Статья «Развитие критического мышления на уроках истории»
Развитие критического мышления на уроках истории
Современная парадигма образования уделяет большое внимание развитию критического мышления обучающихся, умению самостоятельно размышлять и анализировать исторические события прошлого. При изучении истории как одной из гуманитарных наук необходимо уделять внимание формированию аналитического мышления, критического подхода к изучению исторических проблем.
Любое историческое событие, изучаемое в курсе истории требует анализа причинно-следственных связей и возможных альтернатив, последствий и исторического значения. Учащиеся, изучая историю мировых держав, историю Отечества и родного края, рассматривают эволюцию государственности и общественного строя, закономерности исторического процесса.
На занятиях по истории формирование критического мышления возможно несколькими способами.
1. Критическое мышление можно формировать при работе с историческими источниками, документами, сравнивая, сопоставляя исторические факты и источники, в которых они отражены. Анализировать документы, выявляя общие черты и отличия можно построить урок по истории дрейней Руси. Здесь можно организовать работу с летописями, Повестью временных лет, описать норманскую теорию возникновения государства, проанализировать деятельность первых русских князей. Изучая отрывки летописей, можно рассмотреть описание тех или иных значимых военных сражений, например Невской битвы, Куликовской битвы и др.
Кроме того, можно использовать в работе правовые документы, отрывки их Русской правды, Судебников, Соборного Уложения. По ним проследить изменения социального строя, этапы закрепощения крестьян.
По истории Нового времени можно торганизовать работу с программными документами деятельности общественных организаций ("Конституция Н.Муравьева", "Русская правда"П.Пестеля), программами первых российских партий (кадеты, октябристы, РСДРП).
Большо простор для изучения и анализа дают документы по истории XX в.
2. Многие темы по курсу история позволяют организовать работу в группах. Взаимное изучение и обсуждение проблем, способствует развитию аналитического мышления. Например, можно в группах рассмотреть вопросы развития отдельных русских княжесив в период политической раздробленности, рассмотреть особенности их развития, достоинства и недостатки. Также при изучении вопросов общественного движения в России в XIX в., в отдельных группах обсудить проблемы либерального, консервативного, радикального течений общественной мысли.
3. Также развитию критического мышления способствует рассуждение учащихся по тем или иным историческим проблемам. Можно дать задание письменно поррасуждать и ответить на проблемные исторические вопросы:
откуда пошла земля русская? Почему Москва стала центром обьединения русских княжеств? Значение и роль Невской ьитвы и Ледового побоища в истории Руси? Была ли альтернатива первой русской революции?
Почему белое движение потерпело поражение в годы гражданской войны?
4. Критического подхода требует и анализ деятельности исторических личностей. Эту работу можно организовать индивидуально, дать задание подготовить доклады по тем или иным личностям. Или дать письменную работу на занятии, проанализировать мнения историков и современников о той или иной личности правителя (Иван Третий, Иван Грозный, Александр Невский, Александр Второй).
5. В качестве домашнего задания или в форме викторины можно организовать работу над осмылением исторического или художественного фильма. С анализом, поиском достоверных фактов, представленных авторами фильма. К примеру можно проанализировать такие фильмы как Тайны дворцовых переворов, Годунов, Бунт и др.
Таким образом, возможностей для формирования критчиеского мышления на уроках истории множество. Кроме того, большие возможности для формирования аналитического мышления имеют проектыне работы учащихся, участие в конкурсах и илимпиадах по истории. Учась размышлять о событиях прошлого, учащиеся овладевают навыком критического мышления, анализа современных событий в стране и в мире.