12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дашкеева Галина Степановна73
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Новый Уренгой
1

«Развитие креативного мышления на занятиях по основам журналистики. Компетентностный подход»

Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Основная задача педагога – развить интерес, пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению действительности, возбудить постоянное стремление больше знать, сформировать стремление к поиску в открытии мира.

 Качество образования измеряется не только количеством пятерок и  числом победителей разных предметных олимпиад. Результатом нового образования должен стать «качественный» человек, настоящая личность, гражданин, ответственный и за собственную судьбу, и за судьбу своего края, своей страны.

Детская и юношеская журналистика уже давно стала самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Она является важным элементом системы воспитания подростков, приобщает их к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит средством коммуникации. На сегодняшний день популярность юношеской журналистики подтверждает еще и тот факт, что практически  каждое учебное заведение выпускает собственную газету или журнал.

         В профессиональном образовании актуальной является разработка инновационных технологий обучения на основе компетентностного подхода, которые обеспечивают качественную подготовку обучающихся. Под профессиональными компетенциями понимается совокупность умений, основу которых составляют  предметно-специализированные  знания, умения и навыки.

                Необходимым условием эффективности обучения при компетентностном подходе является личное включение обучающегося в активную деятельность. Задача педагога – продумать, организовать и обеспечить необходимые условия для активной работы обучающихся. Особое внимание необходимо уделить тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности, способствующих развитию критического мышления.

Основные методы обучения:

- методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии);

- метод проблемного обучения (беседа, проблемный семинар);

- методы активизации творческого мышления (мозговой штурм);

- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного);

- выполнение лабораторных и практических работ.

Необходимо помнить, что нет универсальных приёмов формирования и развития профессиональных компетенций. Таким образом, центральным моментом в организации обучения в рамках компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих обучающихся.

 На базе нашего учреждения действует детское  объединение «Ньюсмейкер». В этом учебном году, с целью - создание условий для развития возможностей обучающихся получить знания и практический опыт допрофессинальной подготовки в области журналистики и творческой деятельности, создание условий для свободного эмоционального контакта, творческих способностей и творческой фантазии детей, я реализую проект «Юный журналист». Специфической чертой проекта является участие в телевизионном проекте, а также возникновение и успешное развитие юнкоровской прессы – газеты «Дружба», где ребята сами могут размещать свои репортажи, интервью, видео сюжеты, статьи, стихи, очерки, то есть на всех уровнях производства информационного продукта – от репортера до главного редактора работают сами дети. Они становятся не зрителями информационного потока, а становятся активными участниками социального проекта. Это отличный способ для реализации творческих способностей ребят с младших лет, но и также для формирования опыта в будущей карьере и для социализации в обществе.  В жизни каждого из детей наступает время, когда вплотную встает вопрос: «Какую профессию выбрать?», «Куда пойти учиться дальше?». Здесь важно не ошибиться, ведь от того, насколько удачно они выбрали будущую профессию, насколько она соответствует их интересам и возможностям, зависит дальнейшая жизнь. Задача проекта дать представление о профессии журналиста.

В целом обучение по программе «Основы журналистике» направлено на социализацию обучающихся, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить  их среди других людей.  Такие занятия дают возможность реализоваться таким качествам, как самостоятельность, ответственность за выбранное дело.

Как показывает практика, привить интерес к предмету, развить интеллектуальные способности, познавательную сферу, творческий  потенциал детей довольно трудно  в условиях традиционного обучения. Но научиться ясно и правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – необходимо каждому. В связи с этим возникла необходимость поиска таких форм и методов работы, которые позволили бы развить творческие способности каждого ребёнка.

Также, важным качеством, которое формирует газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное.  Занятиям творческого объединения присуща практическая направленность.  Занятия в пресс-центре способствуют развитию творческого начала, формированию познавательной самостоятельности   и активности обучающихся, учат их бережному отношению к языку.

У ребят формируется интерес к самому процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату. Анализ творческой деятельности показал, что работа в газете способствует развитию коммуникативных и информационных компетенций.

         Занятия в ДО «Ньюсмейкер» расширяют кругозор, учат ответственности за свою работу, развивают коммуникабельность, формируют «креативное мышление». Обучающиеся выступают на публике, демонстрируют полученные знания, сформировавшиеся умения и навыки, учатся друг у друга в процессе взаимодействия в парных, групповых формах работы. Педагог – не просто наставник, он – тьютер, который ведет обучающегося, но, в тоже время, представляет ему поле для самостоятельной деятельности. Поэтому я уделяю внимание именно практическим заданиям, ориентированным на творческую составляющую.

Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Основная задача педагога – развить интерес, пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению действительности, возбудить постоянное стремление больше знать, сформировать стремление к поиску в открытии мира.

 Качество образования измеряется не только количеством пятерок и  числом победителей разных предметных олимпиад. Результатом нового образования должен стать «качественный» человек, настоящая личность, гражданин, ответственный и за собственную судьбу, и за судьбу своего края, своей страны.

Детская и юношеская журналистика уже давно стала самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Она является важным элементом системы воспитания подростков, приобщает их к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит средством коммуникации. На сегодняшний день популярность юношеской журналистики подтверждает еще и тот факт, что практически  каждое учебное заведение выпускает собственную газету или журнал.

         В профессиональном образовании актуальной является разработка инновационных технологий обучения на основе компетентностного подхода, которые обеспечивают качественную подготовку обучающихся. Под профессиональными компетенциями понимается совокупность умений, основу которых составляют  предметно-специализированные  знания, умения и навыки.

                Необходимым условием эффективности обучения при компетентностном подходе является личное включение обучающегося в активную деятельность. Задача педагога – продумать, организовать и обеспечить необходимые условия для активной работы обучающихся. Особое внимание необходимо уделить тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности, способствующих развитию критического мышления.

Основные методы обучения:

- методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии);

- метод проблемного обучения (беседа, проблемный семинар);

- методы активизации творческого мышления (мозговой штурм);

- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного);

- выполнение лабораторных и практических работ.

Необходимо помнить, что нет универсальных приёмов формирования и развития профессиональных компетенций. Таким образом, центральным моментом в организации обучения в рамках компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих обучающихся.

 На базе нашего учреждения действует детское  объединение «Ньюсмейкер». В этом учебном году, с целью - создание условий для развития возможностей обучающихся получить знания и практический опыт допрофессинальной подготовки в области журналистики и творческой деятельности, создание условий для свободного эмоционального контакта, творческих способностей и творческой фантазии детей, я реализую проект «Юный журналист». Специфической чертой проекта является участие в телевизионном проекте, а также возникновение и успешное развитие юнкоровской прессы – газеты «Дружба», где ребята сами могут размещать свои репортажи, интервью, видео сюжеты, статьи, стихи, очерки, то есть на всех уровнях производства информационного продукта – от репортера до главного редактора работают сами дети. Они становятся не зрителями информационного потока, а становятся активными участниками социального проекта. Это отличный способ для реализации творческих способностей ребят с младших лет, но и также для формирования опыта в будущей карьере и для социализации в обществе.  В жизни каждого из детей наступает время, когда вплотную встает вопрос: «Какую профессию выбрать?», «Куда пойти учиться дальше?». Здесь важно не ошибиться, ведь от того, насколько удачно они выбрали будущую профессию, насколько она соответствует их интересам и возможностям, зависит дальнейшая жизнь. Задача проекта дать представление о профессии журналиста.

В целом обучение по программе «Основы журналистике» направлено на социализацию обучающихся, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить  их среди других людей.  Такие занятия дают возможность реализоваться таким качествам, как самостоятельность, ответственность за выбранное дело.

Как показывает практика, привить интерес к предмету, развить интеллектуальные способности, познавательную сферу, творческий  потенциал детей довольно трудно  в условиях традиционного обучения. Но научиться ясно и правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – необходимо каждому. В связи с этим возникла необходимость поиска таких форм и методов работы, которые позволили бы развить творческие способности каждого ребёнка.

Также, важным качеством, которое формирует газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное.  Занятиям творческого объединения присуща практическая направленность.  Занятия в пресс-центре способствуют развитию творческого начала, формированию познавательной самостоятельности   и активности обучающихся, учат их бережному отношению к языку.

У ребят формируется интерес к самому процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату. Анализ творческой деятельности показал, что работа в газете способствует развитию коммуникативных и информационных компетенций.

         Занятия в ДО «Ньюсмейкер» расширяют кругозор, учат ответственности за свою работу, развивают коммуникабельность, формируют «креативное мышление». Обучающиеся выступают на публике, демонстрируют полученные знания, сформировавшиеся умения и навыки, учатся друг у друга в процессе взаимодействия в парных, групповых формах работы. Педагог – не просто наставник, он – тьютер, который ведет обучающегося, но, в тоже время, представляет ему поле для самостоятельной деятельности. Поэтому я уделяю внимание именно практическим заданиям, ориентированным на творческую составляющую.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.