Статья на тему «Развитие критического мышления у младшего школьника»

2
0
Материал опубликован 29 May 2020

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ СЕНСОРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ


Сенсорные особенности восприятия информации.

Человек извлекает информацию из окружающей среды через несколько каналов восприятия: глазами – визуальный канал приема информации, ушами – аудиальный канал, и через прикосновение к объекту, несущему интересующую нас информацию – кинестетический канал.

Каждый человек обладает способностью принимать и анализировать информацию через все перечисленные каналы, но, как правило, отдает предпочтение одному или двум.

Согласно исследованиям ученых, всего у трети людей генетически определено предпочтение какой-либо модальности. В основной массе человечество обладает одинаковым уровнем развития способности работать в разных модальностях. Однако сам этот уровень развития может быть различный, и зависеть не только от наследственности, но и от того, насколько часто востребуется данный канал для восприятия информации.

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Это люди, которые «видят» окружающий мир. Обычно, у них высокий голос, зоркий взгляд, жесты горизонтальны, направлены от себя. При общении визуал смотрит в глаза и требует того же от собеседника. Около 35 % из нас - визуалы.

Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им необязательно смотреть на собеседника и ли прикасаться к нему, главное- слушать. Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют около 25%

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. «Чувствуют» окружающий мир. Они не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза. Ответы на вопросы просты и прямолинейны. Решения принимают, опираясь на свои чувства. Кинестетиков среди населения  около 40 %

Дискреты (дигитал) - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Дискрет (дигитал), прежде всего, воспринимает смысловую составляющую сказанного. Он может не вспомнить, как звучит голос собеседника или как он выглядел, зато точно оценит степень аргументированности сказанного и точность логических построений. «Я полюбил чеснок после того, как узнал, что он полезный».

Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

Определить ведущую модальность можно с помощью тестов, если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном  на основании внешних наблюдений.

По наблюдениям:

Аудиалы много и охотно говорят, всегда внимательно слушают, хотя они могут не смотреть на собеседника. Это не проявление антипатии, просто им не важна визуальная составляющая информации. Аудиалы чутко улавливают малейшие оттенки интонации, могут обидеться только на слишком грубую интонацию (хотя, к примеру, кинестетик и внимания на такую мелочь не обратит). Визуалы, наоборот, глаз с собеседника не сводят. Они всегда отметят новую прическу или удачное сочетание цветов в одежде. Их мнение о собеседнике основывается на внешнем впечатлении. Одежда, мимика, жесты – все это очень важно для визуалов. А вот слушать они могут невнимательно, как, впрочем, и кинестетики. Это нормально для подобных психотипов. Кинестетики во время беседы много двигаются, жестикулируют. Пожалуй, именно они – самый грациозный психотип. Ответ на вопрос «как определить кинестетика» очевиден. Потому что именно такой тип всегда старается прикоснуться к собеседнику: похлопать его по плечу, дотронуться до руки. Это вовсе не посягательство на личное пространство. Просто кинестетики именно так ощущают мир.





Наблюдения на уроке дает следующую информацию:

Выраженный визуал — ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т. д.

Выраженный аудиал — часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет.

Выраженный кинестетик — чаще всего очень подвижный, легко отв­лекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко прояв­ляет эмоции, часто неаккуратен «потому что - какая разница...». Одна­ко, зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. Эти дети создают для учителя обыч­но много проблем, однако, из кинестетиков, если они осваивают и другие способы общения с миром, по­лучаются яркие творческие личности.

При записи домашнего задания

Визуалы – послушно откроют дневник и перепишут с доски то, что задано.

Аудиалы – переспросят у учителя или соседа по парте. Дома могут перезвонить однокласснику и уточнить, что задано.

Кинестетики – чаще всего долго роются у себя в портфеле, задание предпочитают отметить прямо в учебнике.

Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.

Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Особенности внимания.

Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно;

аудиал легко отвлекается на звуки;

визуалу шум практически не мешает.

Особенности запоминания.

Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.

Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая.

Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает,  двигаясь.

