12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Рутковская Ольга Геннадьевна22 |
Конспект урока на тему «Игры и игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве, координации движений. Профилактика плоскостопия»
Технологическая карта урока
Школа: МБОУ «Школа-интернат №8» г. Саяногорск
Предмет: физическая культура
Учитель: Рутковская Ольга Геннадьевна
Класс: 3 класс 4 год обучения (ФГОС - обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)
Раздел: Подвижные игры
Тема урока: Игры и игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве, координации движений. Профилактика плоскостопия.
Планируемые результаты:
Предметные: | научатся: регулировать физическую нагрузку во время занятий; соблюдать технику безопасности в процессе выполнения учебных заданий; получат возможность научиться: находить отличительные особенности в выполнении физических упражнений разными учениками, выделять отличительные признаки. |
Базовые учебные действия:
| познавательные – овладеют способностью понимать учебную задачу урока, и стремится ее выполнять; научатся отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни коммуникативные – овладеют способностью слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение регулятивные – научатся оценивают свои достижения на уроке |
Личностные: | научатся: демонстрировать положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. |
Тип урока: урок образовательно-тренировочной направленности
Метод проведения: фронтальный,индивидуальный, групповой, поточный.
Технологии: здоровьесберегающие технологии, элементы технологии проблемного обучения, группового обучения
Оборудование и инвентарь: мультимедийное устройство, свисток, гимнастическая скамейка, коврик с крышками, обручи, гимнастическая палка, газета, шишки, корзины, малые мячи, цветная лента, цветная веревка, палочки.
Место проведения: спортивный зал
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Базовые учебные действия | Виды контроля |
Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к изученного нового материала | Проводит построение в шеренгу. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового материала | Выполняют построение. Слушают и обсуждают тему урока. | Фронтальная | Личностные: учатся сотрудничатьсо взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации, учатся работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Устный опрос. |
Актуализация знаний | Просмотр презентации на тему «Закаливание» Слайд №1,2,3,4 | «Ребята! Сегодня у нас урок, который не похож на предыдущие. Прежде чем начать его, нам нужно отгадать ребус». Беседа по теме «Закаливание». | Участвуют в беседе. Отгадывают ребус.
| Фронтальная
| Личностные: учатся,активно включатся, в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности; Регулятивные: учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, уметь быстро переключаться от выполнения одних движений на другие Познавательные: формируется умение определять способы дальнейших действий в рамках предложенных условий | Устный опрос.
Осуществление самоконтроля по образцу.
Выполнение действий по инструкции.
Выполнение действий по инструкции.
Выполнение действий по инструкции. |
Выполнение организующих строевых команд | Даёт команды: «Равняйсь!», «Смирно», затем: «Направо!», «Налево в обход шагом марш!». | Слушают команды, правильновыполняют упражнения.
| Фронтальная
| |||
Ходьба босиком, с заданием: Полоса препятствий: - ходьба по гимнастической скамейке. - коврик с крышками, - прыжки из обруча в обруч. - ходьба по гимнастическим палкам. - передвижение, в упоре лежа подтягиваясь руками по гимнастической скамейке |
Обращает внимание на положение рук, спины. Следит за выполнением упражнения(аккуратно, не толкаться). Помогает, учащимся корректировать, и исправлять ошибки, контролирует технику безопасности.
| Самоконтроль правильного выполнения упражнения.
Выполняют учебные действия, используя речь с целью регуляции своей деятельности
| Поточная Индивидуальная
| |||
Бег с заданием: То же, что ходьба полоса
- бег со сменой лидера.
| Обращает внимание на бег (в медленном темпе)
Смена лидера происходит по сигналу, замыкающий в колонне выполняет ускорение, обгоняет и занимает место направляющего | Самоконтрольправильности выполнения упражнения.
Договариваются о распределении функций и ролей совместной деятельности.
|
Поточная
Индивидуальная | |||
Ходьба
| По окончанию бега даёт команду: «Восстановление дыхания» Формирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет контроль | Взаимоконтроль правильности выполнения упражнения.
| Поточная
| |||
Упражнения на предупреждение плоскостопия См. карточку №1 | Объясняет технику правильного выполнения упражнений. Показывает, как правильно выполнить упражнение. | Самоконтроль правильности выполнения упражнения.
| Фронтальная | |||
Изучение нового материала | Полоса препятствий См. карточку №2 | Объяснят технику правильного выполнения упражнений. Показывает образец на примере более подготовленного ученика. | Образно воспринимают двигательные действия, выделяют более сложные элементы техники выполнения упражнения. | Групповая
Индивидуальная
| Личностные: формируются этические чувства,проявление доброжелательности,эмоционально- нравственная отзывчивость и взаимопомощь, учатся сопереживать чувствам других людей.Регулятивные: учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и в правильно выбранном направлении. Познавательные: учатся понимать информацию, правильно переносить её в движение; определять способы дальнейших действий в рамках предложенных условий Коммуникативные: формируется умение обсуждать содержание и результат совместной деятельности, аргументировать и обосновывать свою точку зрения. Предметные: формируются физические качества (общая выносливость, сила, ловкость, координация движений и т.д.). | Осуществление самоконтроля по образцу.
Выполнение действий по инструкции.
