Занятие «Развитие координации и способы освоения чувства пространства при использовании техники модерн-джаз танец»
Методическая разработка занятия по модерн-джаз танцу
для детей 14-16 лет:
«Развитие координации и способы освоения чувства пространства при использовании техники модерн-джаз танец»
Изотова Е.А., руководитель театра современной хореографии «Горошины» Дворца детского и юношеского творчества г.Донецка»
Пояснительная записка
Жизнь в современном обществе ежедневно ставит перед нами задачи, причем они регулярно видоизменяются и обновляются. Для того, чтобы быть успешным и продуктивным, человеку нужно не зацикливаться на привычных и шаблонных действиях, а проявлять гибкость мышления, подвижность, стремление к взаимодействию и общению с другими людьми, быстро адаптироваться и ориентироваться в новых условиях, иметь силу воли, уверенность, уметь отстоять собственную точку зрения. Именно эти качества, так называемые Soft skills, прежде всего, развиваются в коллективе при взаимодействии с другими людьми, что стимулирует нас обращать внимание на организацию художественно-творческого процесса в коллективе. Одним из инструментов развития всех вышеперечисленных качества является танец.
С каждым годом настойчиво возрастает интерес к современному хореографическому искусству. Появляются новые танцевальные стили, которые привлекают внимание ценителей современного хореографического искусства. Развитие стилей способствует росту охвата детской и молодежной аудитории.
Среди многообразия форм воспитания подрастающего поколения занятия хореографией занимает особое место. В настоящее время хореографическое воспитание детей стремится приобрести системный характер. И это правильно, ведь занятия танцами учат детей создавать и понимать прекрасное, развивать фантазию и образное мышление. Танец формирует художественное «Я» человека и является богатейшим источником эстетических впечатлений. Из богатства направлений современного хореографического искусства остановимся подробнее на модерн-джаз танце.
Модерн-джаз танец – это непростое для исполнения и изучения направление, это своеобразная и самостоятельная форма искусства, в которой соединились движения, свет и музыка. Соответственно, такой вид хореографии требует особых навыков подготовки от обучающихся и глубоких знаний от педагога, возможный недостаток которых призвана восполнить данная методическая разработка.
Если заглянуть в историю, то модерн-джаз танец как историко-культурный феномен характеризуется нелинейным развитием, разнообразием сочетания эстетических, художественных стилей и направлений.
Но сегодня мы воспринимаем модерн-джаз как танец, который обогащает человека духовно и помогает его физическому развитию. И в наше время остается востребованным совершенствование разума, тела и души. Движения в этом танцевальном направлении диктуются природой и строятся по анатомическим законам движения человеческого тела.
Для всех исполнителей модерн-джаз танца общей тенденцией было стремление вдохновить зрителей новыми идеями, которые основывались на философском понимании танца, а инструментом было тело.
Несмотря на сложность, техникой модерн-джаз танца может овладеть практически каждый танцор, желающий стать лучше, чем был вчера. Важно лишь освоить чувство пространства, неустанно совершенствовать координацию и навыки импровизации.
Как научить воспитанника чувствовать это танцевальное направление?
Как добиться от ученика желаемой амплитуды движения?
Как не потеряться в пространстве?
На эти и другие вопросы отвечает данная методическая разработка занятия, созданная в помощь педагогам-хореографам, которые начинают свою работу с танцевальным направлением модерн-джаз танец.
Разработка занятия по модерн-джаз танцу для детей 14-16 лет
Тема занятия: «Развитие координации и способы освоения чувства пространства при использовании техники модерн-джаз танец».
Цель занятия: развить координационные качества и чувство пространства у обучающихся, используя техники джаз-модерн танца; воплотить полученные знания и навыки на практике.
Задачи занятия:
знакомство с танцевальным направлением модерн-джаз танец, его эстетикой и техническими принципами;
изучение соответствующей манеры исполнения данного танцевального направления;
развитие выносливости и силы;
развитие координации,
развитие чувства пространства;
формирование творческих способностей посредством импровизации, с использованием техники модерн-джаз танца;
усовершенствование полученных знаний и навыков на практике.