 

Особенности обучаемости детей с разным типом восприятия

Визуалы – лучше воспринимают новый материал, когда он написан в книге, на доске, представлен схематически. Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, а не с устными. Они лучше овладевают правилами правописания и меньше делают орфографических ошибок. Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел. Визуал любит картинки и краски, а также видеть и составлять таблицы и схемы. От визуала можно требовать быстрого решения задач.

Аудиалы – лучше воспринимают информацию на слух, с большей охотой говорят и слушают, запоминая произношение слов и интонации, читают вслух, учат стихи и готовят пересказы. Предпочитают слушать информацию, записанную на магнитофон, нежели читать её про себя. Чтобы усвоить новую информацию, аудиалы обычно проговаривают ее вслух. Попросить такого человека замолчать нельзя – он просто не запомнит то, что нужно выучить. Они лучше пишут изложения, диктанты. Но аудиалы и самые отвлекаемые на любой звук ученики.

Кинестетики – лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения. Кинестетикам необходимы действия: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. У них хорошо развита моторная память, и они легче усваивают новую информацию, записывая её за учителем или списывая из источника. Эти дети с удовольствием пишут на доске. Любят принимать участие в разыгрывании сценок по изученному материалу. Поэтому во время работы над материалом они ходят взад-вперед, что-то вертят в руках или теребят. В мультфильме «Утиные истории» у главного героя Скруджа Макдака была специальная комната для размышлений. В ней он ходил по кругу, раздумывая над решением очередной проблемы. Даже тропинку протоптал. Этот герой – пример классического кинестетика. Заставлять представителя данного психотипа сидеть спокойно бесполезно. Это не улучшит результат, а, наоборот, ухудшит его.





При выполнении работы на уроке или дома

Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.

Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием.

Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.), запоминание материала у него лучше происходит в движении.

Замечания, производящие нужный эффект

Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем.

Аудиалу – сказать что-то.

Кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по плечу.

Методические рекомендации для разработки заданий с учётом каналов восприятия

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Задания предлагать в виде записей; писать карточки ярко, красиво, красочно;

давать задание: найти что-то в учебнике, тетради самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод…

Вызвать к доске во время математического диктанта; прочитывать задание вслух учителю или родителям; давать задание сочинить что-либо, рассказать классу, объяснить своему другу что-либо…

задание на перекладывание фишек, на рисование, моделирование, пересчёт предметов…

Знание доминирующих каналов восприятия дает учителю возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные особенности и потребности. А это как путь к лучшему взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета.   Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

Работа учителя в трех модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика.

Учет сенсорных особенностей учеников, владение приёмами воздействия на зрительный, аудиальный и кинестетический канал восприятия позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает заложить более прочную базу знаний, и, следовательно, значительно повысить эффективность учебного процесса.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия.

Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать.Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

 

Определение репрезентативных систем (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации) Тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика

Инструкция.

Оцени каждое утверждение пяти блоков теста баллом от 1 до 3.

блока

Вопросы

Балл

1

Когда ты принимаешь важные решения, то основываешься на:

А) своих эмоциях и чувствах;

Б) решениях подобных проблем другими;

В) собственном варианте решения, который кажется наилучшим.

 

2

Когда ты обсуждаешь что-либо с другими людьми, что на тебя больше всего действует?

А) интонация речи, голос собеседника;

Б) те картины, перспективы, которые описывает собеседник;

В) искренние чувства собеседника.

 

3

С какими людьми тебе легче общаться? В них тебе нравится:

А) манера одеваться;

Б) эмоциональность и чувства, которые ты разделяешь;

В) интонация, темп речи, тональность голоса.

 

4

Что легче тебе сделать?

А) найти идеальную громкость звучания плеера;

Б) выбрать наиболее удобную мебель;

В) подобрать для одежды, интерьера богатые цветовые комбинации.

 

5

Что больше всего влияет на твое настроение, самочувствие?

А) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, интонациям голосов людей;

Б) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли мне в ней находиться, двигаться и т. д.;

В) на меня производит сильное впечатление освещение и общий вид обстановки, помещения.

