Эссе: «Как я реализую компетентностный подход на уроках биологии»

0
0
Материал опубликован 8 January 2016

 Смурыгина Т.В.

МОУ СОШ №3 г. Аткарск, Саратовской области

учитель биологии

     Ведущей тенденцией современной педагогической теории  и практики является компетентностный подход, согласно которому под компетентностью понимают качество личности, проявляющейся в деятельности, основанной на знании и опыте. Однако не всякая активность человека может быть названа деятельностью. Деятельностью может быть названа только такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека. То есть, человеческая активность только в том случае является деятельностью, если она приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового в этом преобразовании. Компетентность учащегося – способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни средствами знаний, умений и навыков, полученных в обучении. Эту способность можно только сформировать, передать ее, как знание, невозможно. Вот почему говорить о компетентности можно только применительно к деятельности, т.к. вне опыта реального дела быть компетентным в этом деле невозможно. 

       Проблема, над которой я работаю - формирование компонентов учебной деятельности. Основной метод, которым я пользуюсь при организации деятельности детей на своих уроках – это  учебная задача. Я стараюсь, чтобы практически на каждом уроке, а не только на постановочных, ребята ставили перед собой определенную задачу, намечали пути ее решения в зависимости от условий, в которых оказались. А затем контролировали и оценивали открытый или применяемый способ действия. Оказываясь на каждом уроке в условиях учебной деятельности, ребята постепенно овладевают основными учебными действиями: моделированием, анализом, синтезом, обобщением, контролем и самооценкой.  Ставя в своей работе акцент на формирование у учащихся учебной деятельности, я прекрасно понимаю, что это невозможно без наличия внутренней мотивации к учению. Поэтому с первых дней пребывания детей в школе, я работаю над формированием у них учебно-познавательного интереса.

    Анализируя психологическую литературу, я выяснила, что для того, чтобы возникла внутренняя мотивация, необходимо использовать средства внешней мотивации. Когда ребенку станет интересно само содержание учебного предмета, тогда возникнет глубокая потребность разобраться в том, что такое живой организм, как он устроен, как он возник, почему одни организмы вымели, а другие существуют до сих пор. А для того, чтобы возникла такая потребность мне, как учителю нужно «втянуть» его в это содержание, сделать его понятным и интересным для ребенка. Для этого я использую различные приемы и средства: яркие, интересные сюжеты уроков, предметно-практическую деятельность, задания-ловушки, задания с несколькими вариантами решения, дидактические игры. Кроме того, я понимаю, что детям комфортнее работать в условиях благоприятного эмоционального климата  на уроках. На моих уроках дети имеют право на ошибку. Они не боятся высказывать свои суждения, даже если эти суждения являются ошибочными. Я уверена, что реализация поставленных мною задач невозможна и без осознания учащимися факта, что учитель и ученик на уроке являются равноправными партнерами и участниками учебной деятельности. Поэтому практически все мои уроки проходят в режиме учебного диалога. А это подразумевает очень глубокое знание учителем программы, постоянная работа на уроке по увеличению и совершенствованию словарного запаса детей, овладение ими учебной терминологией. Для того чтобы дети пользовались правильным биологическим языком, я сама всегда слежу за своей речью и использую изученные биологические термины при формулировке заданий или обсуждении учебной задачи. Для меня очень важно сформировать у моих учеников достаточно адекватную, рефлексивную самооценку. 

Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности:

-  способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной,

- способность анализировать собственные действия.

Обе эти способности активно формируются во всех звеньях учебной деятельности, однако, центром, узловой точкой их формирования и функционирования является учебное действие оценки. Действие  оценки – это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний не хватает. Действие оценки – это «умение определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач» (Давыдов В. В.).Для того, чтобы научить ребенка знать о своем незнании, не действовать в новой ситуации наугад, а остановиться, понять, чего не хватает для успешного действия, я создаю на уроках особые учебные ситуации неопределенности или задания с недостающими данными.

      Очень важной я считаю проблему формирования действия контроля. Ведь только тогда, когда контролирующая функция отдана ребенку, он осознаёт не только структуру собственных действий, но и их основание. Может ответить на вопрос: «Почему ты так действуешь? Можно ли действовать иначе?» На своих уроках, я учу детей проверять вначале действия ребят у доски, затем организовываю взаимопроверку в парах, а после этого проверять и оценивать их собственные действия. Но для того, чтобы дети умели контролировать других и себя, они должны понимать основания собственных действий.

Необходимость перехода к компетентностному обучению у меня  не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход

      Таким образом, я считаю, что компетентностный подход не только прививает у моих учеников интерес к учёбе, но и   способствует формированию умения учиться.

Комментарии
Комментариев пока нет.