе и с помощью новых информационных технологий. Работа может быть построена на основе учебных интернет- ресурсов. Целесообразно познако-мить с электронными словарями, с тем, как правильно организовать работу по переводу. Сайт quizlet.com также может быть использован детьми для самостоятельной работы с проблемной лексикой. Для актуализации знаний предлагается составить «облако из слов» самостоятельно.
Важно, что все эти умения имеют универсальный характер и могут пригодиться детям при работе на других уроках, при подготовке проектов.
Можно использовать следующие приёмы работы с интернет- ресурсами на разных этапах урока:
Основные этапы урока Содержание
Организационный момент Приветствие учителя
Постановка цели урока в начале Просмотр ролика с YouTube, прослушивание речи с дальнейшим обсуждением
Актуализация языковых зна-ний в начале урока или в процессе его по мере необхо-димости Чтение статьи, блога, форума с дальнейшим обсуждени-ем, выполнение упражнений
Первичное восприятие и усвоение нового теоретиче-ского учебного материала Просмотр видеоролика, видеолекции, прослушивание диалогов, чтение статьи, работа со словарём.
Применение теоретических положений при выполнении речевых упражнений Выполнение интерактивных упражнений.
Динамическая пауза Просмотр видеоролика, презентации, прослушивание аудио.
Обобщение усвоенного язы-кового материала Использование нового содержания в электронной пере-писке, написании комментариев к блогу, в форуме
Рефлексия деятельности Создание интеллект- карт
Контроль за процессом и ре-зультатом учебной деятельно-сти школьников Онлайн -тестирование.
Развитие универсальных учебных действий посредством использования ре-сурсов сети Интернет
Ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях и развитие способности их грамотно применять (ИКТ- компетентность) - важный элемент развития универсальных учебных действий, обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающих его результативность.
При освоении личностных действий у детей развивается:
-критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
-уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:
-оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
-использование результатов действия, размещённых в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товари-щами и учителями.
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
-поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, ин-формационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах инфор-мационных образовательных ресурсов;
-фиксация информации об окружающем мире и образовательном процессе, оциф-ровка с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования)
-структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуаль-ных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
-создание гипермедиа- сообщений, включающих текст, цифровые данные, непо-движные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
Подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой;
-построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реаль-ных и виртуальных конструкторов.
Наиболее приемлемы в практике обучения следующие приёмы: фронтальная рабо-та в классе, групповая и парная работа в классе или дома, самостоятельное выполнение упражнений на уроке, в освободившееся время (в качестве «резерва» для сильных уча-щихся), выполнение диагностических упражнений дома, выполнение контрольных упражнений в классе.
Использование интернет- ресурсов улучшает эффективность и качество образова-ния, ориентирует на современные цели обучения.
Литература:
1. Сысоев П. В., Евстигнеев М.Н. Внедрение новых учебных Интернет- мате-риалов в обучении иностранному языку (на материале английского языка и страноведе-ния США) http//www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.html
2. Сысоев П. В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет- ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе – 2008, № 6
3. Сысоев П. В., Евстигнеев М.Н. Учебные Интернет- ресурсы в системе язы-ковой подготовки учащихся// Иностр. языки в школе. – 2008, - № 8