 

Обработка результатов

Аудиальная модальность: 1Б, 2А, ЗВ, 4А, 5А.

Визуальная модальность: 1В, 2Б, ЗА, 4В, 5В.

Кинестетическая модальность: 1А, 2В, ЗБ, 4Б, 5Б.

Наибольшее количество баллов определяет ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации.

 

Тест  аудиал, визуал, кинестетик

(диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с  данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами. 
2. Часто напеваю себе потихоньку. 
3. Не признаю моду, которая неудобна. 
4. Люблю ходить в сауну. 
5. В автомашине цвет для меня имеет значение. 
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение. 
7. Меня развлекает подражание диалектам. 
8. Внешнему виду придаю серьезное значение. 
9. Мне нравится принимать массаж. 
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми. 
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением. 
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней. 
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое. 
14. Люблю читать во время еды. 
15. Люблю поговорить по телефону. 
16. У меня есть склонность к полноте. 
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому. 
18. После плохого дня мой организм в напряжении. 
19. Охотно и много фотографирую. 
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые. 
21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь. 
22. Вечером люблю принять горячую ванну. 
23. Стараюсь записывать свои личные дела. 
24. Часто разговариваю с собой. 
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя. 
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке. 
27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим. 
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться. 
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобную обувь. 
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы. 
32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел. 
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику. 
34. Люблю слушать, когда говорят. 
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать. 
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть. 
37. У меня неплохая стереоаппаратура. 
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой. 
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры. 
40. Не выношу беспорядок. 
41. Не люблю синтетических тканей. 
42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения. 
43. Часто хожу на концерты. 
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности. 
45. Охотно посещаю галереи и выставки. 
46. Серьезная дискуссия – это интересно. 
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами. 
48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту  аудиал, визуал, кинестетик.

• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. 
• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :
• 13 и более – высокий; 
• 8-12 – средний; 
• 7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте,  количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

 

Тест на определение ведущей системы восприятия мира

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.

Плохая погода

Завывание ветра, стук капель.(*)

Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)

Тусклое небо, серые тучи.(+)

Мёд

Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)

Золотистая прозрачная жидкость.(+)

Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)

Море

Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)

Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)

Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)

Яблоко

Звонкий хруст укуса.(*)

Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)

Кисло-сладкий , сочный вкус, запах варенья.(-)

Снег

Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)

Холодный, мягкий, пушистый.(-)

Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)

Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” - это визуалы, больше со знаком “*” - аудиалы, больше ответов со знаком “-“ - кинестетики.

Можно использовать тест для родителей “Методика определения основного канала восприятия” - из книги серии “Мир вашего ребенка” - “Психология детства – азбука для родителей” О.А.Кулягинова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.

Почему важно знать, к какой категории относится ваш ребенок?

Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога или родителя. К примеру, педагог может объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что ребенок надолго усвоит необходимую информацию.

Кроме того, представители разных групп восприятия отличаются и некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательности.

Рекомендации

Ребенок-визуал часто записывает информацию в блокнот, тетрадь. Поэтому излагать ее следует постепенно, чтобы дать ему возможность зафиксировать все необходимое. Очень полезно использование любых наглядных материалов (схемы, рисунки и т.д.).

Аудиалу ни в коем случае нельзя делать замечания, когда он повторяет за педагогом или родителем. Для ребенка так легче усвоить новый материал.

Ребенка-кинестетика не следует заставлять долго сидеть неподвижно, так как в этом случае малыш устает, внимание его рассеивается. Таким детям необходимо чередовать умственные и физические нагрузки. Лучше усваивают материал кинестетики, попробовав что-то сделать, например, кинестетик может сто раз посмотреть, как правильно пишется слово, но не запомнить, но пару раз записать его самому и усвоить правильное написание.