Методы: словесный и практический.
Необходимое обеспечение: просторный танцевальный зал с зеркалами, станками и хорошим освещением, гимнастические кубики, музыкальная аппаратура.
План занятия
Приветствие. Знакомство с танцевальным направлением модерн-джаз танец.
Разогрев: упражнения у станка, на середине зала, в партере.
Изоляция.
Упражнения для позвоночника.
Упражнения на развитие координации.
Кросс. Перемещение в пространстве.
Импровизация с использованием полученных знаний и навыков.
Подведение итогов. Поклон.
Ход занятия
Приветствие. Знакомство с танцевальным направлением модерн-джаз танец.
Педагог приветствует всех присутствующих зрителей. Поклон для обучающихся. Вводит в курс занятия, озвучивает цели и задачи урока, знакомит всех с танцевальным направлением модерн-джаз танец.
Период конца XIX – начала XX веков является наиболее прогрессивным временем развития модерн-джаз танца. Происходящие социокультурные и исторические изменения в различных уголках земли объясняют стремительно нарастающую популярность танца. И вместе с этим еще и интерес к необычным новым формам исполнения, смешению неординарных стилей и жанров.
Грандиозную перестройку искусства предложил модерн-джаз танец. Его главная идея заключалась в сотворении прекрасного, которого так не хватает окружающему миру, а целью было преобразование жизни эстетическими средствами. Богатым смысловым фоном обладали произведения этого стиля. Языком модернистского искусства являются абстрактные формы, но органические, живые, растущие и дышащие.
Модерн-джаз танец оказался некой созидательной вспышкой, всколыхнувшей всех деятелей искусства. Этот вид танца стал отчетливой альтернативой классическому танцу. Танцовщики этого направления повествуют зрителям о самых сокровенных душевных тайнах человека, используя для этого напряженную классическую музыку. Из одежды исполнители предпочитают простые туники и трико, зачастую танцуют босиком. Танец модерн – это всегда танец, до предела насыщенный эмоциями, стремящийся выразить духовные потребности человека. С возникновением танца модерн для танцовщиков появляются новые возможности благодаря использованию движений, которые выражают непомерную тяжесть и уродливость. Уродливые движения одновременно с эстетичными способствуют выражению эмоций и чувств.
Модерн-джаз танец обогащает человека духовно и помогает его физическому развитию. И в наше время остается востребованным совершенствование разума, тела и души. Движения в этом танцевальном направлении диктуются природой и строятся по анатомическим законам движения человеческого тела.
К первым идеям изучения танца модерн можно отнести поиски самоучки Франсуа Дельсарта (1811-1871) в области сценического движения. Будучи певцом по образованию, он столкнулся с трудностями, а именно – его голос ограничивал его в импровизации исполнения. Поэтому он начинает изучение взаимосвязи жестов и голоса. Идеи Франсуа Дельсарта распространились по всему миру. Его учения продолжает развивать Э. Жак-Далькроз. Он объединил систему выразительного жеста Ф. Дельсарта с музыкой. В основе этой системы лежало учение о ритме как о синтезирующем элементе органического слияния пластики и музыки.
В своей работе основной упор он делал на выражение ритмической структуры музыки через движения. В основном, такими движениями были хлопки, дирижирование, выбивание ритма ногами и простейшие гимнастические упражнения.
В своих трудах, Жак-Далькроз исследовал влияние музыкального ритма на формирование психики, разрабатывал новый способ для обучения музыке, следуя которому для быстрого и полного овладения ритмикой, эмоциональным характером и образным содержанием любого произведения, оно должно быть «телесно пережито» и воплощено в движение.
Основным в работе Э. Жак-Далькроза было выражение через движения ритмической структуры музыки. Его система проявлялась в попытке стереть все эстетические границы, которые мешают слиянию двух искусств, танца и музыки.
Дебют нового направления был очень удачным, так как невероятно тронул зрителя. Первооткрывателями в области сценического танца стали талантливые исполнители: Айседора Дункан, Лоуи Фуллер, Рут Сант-Денис, Тэд Шоун.
