Методы критического мышления, применяемые на занятиях по «Основам права»
Педагогические науки/5.Современные методы преподавания.
Магистр юридических наук Суздальцева П.А.
Петропавловский гуманитарный колледж им. Магжана Жумабаева, Республика Казахстан
Современные методы правового обучения
По определению специалистов, педагогические технологии - это «упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса». В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков. Именно интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности, самостоятельному осмыслению сущности права и формированию потребности в соблюдении его установок. Преподавателю правовых дисциплин отводится ведущая роль в процессе развития мотивов, он должен вызвать интерес к определённой дисциплине, поддерживать его и развивать, расширять кругозор, наполняя определённым научным содержанием, влиять на внутреннюю мотивацию обучающихся, направленную на получение удовлетворения от результатов своего труда. Весьма результативны в правовом обучении так называемые технологии «попс-формулы», разработанные профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. Попс-формула используется при организации споров и дискуссий. Данный прием помогает построить краткий, но аргументированный ответ, в котором содержится и мнение учащегося, и объективные факты. К тому же, ПОПС формула побуждает собеседников принять участие в дискуссии и выразить свою позицию. Данная формула является эффективным инструментом контроля качества усвоения учебного материала учащимися по всем гуманитарным дисциплинам.
В рамках технологии «критическое мышление» часто используется такой педагогический прием, как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим студенту отслеживать понимание прочитанного текста. Учащиеся анализируют текст и заполняют таблицу согласно отмеченным пунктам. После чего следует стадия осмысления. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.
Еще один прием технологии критического мышления - это «Кубик Блума», разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Этот метод уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Это могут быть, как уточняющие вопросы, так и творческие, которые содержат в себе элемент предположения и вымысла. Прием критического мышления «Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта: вопросы формулирует сам преподаватель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком; второй вариант, когда вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Далее к прием критического мышления, который мы используем на занятиях по дисциплине «Основы права» является прием «Фишбоун». Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. Схемы «Фишбоун» дают возможность: организовать работу участников в парах или группах; развивать критическое мышление; визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; ранжировать факторы по степени их значимости. С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой правовой ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
Еще один прием, который всегда интересен студентам - это метод эвристической беседы «Шесть шляп мышления», который впервые был предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. «Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение новой темы, отдельной проблемы, информации и выявить разные стороны восприятия и оценки со стороны шести разных позиций. Данный прием мы очень часто применяем на занятиях. Благодаря этому методу креативного мышления, у студентов наблюдается явный интерес к изучаемому материалу. Этот прием способствует повышению мотивации к обучению у учащихся.
В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания. В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и просвещения.
Как показывает практика, на выбор методов правового обучения влияют, как правило, цели и задачи занятия, способности и уровень подготовленности учебной группы, особенности правового материала. С учетом данных критериев выбор активных методов обучения позволяет подобрать оптимальные формы обучения праву, что является достижением поставленной цели и выполнением в полном объеме поставленных задач на занятиях по «Основам права».
Таким образом, применение инновационных методов обучения при проведении учебных занятий, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, позволяют повысить мотивацию студентов к учебной деятельности и повышению качества знаний учащихся.
Литература:
1. Сластенин В.А., Руденко Н.Г. О современных подходах к подготовке учителя// Педагог. -1997. -№ 3.
2. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Учебные плакаты «Правила работы в малых группах»; «Правила проведения мозгового штурма»; «ПОПС-ФОРМУЛА»; «Этапы анализа казуса». СПб., 2002
3. Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт/ Сборник материалов. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002.
Ястребова Элла Ревнеровна