Кластер как метод развития критического мышления у младших школьников

0
0
Материал опубликован 28 December 2022 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вязовская начальная школа-детский сад
Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан










Кластер- как метод развития

критического мышления

у младших школьников






Выполнила: Ишимбаева Инна Юрьевна,

учитель нач.классов







г.Бугульма



Учитель: Ишимбаева И.Ю.

Тема выступления: Кластер- как метод развития критического мышления у

младших школьников

Слайд 1 «Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятияо предмете». Так говорил Лев Семенович Выготский- ученый, который дал начало понятию «критическое мышление».
«Что же такое критическое мышление?» Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов.

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

Слайд 2Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом. Критическое мышление формируется в том случае, если на уроках дети перестают быть пассивными слушателями, а превращаются в настоящих исследователей. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс формирует особый склад мышления и познавательной деятельности.

Слайд 3.В современной школе ученикам приходится осваивать огромное количество учебного материала. Его надо не только читать, но и понимать, запоминать. Чтобы привлечь внимание ученика к материалу урока, помочь усвоить школьный материал, учитель должен находить и прибегать к нехитрым методам…

Слайд 4Их существует множество и я хочу остановиться на одном из них.

Слайд 5Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой для учащегося. Данный метод позволяет активизировать процессы осмысления, запоминания и усвоения текстовой информации. Мысли уже не громоздятся, а гроздятся в определённом порядке.

Слайд 6«Кластер» представляет собой выделение смысловых слов текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Такая система кластеров охватывает больший объём информации, чем мы бы могли получить при любой другой работе. 

Слайд 7В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Слайд 8В своей практике я использую метод кластера. Моим детям очень нравится составлять эти схемы. (Слайд 9,10,11 , показать кластеры, сделанные учениками)

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. Всё это пригодится в жизни.

Слайд12Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

он позволяет охватить большой объем информации;

вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

Слайд 13В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

умение ставить вопросы;

выделять главное;

устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

сравнивать и анализировать;

проводить аналогии.

Слайд 16Выводы.

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

А уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

 

Слайд 17 Спасибо за внимание!
































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.