Задачу пластического отображения эмоций посредством небалетной техники пыталась внедрить Айседора Дункан. На сцене она использовала все возможности движения и была совершенно свободна. Танцевала она в свободной тунике, которая напоминала древнегреческую, и босая. Айседора использовала приближенные к естественным, повседневные движения, шаги, простые повороты, прыжки. Дункан отказалась от движений классической хореографии. В области хореографии главной темой ее творческих поисков была техника, которая способна передать душевные порывы и воплотить эмоции через естественную пластику. Благодаря своим поискам она заложила основу нового восприятия музыки, естественной красоты и простоты движения. Стиль Айседоры Дункан исчез вместе с ней, так как не имел определенной системы движений. Несмотря на это, она создала целый мир возможностей.
В России А. Дункан смогла не только найти своего зрителя, но и открыть ряд школ. Она распространяла свое, для периода того времени, новое танцевальное направление, сыграв важную роль в становлении и развитии нового танцевального искусства. Эта актуальность сохранилась и сегодня.
Параллельно с творчеством Дункан, начала свои поиски Лоуи Фуллер. Одно время они сотрудничали. Не имея никакой хореографической подготовки, она невероятно выразительно использовала движения рук и корпуса. Ее творческие поиски касались костюмов, декораций, света. Фуллер привязывала к рукам длинные планки, которые были покрыты большим количеством шелковой ткани, таким образом, она создавала силуэты языков пламени и бабочек.
Творческие поиски Айседоры Дункан также продолжила Рут Сант-Денис. В ее работах чувствовалось влияние религиозных и мистических танцев. Денис вместе с мужем и партнером Тэдом Шоуном в 1915 году открыли первую школу танца модерн «Денишоун». Ее название на долгое время стало символом профессионально танца модерн. Творчество Сант-Денис выражалось в визуализации внутреннего мира человека, а у Шоуна - в подчеркнутой художественности героев. Школа «Денишоун» породила американское направление танца модерн. Появление школы и поиски Шоуна в области теории и методики воспитания исполнителя послужили факторами того, что танец модерн постепенно превращается в определенную танцевальную систему, в которой были свои принципы и законы технического исполнения. В школе «Денишоун» были воспитаны лидеры направления танца модерн – Марта Грэхем, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, Хелен Тамирис, Ханья Хольм. Их заслуга состоит, прежде всего, в том, что каждый из них был не только блестящим исполнителем и хореографом, но и педагогом, который создал свою систему подготовки танцовщиков.
Первым педагогом, исполнительницей и хореографом была Марта Грэхем. Она последовательно создавала систему танца. На первых порах своего творческого пути М. Грэхем принадлежала к школе психологического реализма, но в дальнейшем она обратилась к легендарно-эпической и символической теме. В дальнейшем она создавала спектакли, которые были основаны на сюжетах библейской и античной мифологии. Ее стремлением было создание драматически насыщенного языка танца, который способен передать весь спектр человеческих переживаний.
Следующим по значимости среди хореографов и педагогов являлась Дорис Хэмфри. Она, как и М. Грэхем, окончила школу «Денишоун». Она первой в США преподавала композицию танца, а также свой опыт обобщила в книге «Искусство танца». Эта книга является первым учебником по искусству балетмейстера в модерн-джаз танце.
Изучение технических принципов модерн-джаз танца.
Изучение позиций рук, ног, корпуса. Основные положения. Contraction и release.
Разогрев
Ученики начинают хаотично ходить по всей площадке зала, сначала передом, потом задом. Обязательное условие: не сталкиваться. Постепенно убыстряется шаг до максимальной скорости и вдруг, по команде педагога, обучающиеся останавливаются и делают позы на полу из трех точек. Ученики фиксируют позу.
Далее возобновляется хаотичное движение шагом, убыстряя скорость. Вторично по команде педагога, воспитанники останавливаются и делают новые позы на полу из трех новых точек. Ученики фиксируют позу.
Далее возобновляется хаотичное движение шагом, которое постепенно переходит в бег передом. Бег передом по команде педагога меняется на бег задом. По команде педагога, обучающиеся резко останавливаются на любом месте.
