Статья «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики»
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ю.Л. Иванчук
ГОУ ЛНР ССШ № 28, г. Стаханов
soschool28@mail.ru
Аннотация
В статье описаны пути развития коммуникативной компетентности учащихся как одной из ключевых компетенций нового образовательного стандарта. Руководствуясь опытом преподавания математики, автор акцентирует внимание на необходимости развития коммуникативных навыков современных школьников и предлагает некоторые приемы развития коммуникативной компетентности для использования на различных этапах урока математики.
Ключевые слова
Математика, коммуникативная компетентность, коммуникативные навыки, математическая грамотность, технология простых вопросов.
Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строгой обоснованной истины, а все это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка.
Александр Данилович Александров
В современном мире все большее значение приобретает умение людей взаимодействовать друг с другом. От того, насколько люди умеют и готовы общаться, обмениваться информацией, зависит эффективность работы, качество взаимоотношений, социальный климат. Важной составляющей межличностного общения является сформированная коммуникативная компетенция. Человек, имеющий развитые коммуникативные навыки, успешно взаимодействует с другими людьми в различных сферах деятельности: бытовой, учебной, социальной, производственной, культурной.
Поэтому для современного учителя проблема развития коммуникативной компетенции учащихся особенно актуальна. Одним из приемов формирования и развития коммуникативных навыков является использование на уроках различных техник вопросов, позволяющих учителю вовлечь в конструктивный диалог учащихся, тем самым активизируя их интеллектуальную, познавательную и творческую деятельность.
Цель данной статьи – поделиться опытом работы по обозначенной проблеме, раскрыть возможности применения техники простых вопросов как одного из способов развития коммуникативной компетенции учащихся.
Термин «коммуникативная компетенция» введен американским ученым-лингвистом, а в системе образования он появился в результате становления т.н. CBE-подхода (competence-based-education), аналогом которого является известный нам компетентностный подход. Понятие «компетентностный подход», в свою очередь, вошло в образование в результате освоения Россией Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Возникновение его обусловлено тем, что триединых «знаний-умений-навыков» стало недостаточно для описания интегрированных результатов образовательного процесса.
Итак, что же такое коммуникативная компетентность? Существует множество различных определений этого понятия. Вот два наиболее распространенные из них:
коммуникативная компетенция – это умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу [4, с.23]
коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество реальной личности [7, с.55]
Обобщая, можно сказать, что коммуникативная компетентность – это, прежде всего, готовность и способность к коммуникации, т.е. конструктивному общению. И на сегодняшний день это одно из важнейших качеств, необходимых человеку во всех жизненных ситуациях. Новый государственный образовательный стандарт определяет коммуникативную компетентность как основную (универсальную) компетентность учащихся.
Развитие коммуникативной компетенции на уроках математики дает возможность формировать и развивать у учащихся навыки логических рассуждений, умения структурировать и анализировать информацию, делать выводы, отстаивать собственную точку зрения.
Однако проблема в том, что далеко не все учащиеся сегодня имеют хотя бы базовые коммуникативные навыки. А те «сильные» учащиеся, которые обладают хорошим математическим мышлением и запасом знаний, оказываются не готовы применить их в новых для себя ситуациях, как на уроках, так и в жизни.
Современный мир – это мир информации. Чтобы быть востребованным в этом мире, современному школьнику необходимо учиться работать с информацией: грамотно отбирать ее (в том числе в сети Интернет), анализировать, перерабатывать и, конечно, уметь передавать.
То есть становится очевидным, что развитие коммуникативной компетенции является неотъемлемым условием формирования математической грамотности учащихся.
Поэтому, начиная с 5-6 класса, учителю необходимо большое количество времени уделять развитию коммуникативных навыков учащихся.
Условно структуру коммуникативной компетенции можно представить так:
устная (обсуждение, дискуссия, презентация, доклад);
письменная (чтение и получение информации, понимание и написание текстов).
Возникает вопрос: где, на каких этапах обучения учителю следует уделить внимание развитию коммуникативной компетенции учащихся?
Главным элементом учебного процесса был и по-прежнему остается урок. Поэтому на каждом этапе любого, даже стандартного, урока учитель может и должен обращать внимание учащихся на необходимость грамотного и четкого изложения материала.
Рассмотрим пример, как на различных этапах урока учитель может с помощью техники простых вопросов вовлечь учащихся в диалог и заставить их участвовать в процессе урока не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников. Именно такой подход заложен в требованиях новых государственных стандартов к современному уроку.
Так, на этапе проверки домашнего задания ученики представляют не просто ответы к заданиям, а комментируют или «представляют» («презентуют») его. Если ответы учащихся отличаются, можно предложить аргументировать свое решение и в процессе дискуссии определить правильное решение и ответ.
На этапе целеполагания учащимся можно предложить самостоятельно сформулировать цели и задачи урока (выдвинуть гипотезы и проверить их правильность).