Выполнение действий по инструкции. |
Подвижная игра «Собери крышку» См. карточку №3 | Объясняет правила игры. | Соблюдают технику безопасности во время игры, умение концентрировать внимание и психо-эмоциональное состояние во время игры |
Соревновательная
Индивидуальная
| |||
Зарядка для глаз Слайд №5
| Объяснят технику правильного выполнения упражнений.
| Самоконтроль правильности выполнения упражнения.
| Фронтальная
| |||
Игровые двигательные упражнения с газетой См. карточку №4 | Объясняет технику правильного выполнения упражнений. Показывает правильное выполнение.
| Взаимоконтроль правильности выполнения упражнения.
| ФронтальнаяИндивидуальная | |||
Итоги урока. Рефлексия | Слайд № 6,7
|
| Самоконтроль правильности выполнения упражнения.
| Фронтальная
| Личностные:учатсяпонимать значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные:учатсяпрогнозировать результаты уровня усвоения изученного материала. | Оценивание учащихся за работу на уроке. |
Обобщение полученных на уроке сведений
| Проводит беседу по вопросам: - Что нового узнали сегодня на уроке? - Чему сегодня научились? - Чем мы занимались сегодня на уроке? - С какими заданиями вы справились легко? - Всё ли у вас получилось?
| Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
| Фронтальная | |||
Домашнее задание
| Нарисовать виды «Закаливания»
| Самоконтроль правильности выполнения упражнения. |
| |||
Организационный выход из спортивного зала | Прощается и провожает учащихся. |
|
|
Приложение №1
Упражнения на предупреждение плоскостопия
«Окно» | - ребенок, стоя на полу, разводи и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола. | |
«Каток».
| - ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой. 3. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой | |
«Сборщик»
| - И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске. | |
«Художник»
| - И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. | |
«Гусеница»
| - И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно. | |
«Серп»
| - И.П. – тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. | |
«Мельница» | - И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях. | |
«Барабанщик» | - И.П. – тоже. Стучим, носками ног не касаясь, его пятками. |
Приложение №2
Полоса препятствий
Название этапа | Цель упражнения | Схема |
«Рука, нога» | Развитие интереса и мотивации к участию в игровых двигательных заданиях. Формирование культуры понимания значения двигательной активности в жизни человека. Психологическое значение упражнения: Развитие наблюдательности, памяти, внимания; умения общаться с самим собой и другими людьми; преодоление негативных эмоций. | |
«Линия цвета» | Демонстрация широких возможностей развития собственной двигательной активности с помощью самых обычных предметов. Психологическое значение упражнения: Развитие внимания, умения сосредотачиваться, ловкости. | |
«Лабиринт» | Развитие двигательной активности учащихся с помощью нестандартных приемов и методов. Психологическое значение упражнения: Осознание учащимися необходимости занятий по развитию собственной двигательной активности; развитие внимания, координации движений; воспитание уважения к себе и другим. | |
«Цветные дорожки» | Стимулирование двигательной активности детей во время учебных действий. Развитие интереса к собственной двигательной активности. Психологическое значение упражнения: Осознание необходимости двигательной активности в жизни человека. Развитие памяти, внимания и внимательности, умения преодолевать трудности. | |
«Классики» | Развитие интереса детей к занятиям физической культурой и спортом. Психологическое значение упражнения: Развитие памяти, внимания, способности к имитации, ловкости. | |
«Мяч в цифре» | Стимулирование интереса к собственным физическим возможностям. Мотивация развития собственной двигательной активности. Психологическое значение упражнения: Развитие внимания, памяти, координации движений. |
Приложение №3
Подвижная игра «Собери крышку»
Цель: профилактика плоскостопия, умение ориентироваться в пространстве.
Инвентарь: свисток, мел, шишки.
Инструкция: Учащиеся стоят в кругу. По сигналу учителя, бегут к центру зала, пальцами ног берут шишку, и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее закончит собирать шишки.
Методическое указание:
Игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.
Приложение №4
Игровые двигательные упражнения с газетой
Название упражнения | Содержание упражнения | Схема |
«Снежная баба» | Участникам нужно представить себя, что они должны лепить снежную бабу. Для выполнения упражнения они становятся на колени и: - катят свернутую газету перед собой обеими руками; - катят газету попеременно левой и правой рукой как можно дальше от себя и к себе; -катят газету друг другу, меняясь ими | |
«Глаза в глаза» | Участники садятся напротив друг друга за стол и смотрят друг другу в глаза. При этом они катят друг другу свернутую газету: - руками по столу; -ногами под столом, едва к ней прикасаются; - участники меняются под столом газетами, не отрывая, взгляда друг, от друга; - поднимают газету на стол с помощью рук, катя ее по ноге и глядя друг другу в глаза | |
«Навстречу друг другу» | Участники стоя друг напротив друга. Они бросают газету друг другу: - вертикально; - горизонтально; - ловят газету, стоя на одной ноге; - ловят газету, сидя на корточках
| |
«Жонглеры» | Участники сидят. Попеременно они держат правую и левую руку перед грудью и кладут на локоть свернутую газету, они должны: -встать и сесть; - взять газету между ног и пройти с ней по залу, не потеряв её при ходьбе | |
«Совместный полет» | Участники стоят спиной друг другу. Они вдвоем вертят газету вокруг себя: - газету передается правой рукой за спиной в левую руку; - точно также они выполняют задание противоположной стороны и вращают газету вместе во всех направлениях. |
|
Литература:
А. Бишаева Учебник Физическая культура М.-2010
Физическая культура в специальном образовании. — М., 2009
К. Д Дворкин, Давыдов. Физическое воспитание студентов Феникс Ростов на Дону 2008
Физическая культура в специальном образовании 2010
Коррекционные и подвижные игры. 2011
Адаптивная физическая культура в школе-ГАФК им. Лесгафта 2010
Здоровье и физическая культура студента—М.2009