Общаться с ребенком нужно на его языке. Например, при общении с визуалом используйте описательные слова, которые характеризуют форму, цвет, размеры предмета. При общении с аудиалом рекомендуется менять вариации голоса, в этом случае материал будет более понятен. Кинестетики лучше всего воспринимают язык жестов и прикосновений, поэтому, рассказывая ребенку что-то, используйте подходящие жесты.

Вполне естественно, что ребенок, несмотря на свою принадлежность к той или иной категории восприятия, пользуется и другими органами чувств, которые так же необходимо развивать. Ведь от того, насколько хорошо открыты те или иные каналы восприятия, зависит успех всего обучения, умение ребенка общаться!

Критическое мышление

Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, менять профессии и т. д.  Поэтому ученику важно не только получать знания, но и  уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения;  связывать жизненный опыт с новой информацией,  размышлять над смыслом, который вкладывали писатели, ученые в свои труды.

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Ученик, умеющий критически мыслить,  способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур; аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника;  рассматривать  проблемы с разных точек зрения;  находить несколько вариантов решения какой-либо проблемы;  активно воспринимать информацию.

Технология развития критического мышления предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели.

Главными задачами второго этапа осмысление  является активное получение информации, соотнесение нового и уже известного. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.

На этапе рефлексия учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа



Приём «Ассоциация»

Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. ( Почему именно так называется? Что может произойти в пьесе с таким названием? Прошу сформулировать свои догадки.)

Прием «Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

 


 

t1590733761aa.png

 

 

 

Дерево предсказаний может выглядеть так:

t1590733761ab.png

Игра «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

ветер может разрушить горы?

опавшие осенью листья вредят почве?

1см почвы образуется за 300 лет?

норы животных, живущих в почве, разрушают её?

растения участвуют в образовании почвы?

почва и камень родственники?

почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7





























- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

- Мы говорим почва. А что же такое почва?


Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

земля

растительная земля

вещество

суша, а не вода

место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.


Прием «Сводная таблица»

Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнить практическую работу.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

Заполни Сводную таблицу.

Практическая работа в группах.

Название

Основные свойства

Использование

Известняк

Белого, серого или желтого цвета;

Строительство, мел, мрамор.

Гранит

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Глина

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

Песок

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Дороги, стекло

Железная руда

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.


Приём «Инсерт».

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V»

«+»

« – »

«?»

поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


Приём таблица «ЗХУ»

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;

- Это рассказ;

- Ванька писал письмо дедушке в деревню;

- Ванька жаловался на тяжёлый труд;

- Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

- Обязанности Ваньки;

- Обстановка - интерьер;

- Поведение;

- Поступки;


Приём «Концептуальная таблица».

Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а  свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу»

Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?

 а) первая линия сравнения

Для работы класс делится на три группы:

1 группа работает с информацией о тайге

2 группа работает с информацией о смешанном лесе

3 группа работает с информацией о широколиственном лесе

б) вторая  линия сравнения  

 1 группа работает с информацией о растениях тайге,

2 группа работает с информацией о растениях смешанного леса,

3 группа работает с информацией о  растениях широколиственного леса.

в) третья линия сравнения

1 группа работает с информацией о животных тайги,

2 группа работает с информацией о животных смешанного леса,

3 группа работает с информацией о животных широколиственного леса.

Линии сравнения

Тайга

Смешанный лес

Широколиственный лес

Климатические условия




Растительный мир




Животный мир





Прием «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.  После обсуждения в группах  выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.

Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима  добыча полезных ископаемых.

Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.

Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.

Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Прием «Синквейн»

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн: .

1.    Сказка

2.     Волшебная, бытовая.

3.     Читать, пересказывать, учить.

4.    Сказка – ложь, да в ней намёк.

5.    Фантазия, выдумка.

Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Прием «Кластер»

Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

Например, центр – название текста, Смысловые единицы –  деление текста  на части, озаглавливание частей, нахождение ключевых слов или фраз. 

Применение  учителем данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Источник:

1. Гобова Е.С. "Понимать детей - дело интересное". - М.:Аграф, 1997. - 240 с.

2. Муштавинская, Ирина Валентиновна "Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург: КАРО, 2018. - 144 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.