На этапе актуализации знаний можно предложить ребятам ответить на ряд вопросов, например:
Знаете ли вы, как это посчитать? Какой порядок действий? Какие правила помогут выполнить это задание? Сможете посчитать устно? А есть идеи, как можно сделать проще? Можете сформулировать, каким правилом мы воспользовались?
На этапе первичного усвоения новых знаний вопросы могут быть такими:
Вы слышали когда-нибудь это словосочетание? А что вы знаете о…? Где в обычной жизни мы сталкиваемся с…? Как думаете, что тут можно сделать? Есть идеи, что можно сделать дальше? Повтори, пожалуйста, основную мысль материала, который мы обсудили. Если бы тебе нужно было другу объяснить то, что мы прошли, что бы ты сказал? Можешь теперь своими словами объяснить, что мы сделали? Приведи пример?
Первичная проверка понимания также может осуществляться учителем в виде диалога:
Есть идеи - с чего начать? Решали ли мы раньше такое? Какой будет план/порядок действий? Знаем ли мы формулу, которая бы связывала эти понятия? Кто знает правило об…? Какую формулу можем применить? Нет ли тут противоречия? Проговорим правило/метод, которым мы воспользовались.
На этапе первичного закрепления:
Проговори, пожалуйста полностью новый алгоритм/правило, который ты использовал/научился применять/запомнил. Как мы будем решать такую задачу в следующий раз? Если бы тебе нужно было другу объяснить то, что мы прошли, что бы ты сказал?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению может предполагать такие вопросы:
С чего ты начнешь выполнять это задание? Какое правило/теорему необходимо применить, чтобы выполнить это задание? Какая будет последовательность действий для выполнения этого задания? Какое самое трудное/простое задание? Что вызовет трудность при выполнении этого задания? Сможешь выполнить домашнее задание, не заглядывая в доп. источники?
Рефлексия:
Что из сегодняшнего урока вам запомнилось лучше всего? Что было труднее всего? Какие новые методы ты теперь знаешь? Можешь пересказать правило, которое мы изучили? Какие новые приемы мы применили на практике?
Таким образом, организуя урок в виде диалога, учитель, с одной стороны, имеет возможность вовлечь в работу всех учащихся, а с другой – заставляет учащихся говорить: формулировать мысли, проговаривать правила и алгоритмы, генерировать идеи и отстаивать их, учит работать в команде.
На нестандартном уроке возможностей для развития коммуникативных навыков еще больше. Помимо традиционной формы возможно использование и других типов урока: урок-диспут; урок-практикум; урок с использованием технических средств обучения; урок-игра; урок-путешествие; интегрированный урок; урок-интеллектуальный марафон и др.
Использование учителем инновационных технологий также расширяет возможности для развития коммуникативной компетентности учащихся. Наиболее удачные, на наш взгляд, технологии, позволяющие наиболее эффективно развивать коммуникативные навыки учащихся, это: проектная технология; технология проблемного обучения, технология развития критического мышления.
Отдельно стоит сказать о возможностях развития коммуникативной компетенции учащихся во внеурочной (внеклассной) деятельности. Это:
подготовка к олимпиадам, где задача учащегося – предложить различные нестандартные способы решения задания, выбрать наиболее рациональный из них и обосновать его;
кружковая деятельность, где учитель имеет возможность предложить учащимся сформулировать имеющиеся проблемы, остановиться на наиболее труднодоступном материале, подробнее разобрать «просевшие» темы и при этом выбирать те формы работы, которые будут наиболее результативными;
внеклассные предметные мероприятия: игры, конкурсы, соревнования (здесь даже те учащиеся, которые имеют средний или низкий уровень знаний, имеют возможность проявить кругозор, смекалку и сообразительность и выступить в роли активного участника).
И особенно показательным с точки зрения не только развития, но и оценки уровня коммуникативной компетенции учащихся, является, на наш взгляд, участие в работе научно-практических конференций, конкурсах-защитах ученических научно-исследовательских работ. Участие в подобных мероприятиях позволяет учащимся применить на практике навыки публичного выступления, ведения дискуссии, презентации результатов собственной деятельности.
Работая над проблемой развития коммуникативной компетенции учащихся, учителю, прежде всего, самому необходимо владеть навыками грамотной выразительной речи, умением излагать мысли четко, последовательно и эмоционально, готовностью к конструктивному общению.
Это помогает учителю работать творчески и интересно, а для ребенка урок становится самым любимым и увлекательным. Учащийся усваивает материал в процессе диалога, не замечая интеллектуальной нагрузки, быстро, весело, с удовольствием.
Использованная литература:
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 38 с.
Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 320 с.
Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях // О чем спорят в языковой педагогике. – М.: Еврошкола, 2004. – 236 с.
Седов К.Ф. Дискурс и личность. – М. Лабиринт, 2004. – 320 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля
Царенков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов// Русский язык за рубежом. – 1990. – М.