Упражнения у станка: перегибы и наклоны торса, demi и grand plie по параллельным и выворотным позициям, упражнения для разогрева стопы с использованием кубиков.
Упражнения на середине зала: спирали и изгибы торса, наклоны, упражнения на напряжение и расслабление, упражнения для разогрева подколенной связки с использованием кубиков.
Упражнения в партере: упражнения для стоп с использованием кубика, упражнение стрэтч-характера.
Изоляция.
Голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, sundari. Движения исполняются вперед-назад и из стороны в сторону, диагонально, крестом и квадратом. Плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, «восьмерка», твист, шейк. Грудная клетка: движения из стороны в сторону и вперед-назад, горизонтальные и вертикальные кресты и квадраты. Начинать крест и квадрат с разных точек. Пелвис: крест, квадрат, круги, полукруги, «восьмерка», shimmi, jelly roll. Руки: движения изолированными ареалами, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой целиком, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты. Ноги: движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп из параллельного в выворотное положение. Исполнение всех движений, как по параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра, исполнение движений выворотной и невыворотной ногой.
Упражнения для позвоночника.
Flat back вперед, назад, в сторону, лимбо, полукруги и круги торсом. Deep body bend. Твист и спирали. Contraction, release, high release. Contraction в центр тела, side contraction. Положение arch, low back, curve и body roll («волны» — передняя, задняя, боковая).
Упражнения на развитие координации.
Свинговое раскачивание двух центров. Параллель и оппозиция в движении двух центров. Принцип управления, "импульсные цепочки". Координация движений рук и ног без передвижения. Бицентрия: движения двух центров в параллель и оппозицию. Перемещение в пространстве шагами с координацией рук и изолированных центров. Трицентрия в параллельном направлении. Соединение движений нескольких центров в различных ритмических рисунках. Использование различных ритмов в исполнении движений, например, один центр исполняет движение медленно и плавно, другой акцентировано и резко.
Кросс. Перемещение в пространстве.
Обучающиеся начинают хаотично ходить по всей площадке зала, разгоняя скорость шага до бега. Бег разгоняем до максимального хаотичного бега. По команде педагога, обучающиеся резко останавливаются, и садятся на ягодицы. Начинается вращение на полу в любую сторону, педагог считает до тридцати. Далее ученики резко встают на одну любую ногу, вторая нога оторвана от пола в любом положении. Руки открыты в стороны. Сразу закрывают глаза и пытаются устоять как можно дольше в этом положении.
Шаги с трамплинным сгибанием коленей при передвижении из стороны в сторону и вперед-назад. Шаги по квадрату. Шаги с мультипликацией. Основные шаги афро-танца. Трехшаговые повороты и полуповороты на двух ногах. Триплеты с продвижением вперед, назад и по кругу. Прыжки: hop, jump, leap.
Комбинации шагов, соединенные с вращениями и стабильными позами (вращение на двух ногах и на одной ноге). Использование contraction и release во время передвижения. Вращение как способ передвижения в пространстве. Комбинации прыжков, исполняемых по диагонали. Соединение шагов с изолированными движениями двух центров.
Импровизация с использованием полученных знаний и навыков.
Самостоятельное выполнение танцевальной импровизации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней, различных способов вращения и прыжков.
Подведение итогов. Поклон.
Педагог вместе с обучающимися проговаривает весь изученный материал, как усвоили материал, с чем возникли сложности. Слушает пожелания и предложения (если они возникают). Подводит итог о выполнении поставленных целей и задач. Благодарит обучающихся и зрителей за урок. Поклон. Аплодисменты себе.
Рекомендации по музыкальному материалу
для занятий модерн-джаз танца:
https://music.yandex.ru/users/yatsa1977/playlists/1045
https://zvyki.com/q/для+джаз+модерна/
https://vk.com/vamosabailar/jazzmodern
Рекомендации для самостоятельного просмотра видеоматериала:
https://vk.com/im?peers=37403168&sel=8401775&z=video-38152409_163952644%2Fd0f7190ba7fbe761a9
https://arzamas.academy/materials/1452
9